Звук и буква
статья по логопедии (старшая группа)

Обучение детей звуковому анализу и чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva.docx13.16 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква

Звук-это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно чётко и ясно, без других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.

Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке гласные звуки-А, У, И, Ы, Э, О.

Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие.

Согласные звуки звонкие – М, Н, Р, В, Ж, Д, Л, Б, З, Г.

Согласные звуки глухие – К, Т, Ш, Щ, Х, Ф, Ц, Ч, С, Т, П.

 

Приложите руку ребёнка к горлу попросите определить, какой звук «звенит»: С или З, Ш или Ж. И он определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки  также различают по твёрдости и мягкости. Сравните, например, звук П в словах ПОПУГАЙ и ПЕТУХ.

Твёрдым звуком является согласный звук тогда:

- когда после него стоят гласные – А,О,У,Э,Ы (дом, лук);

- в конце слова( пар, пол);

- перед твёрдым согласным (капкан, двор).

Мягким звуком согласный звук является тогда:

- когда после него стоят гласные – Я, Ю, Ё, Е, И (семя, люк).

Всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц.

Всегда мягкие согласные – Щ,Ч.

Й – мягкий согласный, звонкий.

Согласные мягкие звуки будем обозначать зелёными кружками, твёрдые согласные - синими кружками ,а гласные звуки – красными кружками.

   

Буква – это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы ( Ъ и Ь знаки ) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после

гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:                            

Я = ЙА 

Ю = ЙУ

Ё = ЙО

Е = ЙЭ

Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребёнку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ ?

Сделать звуковой анализ слова – это значит определить количество звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков.  Пример:

КОНИ

Звук  К  – согласный, твёрдый, глухой (синий кружок)

Звук О – гласный (красный кружок)

звук  Н – согласный, мягкий, звонкий( зелёный кружок)

звук И – гласный (красный кружок)

Теперь вы вооружены достаточным количеством знаний. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...