Звук и буква
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Звук и буква
Звук-это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно чётко и ясно, без других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.
Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке гласные звуки-А, У, И, Ы, Э, О.
Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие.
Согласные звуки звонкие – М, Н, Р, В, Ж, Д, Л, Б, З, Г.
Согласные звуки глухие – К, Т, Ш, Щ, Х, Ф, Ц, Ч, С, Т, П.
Приложите руку ребёнка к горлу попросите определить, какой звук «звенит»: С или З, Ш или Ж. И он определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различают по твёрдости и мягкости. Сравните, например, звук П в словах ПОПУГАЙ и ПЕТУХ.
Твёрдым звуком является согласный звук тогда:
- когда после него стоят гласные – А,О,У,Э,Ы (дом, лук);
- в конце слова( пар, пол);
- перед твёрдым согласным (капкан, двор).
Мягким звуком согласный звук является тогда:
- когда после него стоят гласные – Я, Ю, Ё, Е, И (семя, люк).
Всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц.
Всегда мягкие согласные – Щ,Ч.
Й – мягкий согласный, звонкий.
Согласные мягкие звуки будем обозначать зелёными кружками, твёрдые согласные - синими кружками ,а гласные звуки – красными кружками.
Буква – это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы ( Ъ и Ь знаки ) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после
гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:
Я = ЙА
Ю = ЙУ
Ё = ЙО
Е = ЙЭ
Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребёнку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ ?
Сделать звуковой анализ слова – это значит определить количество звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков. Пример:
КОНИ
Звук К – согласный, твёрдый, глухой (синий кружок)
Звук О – гласный (красный кружок)
звук Н – согласный, мягкий, звонкий( зелёный кружок)
звук И – гласный (красный кружок)
Теперь вы вооружены достаточным количеством знаний. Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...