"Лаборатория грамотности"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЦЕЛЬ: Сформирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка.
ЗАДАЧИ:
- уточнение и обогащение словаря детей, развитие грамматического строя речи;
- формировать предпосылки к успешному обучению в школе;
- воспитывать интерес и любовь к родному языку,
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ в логопедическом направлении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
1 | Наименование проекта | «Лаборатория грамотности» |
2 | Автор проекта | Воспитатель МБДОУ детский сад № 44 Рыбина Светлана Юрьевна |
3 | Целевая группа | Воспитанники старшей группы № 4 |
4 | Обоснование актуальности проекта | Своевременное овладение правильной, грамотной речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью, богатым словарным запасом легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. И наоборот, неясная, бедная речь часто становится причиной неуспеваемости, может породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. В связи с вышеперечисленным, формирование правильной, грамотной и чёткой речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Проект реализован на логопедических занятиях с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста. У многих детей в ходе обследования устной речи выявлен недостаточный уровень развития словообразовательных навыков. Особую трудность представляет образование сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения в понимании не только целых слов, но и основ из которых они состоят. Отсюда следует, что уровень развития лексико-грамматического строя речи не соответствует возрастным нормам. Практика показала, что материала, который представлен в содержании подгрупповых логопедических занятий не достаточно. Появилась необходимость проведения дополнительной работы по образованию сложных слов. Так возникла идея создания проекта «Лаборатория грамотности». Данный проект совершенствует устную речь будущих школьников, формирует один из способов словообразования, обогащает словарь. Тем самым формирует предпосылки успешного обучения в школе. |
5 | Цель и задачи проекта | ЦЕЛЬ: Сформирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка. ЗАДАЧИ: - уточнение и обогащение словаря детей, развитие грамматического строя речи; - формировать предпосылки к успешному обучению в школе; - воспитывать интерес и любовь к родному языку, - привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ в логопедическом направлении. |
Пояснительная записка
Актуальность проекта:
Своевременное овладение правильной, грамотной речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью, богатым словарным запасом легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. И наоборот, неясная, бедная речь часто становится причиной неуспеваемости, может породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.
В связи с вышеперечисленным, формирование правильной, грамотной и чёткой речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Проект реализован на логопедических занятиях с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.
У многих детей в ходе обследования устной речи выявлен недостаточный уровень развития словообразовательных навыков. Особую трудность представляет образование сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения в понимании не только целых слов, но и основ из которых они состоят. Отсюда следует, что уровень развития лексико-грамматического строя речи не соответствует возрастным нормам.
Практика показала, что материала, который представлен в содержании подгрупповых логопедических занятий не достаточно. Появилась необходимость проведения дополнительной работы по образованию сложных слов.
Так возникла идея создания проекта «Лаборатория грамотности». Данный проект совершенствует устную речь будущих школьников, формирует один из способов словообразования, обогащает словарь. Тем самым формирует предпосылки успешного обучения в школе.
Цель: Сформирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка.
Задачи:
- уточнение и обогащение словаря детей, развитие грамматического строя речи;
- формировать предпосылки к успешному обучению в школе;
- воспитывать интерес и любовь к родному языку,
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ в логопедическом направлении.
Предварительная работа:
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала для реализации проекта, организация развивающей среды.
Сроки и этапы проекта
Данный проект состоит из трех этапов:
I этап: подготовительный (апрель 2025 г.)
II этап: внедренческий (апрель 2025 г.)
III этап: заключительный (апрель 2025 г.)
№ | Содержание работы | Сроки исполнения |
I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | ||
1. | Подбор литературы для реализации проекта | апрель 2025 . |
2. | Рассказывание сказки «Любопытный зайчонок» | |
3. | Анкетирование родителей | |
4. | Подбор необходимых атрибутов, материалов | |
II этап: ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ | ||
1. | Изготовление альбома с иллюстрациями «Сложные слова», в котором сложные слова расположены группами | апрель 2025 |
2. | Игры «Отгадай машину в доме», «Скажи по-другому», «Что это?», «Путешествие», «Какая машина уехала?» | |
3. | Мастер-класс для родителей «Как играть со сложными словами?» | |
4. | Составление описательных рассказов – по картинке, по задумке | |
5. | Изготовление игры «Логопедические кубики» | |
6. | Памятка «Сложные слова» с играми и упражнениями | |
7. | Изготовление стенгазет «Лаборатория грамотности» родителями совместно с детьми | |
III этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | ||
1. | Обсуждение итогов проекта, презентация стенгазеты | апрель 2025 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация содержательного компонента образовательной программы в проектно-событийном формате на примере методики «Лаборатория грамотности»
Описание образовательной практики «Лаборатория грамотности», в основу которой положены методические рекомендации Л. Свирской (автора образовательной программы «Вдохновени...

«Лаборатория грамотного родителя»
Зырянова Анастасия Викторовна, воспитатель детей дошкольного возраста,МБДОУ № 8, г. Канск, Красноярский край«Лаборатория грамотного родителя» Цель: Расширение родительско...

Выступление " Презентация опыта работы по лаборатории грамотности "Вдохновение"
Развитие предпосылок грамотности начинается в самом раннем детстве. Занимая ребенка в течение дня, взрослые называют предметы, читают и рассматривают книги вместе с ним, общаются, предъявляя ребенку ...

Презентация из опыта работы "Лаборатория грамотности" по программе "Вдохновение"
Презентация из опыта работы "Лаборатория грамотности" по программе "Вдохновение"...

