Малые фольклорные формы как средство обогащения словаря старших дошкольников
статья по логопедии (старшая группа)

Ильина Анастасия Константиновна

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы формирования пассивного и активного словаря старших дошкольников в условиях ДОУ через использование малых форм фольклора.

Ключевые слова: фольклор, малые формы фольклора, пассивный и активный словарь, лексический состав слова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

А.К. Ильина

        Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования пассивного и активного словаря старших дошкольников в условиях ДОУ через использование малых форм фольклора.

Ключевые слова: фольклор, малые формы фольклора, пассивный и активный словарь, лексический состав слова.

Во все времени устное творчество народов России было важной частью национально-исторической культуры, которая на протяжении многих веков транслирует опыт и мудрость народа, показывая всю силу и красоту родного языка. В теории, а также в  практике воспитания детей дошкольного возраста утверждается, что устное народное творчество, а особенно малые формы фольклора, такие как пестушки, потешки, загадки, заклички, пробуждает первые образы и  представления детей о Родине, ее культурологическом начале, ведет к формированию правильных духовно- нравственных ориентиров.

По утверждению Ф.А. Сохина, психолога, педагога и лингвиста, работа по формированию словаря в детском саду базируется на ознакомлении дошкольников с окружающей жизнью, с предметным миром. Яркие фольклорные образы народной дидактики создают условия для совершенствования вербальной, а также невербальной выразительности речи, активно обогащается пассивный и активный словарь. Такая словарная работа связана с развитием монологической и диалогической речи.

Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно в полной мере сформировать языковую компетенцию человека. На всех этапах развития человечества ценились люди, которые имеют богатый словарный запас. Скудность словаря всегда мешала полноценному общению между людьми, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. Проблема формирования словаря с детьми, особенно детьми дошкольного возраста,  исследовалась в различных направлениях такими учеными, как М.М. Конина, В.В. Гербова, А.П. Иваненко и мн. др.

        К малым фольклорным формам, которые могут активно применяться в условиях детского сада как целенаправленная педагогическая деятельность относятся: колыбельные, загадки, потешки, пестушки, поговорки, прибаутки, приговоры, игровые припевы, заклички, дразнилки, скороговорки и т.д.  Использование данных форм в образовательном процессе позволяет педагогу познакомить дошкольника с традициями его народа, с нормами и правилами поведения в обществе, обогащать духовный мир дошкольника, развивать образность речи.

Закладывание «фундамента» фольклорной речи в пассивном словаре дошкольника, а также перевод из пассивного в активный словарь, обогащают речевой опыт детей, помогает легко устанавливать эмоциональный контакт между педагогом и ребенком, обогащают чувства дошкольника через новый лексический материал. Задачи и содержание исходного материала определяются с учетом познавательных возможностей дошкольников и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий.

Важным условием формирования словаря дошкольника является вы

выбор наиболее эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Для успешной реализации работы в данном направлении необходимо учитывать следующие моменты:

- обоснованный выбор произведения в соответствии с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми, календарным соответствием, а также выбор методов работы с книгой;

- определение программных задач;

- непосредственная углубленная  подготовка педагога при работе с данным разделом.

Для обогащения детского словаря малыми фольклорными формами,  мы подбирали такие произведения, в которых дети сталкивались с малознакомыми словами. На первоначальном этапе приходилось проводить разъяснительную работу по основному смыслу текста, затем объяснялись поступки и характер персонажей. Обогащалась предметно-развивающая среда: появились настольные театры, ширмы, разрабатывался демонстрационно-раздаточный материал.

Также нами был усовершенствован  метод «словесных зарисовок», когда дети воображали себя художниками-иллюстраторами, схематично «зарисовывали» для себя сказку в предложенной педагогом схематичной форме, позже, дошкольники в свободной деятельности через продуктивную деятельность реализовывали задуманные картинки.  

Драматизация сказок и других малых форм фольклора позволила детям связать слово и действие, тем самым позволяя ребенку стать главным героем и закрепить в эмоциональном отклике образность средств языка.  

Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры через использование малых фольклорных форм, решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным. С помощью включения данных форм работы в условиях детского сада, можно решать практически все задачи словесного обогащения дошкольника богатейшим материалом своего народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 400с.

2. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009.-64 с

3. Рыжкова Т. В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Астафьева, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова, Т. В. Рыжкова. −3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 320 с.

4. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возраста"

Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возрастаВ последнее года возрастает интерес к фольклористике. Общество как  будто почувствовало  живительную си...

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников

Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения. Существует много средств устранения недостатков речи. Малые фольклорные жанры одни из них....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Семинар – практикум для  педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...