Развитие зрительного восприятия
консультация по логопедии
Развитие зрительного восприятия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие зрительного восприятия
Зрительного восприятия является очень важным этапом развития ребенка и о как с помощью дидактических игр и упражнений дома возможно закрепить результаты работы учителя-логопеда.
Некоторые рекомендации для развития зрительного восприятия :
• Обращать внимание ребёнка на разные признаки и качества игрушек и предметов, их цвет, форму и величину.
Некоторые способы, которые можно использовать:
- Игры с тактильными материалами. Игры с песком, глиной, камнями, кубиками помогают ребёнку исследовать текстуры, формы и размеры объектов.
- Использование пальчиковых красок. Новая информация о цвете, консистенции красок, текстуре поверхностей запускает процесс идентификации объектов.
- Тренировка памяти и внимания. Можно взять три предмета, попросить ребёнка отвернуться и убрать один из них. Когда ребёнок повернётся, его задача — понять, какого предмета не хватает.
- Игры на классификацию. Например, «Помоги Маше», где нужно помочь кукле навести порядок, сложить в одну коробку посуду, в другую — одежду.
- Сравнение предметов. Можно сравнивать два предмета: взрослый говорит об одном предмете, а ребёнок — о другом.
- Коллективное описание. Дети встают в круг, в центре которого помещают игрушку. Первый ребёнок называет её, второй — продолжает описание, третий — называет новые признаки и действия, а четвёртый — заканчивает.
Важно подбирать для занятий такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т. п.) было бы как можно меньше.
• Упражнять ребёнка в различении предметов по величине. Для этого можно использовать игрушки и предметы разной величины (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.).
Для упражнения ребё нка в различении предметов по величине можно использовать следующие игры и задания:
- «Мой размер». Ребёнку предлагают картинки с разными предметами. Он выбирает только картинки с большими предметами, независимо от формы, а средние и маленькие отбрасывает.
- «Больше — меньше». Карточки раскладывают в хаотичном порядке картинками кверху. Ребёнок берёт одну карточку и ищет ещё две с теми же геометрическими фигурами, но другого размера. Он сравнивает изображённые фигуры по размеру, используя понятия «больше», «меньше».
- «Кукла идёт в гости». Ребёнку предлагают одну куклу и несколько платьев. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше». Ребёнок должен помочь кукле найти её платье.
- «Разложи по размеру». Для игры отбирают карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Их раскладывают в произвольном порядке и просят ребёнка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.
- «Чудесный мешочек». В мешочке находятся предметы разной величины. Ребёнку предлагают достать только большие (маленькие) предметы. Он на ощупь определяет размер предмета.
- «Найди домик». Для игры используют изготовленные из картона домики разной величины и зайчиков разной величины. Ребёнку рассказывают, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Он должен помочь зайчикам, найти каждому домик.
- «Наоборот». Дети становятся в круг. Стоящий в центре произносит слово, которое обозначает величину предмета, и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребёнок, который поймал мяч, должен ответить словом, выражающим противоположный признак (большой — маленький и т. д.). Игра повторяется несколько раз
• Учить ребёнка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Можно предложить ребёнку положить руки ладошками вниз и объяснить, что то, что расположено около левой руки, — слева от него, а то, что около правой руки, — справа.
Чтобы научить ребёнка ориентироваться в микропространстве, можно использовать следующие игры и упражнения:
- «Волшебный сундучок». Игра закрепляет навыки ориентирования ребёнка в микропространстве, активизирует использование в речи терминов «справа», «слева», «вверху», «внизу». Для игры потребуется сундучок с мелкими игрушками. Ребёнок должен внимательно рассмотреть несколько игрушек, после этого закрыть глаза, а педагог в это время раскладывает игрушки на двух полках сундучка. Ребёнок приспускает рукава и сквозь них обследует игрушки внутри сундучка, описывая, где они располагаются.
- «Муха». Игра учит ориентироваться на листе бумаги, закрепляет пространственные отношения «вверх — вниз», «вправо — влево». Игровой материал: карточка, разделённая на девять клеточек, фишки. Каждый ребёнок получает карточку и фишку. Педагог предлагает положить фишку в определённую клеточку, например, в правую нижнюю клеточку. Затем произносит задания, а дети передвигают фишки в заданном направлении.
- «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции педагога, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа — гараж, оттуда нужно поехать по нижней стороне листа в школу.
- «Зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала на листе педагогом выкладывается орнамент из геометрических фигур, ребёнку предлагают составить такой же (по образцу). Позже образец можно убрать, ребёнок составляет узор по памяти. И, наконец, ребёнок действует под диктовку взрослого («слуховой» диктант). Педагог называет, где, какие фигуры нужно положить.
• Поддерживать действия ребёнка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивать то, что он делает.
• Стимулировать двигательную активность ребёнка, приучать его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Чтобы стимулировать двигательную активность ребёнка, можно использовать следующие методы:
- Утренняя гимнастика. Она помогает поднять эмоциональный и мышечный тонус детей. Формы утренней гимнастики могут быть разными: традиционная, игровая, с использованием различных предметов, ритмическая.
- Подвижные игры. Выполняя разнообразные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость.
- Физкультминутки. Они помогают снять утомление детей и повысить умственную работоспособность. Физкультминутки проводятся в форме подвижной игры под текст стихотворения.
- Гимнастика после сна. Её цель — поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на дыхание.
- Самостоятельная двигательная деятельность. Ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их. Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке.
- Активный отдых. Спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники, экскурсии и походы решают задачи комплексного развития.
Для развития двигательной активности ребёнка необходимо осуществлять индивидуальный подход. Важно соблюдать баланс между подвижными и спокойными играми, не допускать перевозбуждения и переутомления детей.
• Развивать мелкую моторику ребёнка, так как доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук.
Несколько игр и упражнений для развития зрительного восприятия :
- «Определи форму предмета». Перед ребёнком разложены карточки с изображением предметов, и нужно вписать название мебели, изображение которой похоже на определённую геометрическую фигуру.
- «Что изменилось?». Ребёнку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться, а педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребёнок определяет, что изменилось.
- «Наложенные изображения». Ребёнку предъявляют 3–5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
- «Зашумленные изображения». Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, то есть перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
- «Спрятанные изображения». Ребёнку даются изображения на белом фоне, которые хорошо замаскированы. Организуется команда сыщиков, которые должны найти нужный предмет, цифру или букву.
- «Найди отличия». Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тех же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
Развитие зрительного восприятия — необратимый процесс, и если приостанавливается положительное воздействие, то данное качество может замедлить или полностью остановить своё развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"
Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...
Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия
Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Конспект коррекционного мероприятия по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием (с использованием здоровьесберегающей технологии :элементов зрительной гимнастики по Э. С. Аветисову)
Конспект коррекционного занятия...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»
Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»
Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...
Приемы развития зрительного восприятия и профилактика зрительных нарушений
Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их место...

