Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «Р» на тему: « Берегите наш дом - природу »
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Яна Владимировна Морозова

Конспект подгруппового логопедического занятия с экологической составляющей по автоматизации звука «Р» на тему: « Берегите наш дом - природу »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_avtosohranennyy.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

   

Конспект логопедического занятия с экологической составляющей

по автоматизации звука «Р» на тему:

« Берегите наш дом - природу »

 для детей старшего дошкольного возраста.

Составитель:

учитель - логопед

Морозова Я.В.

Бугуруслан 2025

Тема НОД: «Берегите наш дом - природу».

Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, воспитание экологической культуры у дошкольников.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять правильное произношение твердого согласного звука Р.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числит. с сущ., уточнение употребления предлогов (В, ПОД, НА, ЗА).
  3. Уточнить знания детей об обитателях Тайги, об особенностях их внешнего вида и поведения.
  4. Умение объяснять значение сложных слов.
  5. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: отрабатывать навыки построения развернутой фразы при ответах на вопросы.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать координацию речи с движением, мелкую и общую моторику.
  2. Следить за четким и ясным произношением слов.
  3. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
  4. Развивать пространственные представления.
  5. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные навыки, активность, доброжелательность, взаимопонимание, самостоятельность, инициативность, ответственность.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, сенсорная панель, запись со звуком плача, мягкая игрушка тигр, сюжетная картинка «тайга», комплект карточек с артикуляционной гимнастикой (упражнения: трубочка, забор, парус, маляр, гриб, дятел, злой комарик), зеркала, картинки с изображениями животных тайги (бурый медведь, лиса, волк, барсук, рысь, лось, бобр, кабан, песец, выдра), корзинки 3 шт., сюжетная картинка с изображением лисьей норы, предметные картинки (рация, радио, розжиг, розетка, ручка, рубль, пирамида, порошок, корыто, крышка, кровать, пружина, грузовик, футляр, шампур, кефир, свитер, фломастер, компьютер), карточки с изображением детеныша барсука 10 шт.

Логопед: Здравствуйте, ребята.

Ответы детей:…

Логопед: А теперь здороваются наши пальчики.

Правила игры: ладошки расположить друг напротив друга. Поочередно соприкасаются большие, указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улицк.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседней курице.

Здравствуй, пальчик! –

(5 раз, пальцы обеих рук здороваются друг  с другом.)

Раздается звук плача.

Логопед: Ой, мне кажется кто-то плачет…Кто здесь? Выходи…

Появляется игрушка тигра.

Логопед: Так вот кто ты, наш загадочный гость. Думаю, для начала, нам нужно познакомиться. Меня зовут Яна Владимировна.

Дети называют свои имена.

Логопед: А тебя как зовут?

Тигр: Меня зовут Тиглуля.

Логопед: как ты сюда попал, Тигруля?

Тигр: Я пришел к вам за помощью. Я жил в Тайге, но туда пришли люди и мой дом сильно пострадал. Скоро мне и другим животным негде будет жить.

Логопед: Ты такой грозный зверь, неужели тебя не боятся?

Тигр: К сожалению, я не умею рычать. Меня даже сулки не боятся.

Логопед: Ну что, ребята, поможем Тигруле навести порядок в Тайге, заодно и рычать его научим?!

Ответы детей:…

Логопед: А как же мы доберемся до твоего дома?

Тигр: Туда можно добраться на вертолете.

Логопед: Хорошо, значит, полетим на вертолете. Чтобы вертолет взлетел, нам нужно сильно-сильно подуть на винт.

Используется сенсорная панель с играми Мерсибо. Игра вертолет, на развитие сильной, целенаправленной воздушной струи.

Логопед: Молодцы, ребята. Вот мы и добрались. Что-то мы засиделись в полете. Давайте немного разомнемся. Вы знаете что такое Тайга?

Ответы детей:…

Логопед: Тайга – это природная зона с большим количеством хвойных лесов. А что растет в лесу?

Ответы детей:…

Логопед: Правильно, деревья. Давайте представим, что мы превратились в деревья.

«Деревце»

Ветер дует нам в лицо.

(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.

(руки подняты, покачивания

Туловищем из стороны в сторону)

Ветерок все тише-тише,

(плавно опустить руки, присесть)

Деревце все выше-выше.

(поднять руки и тянуться вверх)

Логопед: Теперь давайте сделаем зарядку для «Язычка»

Артикуляционная гимнастика. Используются зеркала и карточки.

Логопед: Выполняем упражнение злой комарик + сильно дуем на язычок. Тигруля, попробуй.

Тигр: РРРРРРРРРРРРРРРРРРР. Спасибо, ребята. Вы научили меня рычать.

Давайте я познакомлю вас с обитателями тайги. А вы внимательно слушайте, есть в названии животного звук Р или нет.

Показываю и называю картинки с изображениями животных тайги.

Логопед: Молодцы, все верно. Тигруля, зови своих друзей, покажи, как ты научился рычать.

Тигр: Нужно еще немного потренироваться. Ребята, давайте все вместе, повторяйте за мной:

АРРР, ОРРР, УРР, ИРР, ЭРР, РРРРА, РРРРРЫ, РРРРРЭ, РРРО, РРРУ.

Тигр: Дети, а вы знаете, как называется жилище лисы?

Ответы детей:…

Логопед: Правильно, нора. Вход в нору лисы забросали мусором и она не может попасть в свой домик. Давайте уберем мусор. Сортируем мусор по корзинам. В первую корзину кладем предметы, в названии которых звук Р слышится в начале слова, во вторую корзину – звук Р слышится в середине слова, в третью корзину – звук Р слышится в конце слова.

Сюжетная картинка с лисьей норой, на которой разложены изображения предметов. Дети по очереди берут предметные картинки, называют изображение и кладут в корзинку. При необходимости, уточняется значение незнакомых слов.

Логопед: Ребята, а вы знаете, как называется это  животное?

(показываем картинку с изображением барсука)

Ответы детей:…

Логопед: Это барсук, а точнее барсучиха. Мама барсучиха потеряла своих малышей. Они испугались и спрятались. Давайте их поищем. Вы знаете, как называют детеныша барсука?

Ответы детей:…

Логопед: Правильно, барсучонок. Оглядитесь вокруг. Будьте очень внимательны. Если найдете малыша, скажите, где он укрылся. Например: барсучонок укрылся под столом. 

(Карточки с изображением детеныша разложены по комнате.)

 Логопед: А теперь давайте посчитаем, сколько барсучат мы отыскали. Считаем так: один барсучонок, два барсучонка и т.д.

Ответы детей:…

Логопед: Всех нашли, мама барсучиха благодарит вас за помощь.

Тигр: Ну что, ребята вы усвоили правила поведения в лесу? Давайте проверим. Я буду задавать вопросы. Если это  можно делать – скажите «хорошо», а если нельзя – скажите «плохо».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Плохо)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Плохо)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Хорошо)

Если ветку подвяжу

Колышек поставлю? (Хорошо)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Плохо)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Хорошо)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Хорошо)

Логопед: Какие вы молодцы, все знаете. А теперь нам пора возвращаться назад. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей:…

Логопед: А наше занятие подошло к концу. Но впереди нас ждут еще очень много интересных путешествий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы. Задачи:формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, артикуляционную и м...

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звуков (р) и (р`) в самостоятельной речи"

Открытое подгрупповое занятие для учителей-логопедов города....

Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе.

Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гости с Шушей"...

Конспект подгруппового занятия Автоматизация звука «Л» в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях с детьми подготовительной группы. По теме «Волшебники».

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад № 32 «Дюймовочка»     Конспект подгруппо...

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука Р с применением кинезиологических упражнений"

Данное занятие было проведено в рамках  районного методического объединения. На всероссийском творческом конкурсе  "Альманах логопеда" Лауреат в номинации "Методические разраб...

Логопедический конспект подгруппового занятия "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [P]"

Логопедический конспект подгруппового занятия "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [P]"(подготовительная группа)....