Конспект логопедического занятия для детей 5-7 лет по автоматизации шипящих звуков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей 5-7 лет                        по автоматизации шипящих звуков

Тема: Осень

Цель: Автоматизация произношения шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч] в слогах, словах и предложениях на тему “Осень”.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Закреплять правильное произношение шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч] изолированно, в слогах, словах и фразах.
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме “Осень”.
  • Формировать умение составлять предложения с использованием слов, содержащих шипящие звуки.
  • Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать фонематический слух (умение различать шипящие звуки на слух).
  • Развивать артикуляционную моторику (подвижность органов артикуляции).
  • Развивать речевое дыхание (умение правильно дышать во время речи).
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к занятиям логопедией.
  • Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.
  • Развивать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала для каждого ребенка.
  • Картинки с артикуляционными упражнениями для шипящих звуков.
  • Предметные картинки со словами, содержащими шипящие звуки на тему “Осень” (например, шапка, шарф, шишка, шуба, желудь, дождь, лужа, ежик, чашка, часы, щенок, плащ, овощи, груша).
  • Карточки со слогами (ша-шо-шу-ше-ши, жа-жо-жу-же-жи, ща-що-щу-ще-щи, ча-чо-чу-че-чи).
  • Мяч.
  • Изображение осеннего пейзажа (картинка, презентация).
  • Корзина с “осенними дарами” (муляжи овощей, фруктов, грибов, листьев).
  • Карточки со словами для составления предложений (например, ребенок, лужа, зонт, бежать, гриб, ежик, собирать, осень).

Ход занятия:

I. Организационный момент (3 минуты)

  • Логопед приветствует детей.
  • Проверяет готовность к занятию.
  • Создает положительный эмоциональный настрой: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в осеннее путешествие! Будем говорить про осень и учиться правильно произносить наши любимые шипящие звуки!”

II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)

  • Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом:
  • “Заборчик” (улыбка).
  • “Трубочка” (вытягивание губ вперед).
  • “Чашечка” (язык в форме чашечки).
  • “Грибок” (присасывание языка к небу).
  • “Лошадка” (цоканье языком).
  • “Маляр” (провести языком по верхнему небу вперед-назад).
  • Логопед следит за правильностью выполнения упражнений, корректирует ошибки.

III. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

  • Упражнение “Листопад”: Предложить детям представить, что они - деревья, и сейчас начнут опадать листья. Медленный вдох через нос, плавный выдох через рот, произнося звук [ш-ш-ш], имитируя шелест листьев.
  • Упражнение “Ветер”: Предложить детям подуть на ватку/пушинку, представляя, что дует осенний ветер. Следить, чтобы дети не надували щеки.

IV. Автоматизация звуков в слогах (5 минут)

  • Логопед показывает карточки со слогами: ша-шо-шу-ше-ши, жа-жо-жу-же-жи, ща-що-щу-ще-щи, ча-чо-чу-че-чи.
  • Дети повторяют слоги за логопедом хором и индивидуально.
  • Игра “Эхо”: Логопед называет слог шепотом, а дети повторяют его громко.

V. Автоматизация звуков в словах (10 минут)

  • Логопед показывает картинки с изображением осенних предметов, содержащих шипящие звуки.
  • Дети называют предметы, четко произнося шипящие звуки.
  • Игра “Назови ласково”: Логопед называет предмет, дети называют его в уменьшительно-ласкательной форме (например, лужа - лужица, шишка - шишечка).
  • Игра “Что лишнее?”: Логопед называет ряд слов, в котором одно слово не подходит по теме “Осень” (например, шапка, шарф, шуба, лето). Дети должны определить лишнее слово.
  • Игра “Собери урожай”: Дети достают из корзины “осенние дары” (муляжи) и называют их, четко произнося шипящие звуки.

VI. Физкультминутка (2 минуты)

  • Игра “Солнышко и дождик”: Под музыку дети двигаются по комнате. Когда логопед говорит “Солнышко!”, дети бегают и прыгают, греясь на солнышке. Когда логопед говорит “Дождик!”, дети приседают и прячутся под воображаемым зонтиком. Во время приседания дети произносят звук [ш-ш-ш], имитируя звук дождя.

VII. Автоматизация звуков в предложениях (10 минут)

  • Логопед показывает изображение осеннего пейзажа и предлагает детям рассмотреть его.
  • Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, используя слова, содержащие шипящие звуки.
  • Примерные предложения: Осенью часто идут дожди. Дети надели шапки и шарфы. Ежик собирает грибы и шишки. На деревьях желтые и оранжевые листья.
  • Игра “Составь предложение”: Логопед предлагает детям карточки со словами, и они должны составить из них предложение (например: ребенок, лужа, зонт, бежать - Ребенок бежит по луже с зонтом).

VIII. Итог занятия (3 минуты)

  • Логопед подводит итоги занятия: “Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами хорошо потрудились, вспомнили все про осень и научились правильно произносить шипящие звуки! Вы очень хорошо занимались и правильно выполняли все задания!”
  • Логопед хвалит детей за их успехи.
  • В качестве поощрения дети получают небольшие призы (наклейки, конфеты).
  • Задание на дом: повторить слова и предложения с шипящими звуками, которые были на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего.  Автоматизация  звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: автоматизация звука-Ш, "В гостях у змейки Шуши"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "В гостях у змейки Шуши"Цель: автоматизация звука –ШЗадачи:Закрепить артикуляцию звука –Ш.Продолжить развивать ...

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну насекомых», дифференциация свистящих и шипящих звуков

Тема: «Путешествие в страну насекомых»Задачи:  - Закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков З-Ж- Продолжать формировать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки [з]...