Квест-игра "Путешествие со звуками"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Квест-игра «Путешествие со звуками»

 

Развитие слухового внимания, восприятия неречевых и речевых звуков.

Стимуляция звукоподражания и речевой активности (на доступном уровне).

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

Создание положительного эмоционального настроя и мотивации к взаимодействию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_puteshetvie_so_zvukami.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Путешествие со звуками»

Цель:

Развитие слухового внимания, восприятия неречевых и речевых звуков.

Стимуляция звукоподражания и речевой активности (на доступном уровне).

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

Создание положительного эмоционального настроя и мотивации к взаимодействию.

Задачи:

Учить детей прислушиваться к звукам окружающего мира и различать их.

Побуждать к имитации простых звуков (животных, транспорта, бытовых шумов).

Развивать умение соотносить звук с его источником (предметом, картинкой).

Способствовать развитию коммуникативных навыков через игровые действия.

Оборудование: "Карта путешествия" с символическими остановками, "Волшебный мешочек" или коробка, предметы, издающие звуки: колокольчик, бубен, барабанчик, шуршащая бумага, погремушка, деревянные ложки, свисток, картинки/игрушки: животные (кошка, собака, корова, петух), транспорт (машина, поезд), аудиозаписи (опционально): голоса животных, звуки транспорта, звуки природы (дождь, ветер), материалы для сенсорных игр (если планируется): контейнеры с крупой, водой для переливания (для создания звуков), символические "билетики" или фишки для прохождения станций, призы-наклейки или маленькие поощрения.

Предварительная работа:

Знакомство с некоторыми звуками в повседневной деятельности.

Рассматривание картинок животных, транспорта.

Ход квест-игры:

1. Организационный момент. Введение в игру.

Ведущий (логопед): "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в Страну Звуков! Посмотрите, у меня есть карта (показывает карту). Мы будем путешествовать от одной звуковой станции к другой и слушать разные звуки. Готовы?"

Можно раздать "билетики" или надеть символические атрибуты путешественников (например, бумажные шапочки).*

2. Станция 1: "Лесные тайны" (Неречевые звуки природы/бытовые шумы)

Ведущий: "Первая остановка – 'Лесные тайны'. Здесь прячутся разные звуки. Давайте послушаем!"

Задание: "Угадай, что звучит?"

Педагог за небольшой ширмой (или спиной ребенка, если это не вызывает тревоги) производит звуки различными предметами: звенит колокольчиком, стучит ложками, шуршит бумагой, гремит погремушкой.

Ребенок должен показать на предмет, который издал звук (если предметы перед ним) или попытаться издать похожий звук/вокализацию.

Адаптация для ТМНР: Предложить выбор из 2-3 предметов. Помогать указательным жестом. Поощрять любую реакцию. Можно использовать аудиозаписи звуков природы (шум дождя, ветра), сопровождая их картинками или действиями (кап-кап, дуем).

3. Станция 2: "Кто в домике живет?" (Звуки животных)

Ведущий: "Мы приехали на станцию 'Кто в домике живет?'. Здесь живут разные животные. Давайте послушаем, как они разговаривают."

Задание: "Угадай, кто это, и попробуй сказать, как он."

Показ картинок или игрушек животных (кошка, собака, корова, петух).

Педагог произносит звукоподражание ("Мяу-мяу! Кто это?").

Побуждение ребенка к повторению звукоподражания (даже если это только гуление или попытка артикуляции).

Можно использовать аудиозаписи голосов животных.

Адаптация для ТМНР: Сопровождать звукоподражания жестами (например, "ушки" для кошки). Принимать любую вокализацию в ответ на звук.

4. Станция 3: "Городские гудки" (Звуки транспорта)

Ведущий: "Следующая станция – 'Городские гудки'. Какие машины ездят по городу?"

Задание: "Послушай и покажи (или скажи), что это."

Показ картинок или игрушек транспорта (машина, поезд, самолет).

Педагог издает звуки ("Би-би!" – машина, "Ту-ту!" – поезд, "У-у-у!" – самолет), сопровождая их простыми движениями (руль, паровозик, крылья).

Побуждение ребенка к повторению звуков и движений.

Адаптация для ТМНР: Использовать яркие игрушки, которые можно потрогать. Акцент на совместном выполнении движений и звуков.

5. Станция 4: "Музыкальная шкатулка" (Ритм и музыкальные звуки)

Ведущий: "А вот и 'Музыкальная шкатулка'! Здесь живут веселые звуки и музыка."

Задание: "Поиграем на музыкальных инструментах!"

Предложить ребенку простые музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы, колокольчик).

Поиграть вместе: отстучать простой ритм, погреметь, позвенеть.

Можно включить короткий фрагмент детской песенки и подвигаться под музыку, издавая звуки инструментами.

Адаптация для ТМНР: Помогать ребенку держать инструмент и извлекать звук. Главное – процесс и положительные эмоции от совместной деятельности.

6. Завершение квеста. "Возвращение".

Ведущий: "Наше путешествие по Стране Звуков подошло к концу! Мы слышали много разных звуков, играли и веселились. Посмотрите на нашу карту, сколько станций мы посетили!"

Кратко вспомнить, какие звуки встречались (с опорой на картинки или предметы).

Похвалить каждого ребенка за участие и старание.

Вручить символические призы (например, наклейки "Знаток звуков!" или маленькие игрушки).

Важные моменты при работе с детьми с ТМНР:

Индивидуализация: Учитывайте возможности и темп каждого ребенка. Задания можно упрощать или усложнять.

Наглядность: Используйте максимум наглядных материалов (игрушки, картинки, реальные предметы).

Повторяемость: Повторяйте игры и задания на разных занятиях для лучшего усвоения.

Положительное подкрепление: Хвалите за любую попытку, за внимание, за проявление интереса.

Короткие этапы: Не затягивайте каждую станцию, чтобы дети не уставали.

Игровая форма: Весь квест должен проходить в атмосфере игры и удовольствия.

Тактильный контакт и эмоциональная поддержка: Будьте рядом, помогайте, улыбайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...