Карточка для взаимодействия с педагогами старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Полевые цветы»
картотека по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Полевые цветы»
Предварительная работа. Экскурсия с родителями за город, на опушку леса, на луг. Рассматривание полевых и луговых цветов. Расширение и уточнение словаря по теме. Рассматривание картины И.Грабаря «Подсолнух», картины П.Т.Ван Брусселя «Цветы и фрукты». Разучивание упражнения «Дрема», загадок и стихов о цветах. Составление плана рассказа о полевых и луговых цветах на занятии с воспитателем.
№12о «Расскажи стихотворение» .
1-йребенок. Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?
Е. Серова
2-й ребенок.
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал —
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали —
И сделали цветок.
Е. Серова
3-й ребенок. Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые эти ромашки
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Е. Серова
4-й ребенок. Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Ветер дунет — шапки нет.
Л. Аграчева
№ 121 Рассматривание предметных картинок с изображениями полевых и луговых цветов. [Расширение и уточнение словаря по теме. Развитие связной речи.]
Педагог. Рассмотрите и назовите нарисованные здесь полевые и луговые цветы.
Дети. Василек, ромашка, незабудки, клевер, лютик, одуванчик.
Педагог. Составьте описательный расска3 о растении , используя план
1-й ребенок. Это василек. Василек — полевой цветок. Он растет в поле среди ржи. У василька тонкий стебель, узкие серебристые листочки и яркие синие цветки с резными лепестками.
2-й ребенок. Это ромашка. Ромашка растет на опушке леса, на лугу, на высоком берегу реки, вдоль дороги. У нее тонкие стебли, узкие длинные листочки и крупные цветы с белыми лепестками и желтыми серединками.
Игра № 122 «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов к слову цветы)- Сообщение темы занятия. 1
Педагог . Сегодня мы продолжим разговор о цветах. Сначала давайте образуем слова одной семейки к слову цветы. Как можно назвать цветы ласково?
1-й ребенок. Цветочки.
Педагог. А еще как?
2-й ребенок. Цветики.
Педагог. Как называются духи с запахом цветов?
3-й ребенок. Цветочные.
Педагог. Как называется место, где растут цветы?
4-й ребенок. Цветник.
Упражнение № 123 «Скажи наоборот». [Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов).]
Педагог. Давайте поиграем в уже знакомую вам игру «Скажи наоборот». Вы будете заканчивать начатое мною предложение. Цветки бывают большие, а бывают...
1-Й ребенок. ...маленькие.
Педагог. Цветы можно рвать, а можно...
2-й ребенок. ...сажать.
Педагог. Стебли у цветов могут быть длинные, а могут быть...
3-й ребенок. ...короткие.
Педагог. Цветы можно уничтожать, а можно...
4-йребенок. ...беречь.
Дети. Дрема. В этом слове последний звук [а], а в словах мак, лютик, одуванчик последний звук [к].
№124 Придумывание загадок-описаний о полевых цветах. [Развитие связной речи, памяти, мышления.]
Педагог предлагает описать цветок, не называя его.
1-й ребенок. У этого растения толстый полый стебель, широкие темно-зеленые резные листья и желтый цветок. Когда цветок отцветает, он превращается в пушистый белый шарик. Что это за растение?
Дети. Это одуванчик.
Упражнение №125 «Есть — нет». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). ]
Педагог предлагает проиграть в игру «Есть — нет». Первый игрок скажет, что есть у него на картинке. Например: «У меня есть два колокольчика». Следующий игрок продолжит: «А у меня нет двух колокольчиков, но есть пять гвоздик» и так далее по кругу.
1-й ребенок.У меня есть два василька.
2-й ребенок. Ау меня нет двух васильков, но есть пять ромашек.
3-й ребенок. Ау меня нет пяти ромашек, но есть три лютика.
4-й ребенок. Ау меня нет трех лютиков, но есть шесть одуванчиков.
1-й ребенок. Ау меня нет шести одуванчиков, но есть два василька.
Упражнение №126 «Назови ласково».
[Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование прилагательных с существительными). Объявление темы занятия.]
Педагог . Сейчас я дам каждому из вас картинку с изображением полевого цветка, назову его, скажу какого он цвета, вы же должны будете произнести эти же слова ласково. Синий василек.
1 -й р е б е н о к. Синенький василечек.
Педагог. Белая ромашка.
2-й ребенок. Беленькая ромашечка.
Педагог. Розовый клевер.
3-й ребенок. Розовенький клеверочек.
Педагог. Голубые незабудки.
4-й р е б е н о к. Голубенькие незабудочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам
Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексической теме: "«Мы читаем. А. С. Пушкин»
Материал адресован педагогам группы компенсирующей направленности...

Карточка для взаимодействия с педагогами старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: "Аквариумные и пресноводные рыбы"
Материал адресован педагогам групп коспенсирующей наравленности....

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности. Лексическая тема: "Правила дорожного движения"
Материал адресован педагогам группы компенсируюшей направленности....

Карточка для взаимодействия с падагогами группы компенсирующей направленности. Лексическая тема: "Насекомые и пауки"
Материал адресовн педагогам группы компенсирующейц направленности для детей с нарушением речи...

Карточка для взаимодействия с педагогами старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Времена года. Лето»
Материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности....
