Конспект НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну волшебных ноток» /на тему «Музыка. Музыкальные инструменты»/
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шляева Наталья Сергеевна

Конспект НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну волшебных ноток» /на тему «Музыка. Музыкальные инструменты»/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-puteshestvie_za_volshebnymi_notkami-.docx29.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие за волшебными нотками»

/на тему «Музыкальные инструменты»/

Составлен учителем-логопедом ГБДОУ д/с №1 Выборгского района

Шляевой Натальей Сергеевной

Цель: формировать умение детей использовать в процессе речевого общения образцы правильной речи в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной), расширение представлений детей о музыкальных инструментах.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Музыкальные инструменты», знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов. Формировать умение классифицировать музыкальные инструменты на струнные, ударные и духовые. Совершенствование грамматического строя речи: образовывание существительных мужского и женского рода в единственном числе (флейтист, флейтистка..); согласование существительных с числительными (2 гитары, 5 виолончелей, 3 скрипки). Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, определения количества слогов в слове.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи путем составления простых распространенных предложений с предлогом. Развитие мышления, слухового внимания, памяти, зрительного внимания и восприятия, обшей и мелкой моторики, координации речи с движением, чувства ритма.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, инициативности. Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса беседы о музыкальных инструментах. Воспитывать самостоятельность и контроль за собственной речью.

Здоровьесберегающие: Обеспечение психологической безопасности личности (психологически комфортная организация режимных моментов, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения учителя-логопеда и детей); Использование приемов релаксации во время логопедического занятия; Соблюдение режима охраны зрения;

Реализуемые образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

Оборудование: иллюстрационный материал по теме, интерактивный стол для показа слайдов; игра с липучками «Инструменты»; фишки для составления звуковых схем, набор букв для ковролина; пособие «Сосчитай инструменты» для согласования существительных с числительными; аудиозаписи; пособие «Весёлые капельки» для считывания и воспроизведения ритмических рисунков.

Проектирование деятельности (предварительная работа): беседа о жанрах музыки и музыкальных инструментах. Рассматривание картин; слушание произведений Чайковского и Шостаковича (по программе муз.занятий); Отгадывание загадок о муз. инструментах; Работа с ритмическими схемами.

Ход деятельности:

Звучит музыка. Дети заходят и делают круг.

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие и для начала я предлагаю поприветствовать друг друга и наших гостей.  Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое! (скрещивание рук с пальцами)

Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки вверх)

Шлём привет мы всем вокруг («цветок» руками)

Я твой друг и ты мой друг! (рукой от себя и на себя)

Шлём привет мы всем гостям (пружинка с поворотом головы)

Очень, очень рады вам! (руки на грудь, и то себя)

-Ребята, что вы услышали, заходя в группу? /музыку/

Как вы думаете, откуда берётся музыка? Что нужно, чтобы она появилась? /ответы детей/.

-Верно, для того, чтобы музыка появилась, её нужно сочинить и исполнить. Это может сделать любой человек? /ответы детей/

-Да, чтобы сочинять музыку, человек должен получить профессию композитора или музыканта. Где можно получить эти профессии? /подвести к ответам детей: музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория/.

К нам в группу сегодня прибыл сказочный гость, давайте познакомимся с ним. /слайд на экране/.

Это музыкант и дирижёр Бубенчик. Вы знаете кто такой дирижёр и чем он занимается? Бубенчик живёт в сказочной стране волшебных ноток, куда вчера нагрянул ураган и разбросал все нотки. Теперь Бубенчику нужна помощь, он просит помочь собрать нотки, всего их семь, вы знали это? А кто узнал сегодня – предлагаю это запомнить. Но для поиска ноток нужно выполнить волшебные музыкальные задания. Хотите попробовать? Тогда возьмёмся дружно за дело: будем как обычно внимательны, старательны и сообразительны!  

Присядьте на ковёр, у меня для вас есть небольшая история. /история возникновения музыкальных инструментов и их виды/.

-Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был он сам. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди, бедру, хлопки в ладоши…). А первую в мире мелодию воспроизвел человеческий голос. Для того, чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то притопывал. Первобытные люди стали сопровождать свои танцы ритмичными ударами одного камня о другой или палкой по корягам, пням (замечая, что разные по размеру, толщине палки издают разные по высоте, громкости звуки). Звуки издавались в результате удара одного предмета о другой. Ребята, вы догадались, как люди назвали эти инструменты?

/от слова ударить - ударные музыкальные инструменты/.

Выберете из инструментов только ударные и поместите их в нужное место.

(БАРАБАН, БУБЕН, ТРЕУГОЛЬНИК, МЕТАЛЛОФОН)

Назовите инструмент, в названии которого 2 слога. ..3 слога, …4 слога.

-Вы ответили на вопросы верно и добыли первую нотку! У каждой из них есть своё имя – прочтите как зовут первую ноту.

Предлагаю теперь потренировать себя в роли музыкантов – прочитать и исполнить ритм по подсказкам. Если справимся – получим вторую нотку Бубенчика.

/ритмические схемы для воспроизведения на ложках или барабане с 1 палочкой/.

-Отлично справились, вот и вторая нотка! Её зовут РЕ. Возвращаемся на ковёр.

Много веков назад люди научились пользоваться для охоты луком и стрелами. И вот однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Звук ему понравился, и тогда он решил натянуть рядом ещё одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию.

Посмотрите на картинки и найдите музыкальный инструмент, который похож на лук с тетивой. /Это арфа/. Арфа стала первым инструментом, у которого были струны. Как можно назвать инструменты, если у них есть струны? /струнные инструменты/. Выберете изображения струнных инструментов.

(СКРИПКА, АРФА, ГИТАРА, ВИОЛОНЧЕЛЬ)

Чтобы заполучить третью нотку, нужно сосчитать струнные инструменты и правильно назвать. /Я вижу 2 гитары… я вижу 5 скрипок/… 

-Молодцы, вот и третья нотка! Прочитайте её имя.

Ещё есть инструменты, которые звучат с помощью воздуха - духовые инструменты. Зародились они тоже в глубокой-глубокой древности. Люди брали кусок тростника, косточку или рог животного, скорлупу крупного ореха, морскую раковину… всё, что использовали в повседневной жизни и пробовали в них подуть. Вырезали дудочки из камыша и веток.

Поместите на нужное место духовые инструменты.

Чтобы забрать четвёртую нотку, нужно составить звуковые схемы названий инструментов, которые прячутся в конверте. Напоминаю, для составления схемы, сначала в полголоса назовите звуки в слове по порядку. /дети выбирают карточки, составляют схемы за столами, взаимопроверка по парам/.

-Отлично справились и проверили друг друга. Вот и четвёртая нотка! А зовут её?..

Для поиска пятой ноты мы сами отправимся в страну волшебных нот. Готовы?

Динамическая пауза. Речь с движением ««По дорожке»

Друг за другом мы идём, ножки поднимаем.

И в страну волшебную весело шагаем.                 (высоко поднимают колени)

Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки,

Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки.           (идут на носочках)

Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит,

Он сбивает нас с пути, хватит, ветер, не шуми.

                                                                   (руки прямые, кисти рук вправо, влево)

По тропинке мы легко, весело бежали                     (бег на месте)

Вот страна волшебная, мы тебя узнали!

Слайд с волшебной страной. Дети садятся на стульчики.

- Для получения пятой нотки расшифруйте названия некоторых инструментов по первому звуку в названии каждой картинки. /определение первого звука в слове и звуковой синтез выбранных звуков: арфа, гусли, труба/.

-Молодцы! Забираем пятую ноту, прочитайте её имя.

Вы, конечно, знаете, что мы часто называем музыканта по названию того инструмента, на котором он играет. А музыкантами могут быть и мужчины, и женщины. Для получения шестой нотки нужно правильно назвать музыкантов по их инструменту и не забывать, что среди них есть мужчины и женщины.

/на слайде появляются инструменты, дети составляют предложения по образцу: Гитара. На гитаре играет гитарист или гитаристка. (скрипка, пианино, арфа, флейта, саксофон, труба)/.

-Замечательно! И шестая нотка наша, зовут её.. (ля). Как будто и правда слышится песенка.

Как называется то, что состоит из звуков и нот, может влиять на наше настроение и вызывать разные чувства? Может рассказать о том, о чём не скажешь словами..

/МУЗЫКА/.

Составьте отгадку из букв на ковролине и заберите последнюю седьмую нотку.

-Теперь все нотки в сборе, прочтём их имена и отдадим Бубенчику.

Подведение итогов: на слайде появляется герой волшебной страны с найденными нотами, благодарит детей за помощь/.

Рефлексия:

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было самым лёгким?

- Какое задание было самым трудным?

 -Можем ли мы похвалить себя и за что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в страну Сказок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 53»      Конспектнепосредственной образовательной деятельности с де...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по волшебной стране".

Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; произвольности поведения и произвольности внимания; снятие психического и физического напряжения; воспитани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие Колобка по волшебному лесу».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы ро развитию речи....

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Фантазеров» (игры с правилами)

Организация совместной игровой деятельности с детьми подготовительной группы (игры с правилами)...

Конспект основной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Вежливости»

ЦЕЛЬ: упражнять в употреблении в речи различных речевых форм приветствия, благодарности, извинения, прощания, обращение к взрослым, сверстникам, побуждать говорить «волшебные слова» от душ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну эмоций»

В данном занятии педагог продолжает знакомить  детей с миром эмоций, учит детей, понимать свои эмоции и чувства, а так же эмоции и чувства окружающих людей....