Речевое развитие неговорящих детей.
консультация по логопедии

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Их становится все больше и больше и степень тяжести речевых нарушений возрастает. Такие дети имеют комплексное органическое нарушение, что тем более затрудняет логопедическую работу с ними. Нарушение всех видов речевой деятельности перестраивает всю жизнь ребенка. У ребенка усложняется общение с окружающими, ухудшается процесс выражения эмоций, тормозится развитие воображения и восприятия. Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Кроме того, будет ограничен словарный запас ребенка, затруднителен процесс определения ребенком окружающих предметов. И, как следствие, несколько отсталый уровень развития в целом. При поступлении в детский сад в моей группе дети были набраны в среднего возраста. 45% из них это неговорящие дети, имеющие сопутствующие тяжелые диагнозы. Это дети с сенсомоторной алалией -3 чел (из них 1 ребенок с множественными нарушениями, включая ДЦП и сенсорную тугоухость 4 степени, а второму позже был поставлен диагноз аутизм, моторной алалией-1, СНР – 1р, ОНР-1 2 ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_negovoryashchih_detey.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

   В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Их становится все больше и больше и степень тяжести речевых нарушений возрастает. Такие дети имеют комплексное органическое нарушение, что тем более затрудняет логопедическую работу с ними.

   Нарушение всех видов речевой деятельности перестраивает всю жизнь ребенка. У ребенка усложняется общение с окружающими, ухудшается процесс выражения эмоций, тормозится развитие воображения и восприятия.

   Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.

   Кроме того, будет ограничен словарный запас ребенка, затруднителен процесс определения ребенком окружающих предметов. И, как следствие, несколько отсталый уровень развития в целом.

При поступлении в детский сад в моей группе дети были набраны в среднего возраста. 45% из них это неговорящие дети, имеющие сопутствующие тяжелые диагнозы. Это дети с сенсомоторной алалией -3 чел (из них 1 ребенок с множественными нарушениями, включая ДЦП и сенсорную тугоухость 4 степени, а второму позже был поставлен диагноз аутизм, моторной алалией-1, СНР – 1р, ОНР-1 2 ребенка.

   Так как опыта работы с неговорящими детьми у меня не было, а родители, идут в коррекционный детский сад с большими надеждами, то целью моей работы стало создание системы работы по речевому развитию с неговорящими детьми.

Исходя из цели нам необходимо  изучить и проанализировать общую и специальную литературу специфики нарушений;Апробировать различные методики коррекционного воздействия.

Анализ методической литературы по речевому развитию неговорящих детей.

Изучив методическую литературу по работе с неговорящими детьми, с алалией, с РАС, ДЦП, пришла к выводу, что определенной системы работы по работе с такими дошкольниками нет.

 Характеристика структуры дефекта у неговорящих детей

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей?

У большинства неговорящих детей имеются органические или функциональные, нарушения ЦНС.

Однако, исходя из особенностей речевого дефекта детей приемы логопедической работы будут варьироваться.

Так, в работе с детьми с сенсорной алалией, воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур. Взрослым необходимо избегать резких хлопков, топанья, стуков, так как в этих случаях детьми воспринимаются колебания, вибрации, а не звучания.

В работе с детьми с моторной алалией, важны формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отраженной речи.

В работе с детьми с нарушением слуха большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность, уточняется характер имеющихся звуков.

Работа с детьми с РДА по установлению контакта должна проходить особенно осторожно. «Приручая» такого ребенка, не нужно привлекать его зрительное внимание, обращаться непосредственно к нему словом или жестом. После установления к себе положительного отношения, нужно помнить о пресыщаемости подобного ребенка в контактах, давать возможность ему отдохнуть.

Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»

В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна.   Речь ...

Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста

   Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кудесница»  компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга Ком...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Речевые нарушения неговорящих детей

Статья на тему: "Речевые нарущения неговорящих детей"В статье описываютя основные нарушеня у неговорящих детей....

Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей

В настоящее время резко возросло количество детей, у которых отсутствует речь. Эти дети, как правило, имеют комплексное органическое нарушение. Их группа неоднородна. В неё входят дети с моторной и се...

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ТНР «РЕЧЕДВИГАТЕЛЬ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ТНР «РЕЧЕДВИГАТЕЛЬ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА...