Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] и [Р] для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Дифференциация л-р
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] и [Р] для детей 5-7 лет
Цель: Дифференциация звуков [Л] и [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Уточнить артикуляцию звуков [Л] и [Р].
- Формировать умение различать звуки [Л] и [Р] изолированно, в слогах, словах и предложениях на слух и в собственной речи.
- Расширять словарный запас словами, содержащими звуки [Л] и [Р].
- Упражнять в правильном употреблении звуков [Л] и [Р] в самостоятельной речи.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание и голосообразование.
- Развивать внимание, память и мышление.
- Развивать навыки самоконтроля за собственной речью.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям и логопедическим упражнениям.
- Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.
- Формировать положительную установку на коррекционный процесс.
Оборудование:
- Индивидуальное зеркало.
- Картинки с артикуляционными упражнениями для звуков [Л] и [Р].
- Карточки с символами звуков [Л] и [Р] (например, лягушка и рак).
- Предметные картинки со словами, содержащими звуки [Л], [Р], [Л] и [Р] (лампа, лодка, лук, рука, рак, рыба, ландыш, ручка, корона, лото, репа и т.д.).
- Карточки со слогами: ла-ра, ло-ро, лу-ру, лы-ры, ле-ре, ли-ри.
- Картинки с предложениями, содержащими звуки [Л] и [Р].
- Мяч.
- Игрушка (например, лиса или робот).
Ход занятия:
I. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие.
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Сообщение темы занятия: “Сегодня мы будем учиться различать звуки [Л] и [Р] в словах и предложениях, чтобы наша речь была красивой и понятной”.
II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)
- Упражнения перед зеркалом:
- “Улыбка-трубочка”
- “Лопаточка” (язык широкий и расслабленный на нижней губе).
- “Иголочка” (язык узкий и напряженный).
- “Часики” (язык качается вправо-влево).
- “Качели” (язык поднимается вверх к носу и опускается вниз к подбородку).
- Для [Р]: “Лошадка”, “Грибок”, “Барабанчик”.
- Логопед следит за правильным выполнением упражнений и корректирует ошибки.
III. Дыхательная гимнастика (2 минуты)
- “Листопад”: Сдуть ватку с ладони.
- “Задуй свечу”: Сделать глубокий вдох и плавно выдохнуть, как будто задуваем свечу.
- Следить за правильным дыханием (вдох через нос, выдох через рот).
IV. Развитие фонематического слуха (5 минут)
- Логопед произносит звуки [Л], [Р] изолированно. Ребенок показывает соответствующую картинку-символ (лягушка – [Л], рак – [Р]).
- Логопед произносит слоги (ла-ра, ло-ро и т.д.). Ребенок поднимает соответствующую карточку с символом звука.
- Игра “Поймай звук”: Логопед произносит слова, содержащие звуки [Л] и [Р], ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.
V. Дифференциация звуков в слогах (5 минут)
- Логопед показывает карточки со слогами: ла-ра, ло-ро, лу-ру, лы-ры, ле-ре, ли-ри.
- Ребенок повторяет слоги за логопедом, четко произнося каждый звук.
- Игра “Кто внимательный?”: Логопед называет слоги в разной последовательности, ребенок повторяет только те слоги, которые начинаются на заданный звук ([Л] или [Р]).
VI. Дифференциация звуков в словах (10 минут)
- Логопед показывает картинки со словами, содержащими звуки [Л] и [Р] (лампа, рак, ландыш, ручка, лото, репа и т.д.).
- Ребенок называет картинку, четко произнося каждый звук.
- Игра “Разложи по домикам”: Логопед предлагает ребенку разложить картинки в два домика: в один – картинки со словом, начинающимся на звук [Л], в другой – на звук [Р]. Усложнение: можно раскладывать картинки по домикам в зависимости от того, какой звук ([Л] или [Р]) есть в слове.
- Игра “Что лишнее?”: Логопед называет ряд слов, где одно слово отличается по наличию звука (например, лампа, лук, репа, лодка). Ребенок должен определить лишнее слово.
VII. Физкультминутка (2 минуты)
- “Веселый язычок”: Упражнения на координацию движений языка:
- “Покажи язычок вправо, а потом влево”.
- “Подними язычок вверх, а потом вниз”.
VIII. Дифференциация звуков в предложениях (10 минут)
- Логопед показывает картинки с простыми предложениями, содержащими звуки [Л] и [Р].
- Ребенок читает предложения и четко проговаривает звуки [Л] и [Р].
- Игра “Составь предложение”: Логопед называет слова (рука, лапа, ребенок), а ребенок составляет с ними предложение (У ребенка болит рука.).
- Логопед задаёт ребёнку загадки, отгадки к которым содержат дифференцируемые звуки. Например:
- Летом много их в лесу, а зимой в комнате. Что это? (Рамы)
- Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? (Заяц)
- Дидактическая игра “Доскажи словечко”. Логопед начинает предложение, а ребенок его заканчивает, добавляя слово со звуком [Р] или [Л]:
- На небе ярко светит… (солнце).
- В цирке выступают разные… (звери).
IX. Автоматизация звуков в свободной речи (3 минуты)
- Логопед предлагает ребенку рассказать о своей любимой игрушке (лиса или робот), используя слова со звуками [Л] и [Р].
X. Итог занятия (3 минуты)
- Подведение итогов занятия: “Сегодня ты очень хорошо потрудился и научился различать звуки [Л] и [Р]! Ты молодец!”.
- Оценка работы ребенка.
- Домашнее задание: повторить упражнения и слова со звуками [Л] и [Р].
- Поощрение (наклейка, похвала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"
Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР
Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С-З]
В копилку логопеда...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Ж] и [З] для детей 5-7 лет
Дифференциация ж-з с пчёлкой Жужей...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [С] для детей 5-7 лет
Дифференциация ш-с с шариком-смешариком...