Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Ж] и [З] для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Ж] и [З] для детей 5-7 лет

Тема: Дифференциация звуков [Ж] и [З] (с героем – Жужа)

Цель: Дифференциация звуков [Ж] и [З] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков [Ж] и [З].
  • Формировать умение различать звуки [Ж] и [З] изолированно, в слогах, словах и предложениях на слух и в собственной речи.
  • Расширять словарный запас словами, содержащими звуки [Ж] и [З].
  • Упражнять в правильном употреблении звуков [Ж] и [З] в самостоятельной речи.
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание и голосообразование.
  • Развивать внимание, память и мышление.
  • Развивать навыки самоконтроля за собственной речью.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к занятиям и логопедическим упражнениям.
  • Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.
  • Формировать положительную установку на коррекционный процесс.

Оборудование:

  • Индивидуальное зеркало.
  • Картинки с артикуляционными упражнениями для звуков [Ж] и [З].
  • Мягкая игрушка или картинка пчелки Жужи (или другого персонажа, начинающегося на Ж, например, Жука).
  • Карточки с символами звуков [Ж] и [З] (например, жук – [Ж] и змея – [З]).
  • Предметные картинки со словами, содержащими звуки [Ж], [З], [Ж] и [З] (жук, жаба, жираф, зонт, замок, заяц, звезда, жёлтый, железо).
  • Карточки со слогами: за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жы, зе-же, зи-жи.
  • Картинки с предложениями, содержащими звуки [Ж] и [З].
  • Мяч.
  • Две небольшие корзинки или коробочки.
  • Картонные соты (или рисунок сот).

Ход занятия:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие: “Здравствуй! К нам сегодня прилетела пчелка Жужа! Она хочет, чтобы мы научили её правильно говорить звуки [Ж] и [З].”
  • Создание положительного эмоционального настроя: “Жужа приготовила для тебя интересные задания! Ты готов ей помочь?”
  • Сообщение темы занятия: “Сегодня мы будем учиться различать звуки [Ж] и [З], чтобы речь Жужи и твоя речь были красивыми и понятными”.

II. Артикуляционная гимнастика (5 минут) (Готовим ротик для Жужи)

  • Упражнения перед зеркалом:
  • “Улыбка-трубочка” (показываем Жуже, как надо делать).
  • “Заборчик” (улыбка, показываем Жуже красивые зубки).
  • “Иголочка” (язычок вытягивается, как иголочка, для звука [З]).
  • “Лопатка” (язык широкий и расслабленный на нижней губе).
  • “Чашечка” (для звука [Ж], делаем из язычка чашечку).
  • “Жало” (вытянуть язык “жалом”, узким кончиком).
  • Логопед следит за правильным выполнением упражнений и корректирует ошибки: “Жужа внимательно смотрит, как ты стараешься!”.

III. Дыхательная гимнастика (2 минуты) (Учим Жужу правильно дышать)

  • “Дует ветерок”: Сдуть ватку с ладони. “Представь, что ты дуешь на легкую снежинку. Как надо дышать, чтобы снежинка улетела?”
  • “Задуй свечу”: Сделать глубокий вдох и плавно выдохнуть, как будто задуваем свечу. “Жужа хочет задуть свечи на своём тортике!”.
  • Следить за правильным дыханием (вдох через нос, выдох через рот).

IV. Развитие фонематического слуха (5 минут) (Проверяем, как Жужа слышит звуки)

  • Логопед произносит звуки [Ж], [З] изолированно. Ребенок показывает соответствующую картинку-символ (жук – [Ж], змея – [З]). “Жужа говорит звук, а ты показываешь картинку!”.
  • Логопед произносит слоги (за-жа, зо-жо и т.д.). Ребенок поднимает соответствующую карточку с символом звука. “Слушай внимательно, какие слоги произносит Жужа!”
  • Игра “Поймай звук”: Логопед произносит слова, содержащие звуки [Ж] и [З], ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук. “Жужа спрятала звуки в словах, а ты их лови!”.

V. Дифференциация звуков в слогах (5 минут) (Помогаем Жуже различать звуки в слогах)

  • Логопед показывает карточки со слогами: за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жы, зе-же, зи-жи.
  • Ребенок повторяет слоги за логопедом, четко произнося каждый звук. “Жужа просит повторить за ней слоги!”
  • Игра “Кто внимательный?”: Логопед называет слоги в разной последовательности, ребенок повторяет только те слоги, которые начинаются на заданный звук ([Ж] или [З]). “Жужа путает слоги! Помоги ей исправить ошибки!”

VI. Дифференциация звуков в словах (10 минут) (Учим Жужу правильно произносить слова)

  • Логопед показывает картинки со словами, содержащими звуки [Ж] и [З] (жук, зонт, жаба, заяц, жираф, звезда и т.д.).
  • Ребенок называет картинку, четко произнося каждый звук. “Жужа показывает картинку, а ты называешь, что на ней изображено.”
  • Игра “Разложи по домикам”: Логопед предлагает ребенку разложить картинки в две корзинки/коробочки: в одну – картинки со словом, начинающимся на звук [Ж], в другую – на звук [З]. “Жужа собирает своих друзей! Разложи их по домикам!”
  • Игра “Что лишнее?”: Логопед называет ряд слов, где одно слово отличается по наличию звука (например, жук, жаба, зонт, жираф). Ребенок должен определить лишнее слово. “Жужа специально запутала слова! Найди лишнее!”.
  • Игра “Помоги Жуже собрать мёд”: На столе лежат соты из картона. Нужно положить на них картинки только со звуком [Ж] (т.к. Жужа жужжит).

VII. Физкультминутка (2 минуты) (Отдыхаем вместе с Жужей)

  • “Полетаем как жуки”: Дети бегают по комнате, машут руками, как крыльями, и жужжат: “Ж-ж-ж!”. “Полетаем вместе с Жужей!”
  • “Змейка”: Имитируем движения змейки (из стороны в сторону), тянем звук З-з-з.

VIII. Дифференциация звуков в предложениях (10 минут) (Учим Жужу правильно строить предложения)

  • Логопед показывает картинки с простыми предложениями, содержащими звуки [Ж] и [З].
  • Ребенок читает предложения и четко проговаривает звуки [Ж] и [З]. “Жужа хочет, чтобы ты помог ей прочитать предложения.”
  • Игра “Составь предложение”: Логопед называет слова (жук, зонт, зеленый), а ребенок составляет с ними предложение. “Придумай предложение с этими словами. Жужа будет очень рада!”.
  • Игра “Закончи предложение”: Жужа начала предложение, а ты закончи. Например: «Летом на лугу летают … (жуки).» или «У змеи красивая … (кожа).»

IX. Автоматизация звуков в свободной речи (3 минуты) (Слушаем, как Жужа говорит сама)

  • Логопед предлагает ребенку рассказать Жуже о себе или о своих любимых животных, стараясь использовать слова со звуками [Ж] и [З]. “Жужа хочет с тобой познакомиться! Расскажи ей что-нибудь о себе и о своих любимых животных!”.

X. Итог занятия (3 минуты)

  • Подведение итогов занятия: “Сегодня ты очень хорошо помогал Жуже и научился лучше различать звуки [Ж] и [З]! Жужа тебе очень благодарна! Ты молодец!”.
  • Оценка работы ребенка.
  • Домашнее задание: повторить упражнения и слова со звуками [Ж] и [З].
  • Поощрение: Жужа дарит ребенку небольшую наклейку с изображением пчелки. “Жужа дарит тебе подарок за помощь!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...