Методическая разработка на тему: «Дидактические пособия для развития дыхания у детей с ТНР»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Дыхание ребёнка отличается от дыхания взрослого человека. Ребенок имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно.
Он не может произвольно контролировать правильность своего дыхания.
В работе логопеда важным является речевое дыхание, отличие такого дыхания от физиологического – это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
Речевое дыхание – это основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 401.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Дидактические пособия
для развития дыхания у детей с ТНР»
Разработала:
Абузярова Е.Ю.
2025 г.
Содержание
- Введение стр.3
- Актуальность стр.3
- Цель. Задачи стр.4
- Требования стр.4
- Игровые упражнения стр.5
- Заключение стр.7
- Список литературы стр.7
Введение
Дыхание ребёнка отличается от дыхания взрослого человека. Ребенок имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Он не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. В работе логопеда важным является речевое дыхание, отличие такого дыхания от физиологического – это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание – это основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, оно создает условия для поддержания нормальной громкости речи, сохранения плавности речи, интонационной выразительности и четкого соблюдения пауз.
В работе над развитием у ребенка правильного речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. У ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
При проведении специальных игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
Игровые упражнения по развитию речевого дыхания должны быть красивыми, удобными, интересными и поэтому нужно делать пособия своими руками.
Актуальность
В настоящее время у большинства детей с ТНР имеются нарушения физиологического и речевого дыхания. Правильное речевое дыхание, обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для нормальной грамотности речи, соблюдения пауз, сохраняет плавность речи и интонационную выразительность.
Дети младшего дошкольного возраста не умеют правильно и рационально использовать выдох. Речь на вдохе отрицательно влияет на их развитие речи. При неправильном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Так как на середине речи они вынуждены добирать воздух. Правильное речевое дыхание – это залог успеха в освоении правильного произношения звуков.
С каждым годом численность детей с ТНР растет. У детей дошкольного возраста, самым распространенным недостатком речи, является нарушение звукопроизношения. Дефекты речи носят самый разнообразный характер, может быть нарушено произношение многих групп звуков. А как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Существуют различные упражнения для развития речевого дыхания и в своей работе, для поддержания у детей интереса к таким упражнениям, я уделяю большое внимание предметно - развивающей среде. Для ее обогащения я создала дидактические пособия и разработала серию дидактических игр на развитие речевого дыхания.
Цель - формирование правильного речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении.
- формировать навыки правильного речевого дыхания;
- укреплять мышцы лица и грудной клетки;
- повышать умственную работоспособность детей;
- стимулировать интерес к занятиям.
Требования к проведению дыхательных игровых упражнений:
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи;
- можно выполнять упражнения каждый день по 3-5 минут, индивидуально с ребенком, во 2 половине дня.
- учить вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- после выдоха сделать остановку на 2-3 секунды.
Игровые упражнения для развития дыхания:
«Метелица»
Цель: добиваться от детей длительного ротового выдоха. Оборудование: шарики из пенопласта, бутылка, коктейльная трубочка. Ход игры:
Учитель-логопед рассказывает стихотворение, а ребенок в это время
набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через трубочку, создавая воздушной струей метелицу.
Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает.
И весело деревьям, И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету.
«Вертушка – солнышко»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры:
Показываем ребёнку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
«Рыбалка на море»
Цель: развитие длительного плавного вдоха, закрепление названий рыб обитающих в Черном море
Оборудование: коробка, коктейльные трубочки, цветная бумага, бумажные рыбки, обитающие в Черном море.
Ход игры:
- Сегодня мы будем рыбаками. Ваша задача - поймать рыбок, набирая воздух через трубочку и вспомнить названия рыб.
«Сказочный снеговик»
Цель: развитие сильного плавного выдоха, интерес к явлениям природы
Оборудование: Снеговик, изготовленный из пластмассовой бутылочки, шарики пенопласта, одноразовая трубочка.
Ход игры:
- Наступила зима и дети слепили снеговика. Но в новогоднюю ночь, происходят чудеса, давайте дунем в трубочку и посмотрим, что произойдет.
Ребёнок дует в трубку и шарики взлетают вверх.
«Листопад»
Цель: обучение детей плавному свободному выдоху; активизация губ.
Оборудование: Дерево, листочки разного цвета (изготовленные из бумаги).
Ход игры:
Осенью происходит листопад, разноцветные листья падают с деревьев. Когда дует ветер – все листья разлетаются в разные стороны по земле. Давайте подуем на листья. Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
«Чашки с горячим чаем»
Цель: обучение детей плавному выдоху.
Оборудование: чашка вырезается из цветного картона, пар изображается бумагой и прикрепляется к чашке.
Ход игры:
Педагог приглашает детей на чай, раздаёт каждому чашечку и предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл.
Педагог ставит проблемный вопрос: «Пить горячий чай нельзя - можно обжечься. Что делать?» Дети находят выход из сложившейся ситуации: «Надо чай остудить». Предлагают подуть.
«Клоун здоровается»
Цель: учить детей набирать воздух через нос, а выдыхать его через трубочку.
Оборудование: картонный тубус оформленный в виде клоуна, руки клоуна изготовлены из силиконовых перчаток, для воздушной струи сделано отверстие.
Ход игры:
Учитель - логопед показывает, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Выполнив правильно это упражнение, у клоуна надуваются ручки, с помощью которых он может здороваться с ребенком. Тот, кто правильно выполнит задание, может играть с этой игрушкой.
Заключение
Дыхательная гимнастика просто необходима детям. Она учит правильно дышать, улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка; гиперактивные дети благодаря дыхательной гимнастике успокаиваются, расслабляются. Дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные дидактические пособия, включающие подборку игровых упражнений на развитие речевого дыхания, отличаются доступностью и могут быть использованы в любой дошкольной образовательной организации.
Рекомендованные игры и упражнения, помогут развитию правильного речевого дыхания у детей с ТНР, тем самым создавая условия для успешного овладения правильной хорошо звучащей речью, поддержанию и сохранению здоровья дошкольника.
Список используемой литературы:
- Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.
«Дефектология»/ Л.С. Волков, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи: Учебное издание/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – Изд. Просвещение, 2008.
- Развиваем речь и мышление дошкольника. Программно-методические указания и вариативные конспекты занятий/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. – М.: В. Секачев, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплектов наглядно - дидактических пособий на тему: Движение+движение = формула здоровья
Задачи методической разработки:- вызвать интерес у родителей к решению проблемы укрепления здоровья детей и формированию элементарных привычек здорового образа жизни;- обеспечить взаимодей...
Методическая разработка по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Игры такие разные»
Цель методической разработки состоит в том, чтобы рассмотреть роль дидактических игр в коррекционно-педагогическом процессе с дошкольниками, в частности роль дидактических игр в обучении детей ма...
Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста «Гусеница»
Дидактическое пособие предназначено для детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста. Оно является привлекательным для ребенка и соответствует по мере усложнения ...

Методическая разработка на тему " Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Методическая разработка...

Методическая разработка на тему: «Дидактическое пособие “Ковробук” (“В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”))
Ковробук - очень удобное приспособление для проведения разнообразных занятий с детьми и развивающих игр, которые подбираются в зависимости от возраста малыша. С его помощью можно рассказать разн...

Методическая разработка: дидактическое пособие по развитию дыхания "Дышим правильно-болеем мало!"
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды &ndash...
Методическая разработка по теме: «Комплексный подход по развитию и социализации детей с ОВЗ, используя театрализацию сказок на логоритмических занятиях»
Методическая разработка комплексных занятий учителя-дефектолога и учителя-логопеда, с ипользованием сказок...

