Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [С] для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Дифференциация ш-с с шариком-смешариком
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [С] для детей 5-7 лет
Тема: Дифференциация звуков [Ш] и [С] (с героем - Смешарик Шарик)
Цель: Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Уточнить артикуляцию звуков [Ш] и [С].
- Формировать умение различать звуки [Ш] и [С] изолированно, в слогах, словах и предложениях на слух и в собственной речи.
- Расширять словарный запас словами, содержащими звуки [Ш] и [С].
- Упражнять в правильном употреблении звуков [Ш] и [С] в самостоятельной речи.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание и голосообразование.
- Развивать внимание, память и мышление.
- Развивать навыки самоконтроля за собственной речью.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям и логопедическим упражнениям.
- Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.
- Формировать положительную установку на коррекционный процесс.
Оборудование:
- Индивидуальное зеркало.
- Картинки с артикуляционными упражнениями для звуков [Ш] и [С].
- Мягкая игрушка или картинка Смешарика Шарика.
- Карточки с символами звуков [Ш] и [С] (например, змея – [С], и шапка – [Ш]).
- Предметные картинки со словами, содержащими звуки [Ш], [С], [Ш] и [С] (шапка, шуба, шарф, суп, солнце, санки, шишка, сок, стакан, душ, слон, шкаф).
- Карточки со слогами: са-ша, со-шо, су-шу, сы-шы, се-ше, си-ши.
- Картинки с предложениями, содержащими звуки [Ш] и [С].
- Мяч.
- Две небольшие корзинки или коробочки.
Ход занятия:
I. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие: “Здравствуй! Кто к нам сегодня пришел в гости? Посмотри, это Смешарик Шарик! Он очень хочет научиться правильно говорить все звуки и просит нас ему помочь.”
- Создание положительного эмоционального настроя: “Шарик приготовил для тебя интересные задания! Готов?”
- Сообщение темы занятия: “Сегодня мы будем учиться различать звуки [Ш] и [С], чтобы речь Шарика и твоя речь были красивыми и понятными”.
II. Артикуляционная гимнастика (5 минут) (помогает Шарику подготовить ротик)
- Упражнения перед зеркалом:
- “Улыбка-трубочка” (показываем Шарику, как надо делать).
- “Заборчик” (улыбка, показываем Шарику красивые зубки).
- “Змейка” (язычок вытягивается, как змейка, для звука [С]).
- “Лопатка” (язык широкий и расслабленный на нижней губе).
- “Чашечка” (для звука [Ш], делаем из язычка чашечку).
- Логопед следит за правильным выполнением упражнений и корректирует ошибки: “Шарик внимательно наблюдает, как ты стараешься!”.
III. Дыхательная гимнастика (2 минуты) (учим Шарика правильно дышать)
- “Ветерок”: Сдуть ватку со стола или ладони. “Представь, что ты дуешь на легкую снежинку. Как надо дышать?”
- “Задуй свечу”: Сделать глубокий вдох и плавно выдохнуть, как будто задуваем свечу. “Шарик показывает, как надо задувать свечи на торте!”
- Следить за правильным дыханием (вдох через нос, выдох через рот).
IV. Развитие фонематического слуха (5 минут) (проверяем, как Шарик слышит звуки)
- Логопед произносит звуки [Ш], [С] изолированно. Ребенок показывает соответствующую картинку-символ (змея – [С], шапка – [Ш]). “Шарик говорит звук, а ты показываешь картинку!”.
- Логопед произносит слоги (са-ша, со-шо и т.д.). Ребенок поднимает соответствующую карточку с символом звука. “Слушай внимательно, какие слоги произносит Шарик!”
- Игра “Поймай звук”: Логопед произносит слова, содержащие звуки [Ш] и [С], ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук. “Шарик прячет звуки в словах, а ты их лови!”.
V. Дифференциация звуков в слогах (5 минут) (помогаем Шарику различать звуки в слогах)
- Логопед показывает карточки со слогами: са-ша, со-шо, су-шу, сы-шы, се-ше, си-ши.
- Ребенок повторяет слоги за логопедом, четко произнося каждый звук. “Шарик просит повторить за ним слоги!”
- Игра “Кто внимательный?”: Логопед называет слоги в разной последовательности, ребенок повторяет только те слоги, которые начинаются на заданный звук ([Ш] или [С]). “Шарик путает слоги! Помоги ему исправить ошибки!”
VI. Дифференциация звуков в словах (10 минут) (учим Шарика правильно произносить слова)
- Логопед показывает картинки со словами, содержащими звуки [Ш] и [С] (шапка, суп, шишка, сок, шуба, санки и т.д.).
- Ребенок называет картинку, четко произнося каждый звук. “Шарик показывает картинку, а ты называешь, что на ней изображено.”
- Игра “Разложи по домикам”: Логопед предлагает ребенку разложить картинки в две корзинки/коробочки: в одну – картинки со словом, начинающимся на звук [Ш], в другую – на звук [С]. “Шарик потерял свои вещи! Разложи их по корзинкам!”
- Игра “Что лишнее?”: Логопед называет ряд слов, где одно слово отличается по наличию звука (например, шапка, шуба, сок, шарф). Ребенок должен определить лишнее слово. “Шарик специально запутал слова! Найди лишнее!”
VII. Физкультминутка (2 минуты) (отдыхаем вместе с Шариком)
- “Солнышко и дождик”: Под музыку дети двигаются по комнате. Когда логопед говорит “Солнышко”, дети тянутся вверх, греясь на солнышке (С-С-С). Когда логопед говорит “Дождик”, дети приседают, прячась под воображаемым зонтиком (Ш-Ш-Ш). “Шарик любит играть на улице! Побегаем вместе с ним!”.
VIII. Дифференциация звуков в предложениях (10 минут) (учим Шарика правильно строить предложения)
- Логопед показывает картинки с простыми предложениями, содержащими звуки [Ш] и [С].
- Ребенок читает предложения и четко проговаривает звуки [Ш] и [С]. “Шарик хочет, чтобы ты помог ему прочитать предложения.”
- Игра “Составь предложение”: Логопед называет слова (шапка, Саша, надеть), а ребенок составляет с ними предложение. “Придумай предложение с этими словами. Шарик будет очень рад!”
- Игра “Доскажи словечко”: Логопед начинает предложение, а ребенок заканчивает словом с нужным звуком: “На небе ярко светит… (солнце)” или “Мама сшила … (шапку)”.
IX. Автоматизация звуков в свободной речи (3 минуты) (слушаем, как Шарик говорит сам)
- Логопед предлагает ребенку рассказать Шарику о себе или о своих увлечениях, стараясь использовать слова со звуками [Ш] и [С]. “Шарик хочет с тобой познакомиться! Расскажи ему что-нибудь о себе!”.
X. Итог занятия (3 минуты)
- Подведение итогов занятия: “Сегодня ты очень хорошо помогал Шарику и научился лучше различать звуки [Ш] и [С]! Шарик очень тебе благодарен! Ты молодец!”.
- Оценка работы ребенка.
- Домашнее задание: повторить упражнения и слова со звуками [Ш] и [С].
- Поощрение: Шарик дарит ребенку небольшую наклейку или картинку. “Шарик дарит тебе подарок за помощь!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"
Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР
Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С-З]
В копилку логопеда...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Ж] и [З] для детей 5-7 лет
Дифференциация ж-з с пчёлкой Жужей...