формирование фонематических процессов у детей как необходимое условие при подготовке детей к школе
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В статье раскрываются главные понятия о формировании фонематических процессов при подготовке к школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 218.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ,
КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Сформированность навыков письма и чтения является основой для успешного овладения ребенком школьной программой. На что необходимо опираться при подготовке детей к обучению грамоте?
Исходя из опыта общения с родителями, можно говорить о том, что в последнее время приобрела широкую популярность тенденция раннего обучения чтению: в пятилетнем и даже в двух-трехлетнем возрасте, что зачастую диктуется требованиями современной школы. Многие родители считают сформированность навыка чтения главным критерием готовности ребенка к началу школьного обучения, и в большинстве случаев подготовка к школе подменяется вредным натаскиванием, как дома, так и в образовательных учреждениях. Например, при форсированном обучении чтению ребенок выхватывает первые буквы, а дальше угадывает слово, причем не всегда правильно, не ухватывая смысла. Одно из последствий такого обучения – «механическое чтение». Ребенок очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии, вследствие чего возникает много проблем и значительных затруднений, проявляющихся в дефектном и неполноценном усвоении навыков чтения и письма.
При правильном подходе к обучению грамоте, ребенок, начиная читать, отслеживает каждую букву, анализирует ее. Он делает это, конечно, очень медленно, но постепенно процесс убыстряется. Следовательно, со стороны родителей необходимо терпение. Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить. При натаскивании можно резко повысить осведомленность, но научить понимать закономерности, думать, сопоставлять, сравнивать и т. п. очень трудно.
Таким образом, овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки, уметь слышать и различать все звуки родной речи, т.е. должен иметь достаточно высокий уровень сформированности фонематических процессов.
К фонематическим процессам относятся: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Фонематический слух – способность воспринимать, узнавать и различать звуки человеческой речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). К 3–4 годам фонематический слух ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки родного языка. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Для овладения грамотой необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, а именно фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Фонематическое восприятие включает в себя следующие процессы: фонематический анализ и фонематический синтез.
Фонематический анализ – разложение слова его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, различение их по качественным характеристикам.
Фонематический синтез – слияние отдельных звуков в слоги, а слогов в слова.
Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений.
Таким образом, одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи, практические навыки дифференциации фонем родного языка, умение слышать заданный звук на фоне слова и других звуков, умение определять линейную последовательность и количество звуков в слове, а также умение вычленять слово как отдельную речевую единицу. Такие способности формируются на протяжении всего дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.
Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (...

Консультация для родителей. Развитие связной речи – необходимое условие при подготовке ребенка к школе.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи по вопросам подготовки детей к школе.
Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи по вопросам подготовки детей к школе. ВКР 2016г....

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.
Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...
Развитие связной речи – необходимое условие при подготовке ребенка к школе.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....
