Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] и [Р] для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] и [Р] для детей 5-7 лет

Цель: Дифференциация звуков [Л] и [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Уточнить артикуляцию звуков [Л] и [Р].
  • Формировать умение различать звуки [Л] и [Р] изолированно, в слогах, словах и предложениях на слух и в собственной речи.
  • Расширять словарный запас словами, содержащими звуки [Л] и [Р].
  • Упражнять в правильном употреблении звуков [Л] и [Р] в самостоятельной речи.
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание и голосообразование.
  • Развивать внимание, память и мышление.
  • Развивать навыки самоконтроля за собственной речью.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к занятиям и логопедическим упражнениям.
  • Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.
  • Формировать положительную установку на коррекционный процесс.

Оборудование:

  • Индивидуальное зеркало.
  • Картинки с артикуляционными упражнениями для звуков [Л] и [Р].
  • Карточки с символами звуков [Л] и [Р] (например, лягушка и рак).
  • Предметные картинки со словами, содержащими звуки [Л], [Р], [Л] и [Р] (лампа, лодка, лук, рука, рак, рыба, ландыш, ручка, корона, лото, репа и т.д.).
  • Карточки со слогами: ла-ра, ло-ро, лу-ру, лы-ры, ле-ре, ли-ри.
  • Картинки с предложениями, содержащими звуки [Л] и [Р].
  • Мяч.
  • Игрушка (например, лиса или робот).

Ход занятия:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Сообщение темы занятия: “Сегодня мы будем учиться различать звуки [Л] и [Р] в словах и предложениях, чтобы наша речь была красивой и понятной”.

II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)

  • Упражнения перед зеркалом:
  • “Улыбка-трубочка”
  • “Лопаточка” (язык широкий и расслабленный на нижней губе).
  • “Иголочка” (язык узкий и напряженный).
  • “Часики” (язык качается вправо-влево).
  • “Качели” (язык поднимается вверх к носу и опускается вниз к подбородку).
  • Для [Р]: “Лошадка”, “Грибок”, “Барабанчик”.
  • Логопед следит за правильным выполнением упражнений и корректирует ошибки.

III. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

  • “Листопад”: Сдуть ватку с ладони.
  • “Задуй свечу”: Сделать глубокий вдох и плавно выдохнуть, как будто задуваем свечу.
  • Следить за правильным дыханием (вдох через нос, выдох через рот).

IV. Развитие фонематического слуха (5 минут)

  • Логопед произносит звуки [Л], [Р] изолированно. Ребенок показывает соответствующую картинку-символ (лягушка – [Л], рак – [Р]).
  • Логопед произносит слоги (ла-ра, ло-ро и т.д.). Ребенок поднимает соответствующую карточку с символом звука.
  • Игра “Поймай звук”: Логопед произносит слова, содержащие звуки [Л] и [Р], ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

V. Дифференциация звуков в слогах (5 минут)

  • Логопед показывает карточки со слогами: ла-ра, ло-ро, лу-ру, лы-ры, ле-ре, ли-ри.
  • Ребенок повторяет слоги за логопедом, четко произнося каждый звук.
  • Игра “Кто внимательный?”: Логопед называет слоги в разной последовательности, ребенок повторяет только те слоги, которые начинаются на заданный звук ([Л] или [Р]).

VI. Дифференциация звуков в словах (10 минут)

  • Логопед показывает картинки со словами, содержащими звуки [Л] и [Р] (лампа, рак, ландыш, ручка, лото, репа и т.д.).
  • Ребенок называет картинку, четко произнося каждый звук.
  • Игра “Разложи по домикам”: Логопед предлагает ребенку разложить картинки в два домика: в один – картинки со словом, начинающимся на звук [Л], в другой – на звук [Р]. Усложнение: можно раскладывать картинки по домикам в зависимости от того, какой звук ([Л] или [Р]) есть в слове.
  • Игра “Что лишнее?”: Логопед называет ряд слов, где одно слово отличается по наличию звука (например, лампа, лук, репа, лодка). Ребенок должен определить лишнее слово.

VII. Физкультминутка (2 минуты)

  • “Веселый язычок”: Упражнения на координацию движений языка:
  • “Покажи язычок вправо, а потом влево”.
  • “Подними язычок вверх, а потом вниз”.

VIII. Дифференциация звуков в предложениях (10 минут)

  • Логопед показывает картинки с простыми предложениями, содержащими звуки [Л] и [Р].
  • Ребенок читает предложения и четко проговаривает звуки [Л] и [Р].
  • Игра “Составь предложение”: Логопед называет слова (рука, лапа, ребенок), а ребенок составляет с ними предложение (У ребенка болит рука.).
  • Логопед задаёт ребёнку загадки, отгадки к которым содержат дифференцируемые звуки. Например:
  • Летом много их в лесу, а зимой в комнате. Что это? (Рамы)
  • Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? (Заяц)
  • Дидактическая игра “Доскажи словечко”. Логопед начинает предложение, а ребенок его заканчивает, добавляя слово со звуком [Р] или [Л]:
  • На небе ярко светит… (солнце).
  • В цирке выступают разные… (звери).

IX. Автоматизация звуков в свободной речи (3 минуты)

  • Логопед предлагает ребенку рассказать о своей любимой игрушке (лиса или робот), используя слова со звуками [Л] и [Р].

X. Итог занятия (3 минуты)

  • Подведение итогов занятия: “Сегодня ты очень хорошо потрудился и научился различать звуки [Л] и [Р]! Ты молодец!”.
  • Оценка работы ребенка.
  • Домашнее задание: повторить упражнения и слова со звуками [Л] и [Р].
  • Поощрение (наклейка, похвала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...