Игровые технологии в логопедии
статья по логопедии

Табакаева Марина Евгеньевна
Современные дети растут в условиях активного информационного потока и постоянного взаимодействия с цифровыми устройствами. Это сказывается на их речевом и коммуникативном развитии: наблюдается бедность словаря, нарушение звукопроизношения, трудности в построении связной речи. Перед логопедом встает важная задача – сделать процесс коррекции не только эффективным, но и интересным для ребенка. Одним из самых результативных способов является использование игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_oktyabr.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками

Современные дети растут в условиях активного информационного потока и постоянного взаимодействия с цифровыми устройствами. Это сказывается на их речевом и коммуникативном развитии: наблюдается бедность словаря, нарушение звукопроизношения, трудности в построении связной речи. Перед логопедом встает важная задача – сделать процесс коррекции не только эффективным, но и интересным для ребенка. Одним из самых результативных способов является использование игровых технологий.

Игры для дошкольника – естественная форма деятельности, через которую он познает окружающий мир, учится взаимодействовать и выражать свои мысли. Включение игровых приемов в логопедические занятия способствуют формированию положительной мотивации, активизации речевой деятельности и созданию эмоционально комфортной атмосферы.

Игровые технологии – это система методов и приемов, основанных на принципе обучения через игру. Они предполагают включение ребенка в активное взаимодействие, в котором речевая деятельность становится частью интересного сюжета.

В логопедической практике используют различные виды игр:

- дидактические, направленные на уточнение и обогащение словаря;

- сюжетно-ролевые, формирующие связную речь и коммуникативные навыки.

- подвижные, развивающие слуховое восприятие, дыхание, артикуляционную моторику.

- настольно-печатные, способствующие развитию логического мышления и грамматического строя речи;

-цифровые, использующие мультимедийные ресурсы и интерактивные упражнения.

Наиболее эффективно игровые технологии работают при решении конкретных логопедических задач- постановке и автоматизации звуков, развитии лексико-грамматических категорий, формировании связной речи.

Примеры игр и упражнений:

- «Кто сказал «мяу»?»- ребенок по звуку определяет животное, тренируя слуховое внимание и фонетическое восприятие.

- «Собери предложение» - работа с карточками, где нужно составить предложение из слов или картинок, развивает грамматический строй речи.

- «Четвертый лишний» - классическая дидактическая игра на развитие обобщающих понятий и классификации.

- «В магазине» - сюжетно-ролевая игра, в которой дети учатся вести диалог, употреблять вежливые формы, строить фразы.

- «Логопедический квест» - серия заданий, объединенных сюжетом (например, «помоги сказочному герою вернуть потерянные звуки»). Такая форма особенно любима детьми и позволяет сочетать речевую и двигательную активность.

Главная роль логопеда – не только руководить процессом, но и быть партнером по игре. Важно поддерживать инициативу ребенка, поощрять успехи, учитывать индивидуальные особенности. Игра должна вызывать положительные эмоции, ведь эмоциональный фон напрямую влияет на эффективность речевой работы.

Логопед планирует игру таким образом, чтобы она решала конкретные коррекционные задачи, но при этом оставалась увлекательной. Например, при автоматизации звука «р» можно предложить ребенку «помочь тигренку зарычать» - это создает ситуацию успеха и стимулирует интерес.

Таким образом, игра превращает коррекционное занятие из формальной процедуры в живое, эмоционально насыщенное общение, в котором ребенок развивается комплексно.

Игра- это не развлечение, а мощный педагогический инструмент. Она помогает логопеду достичь целей речевого развития мягко и естественно, без принуждения. Игровые технологии способствуют гармоничному развитию личности ребенка, его уверенности в себе и успешной социализации.

Как отмечает Е.И. Тихеева, «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». А в руках логопеда эта искра становится светом, который освещает путь к чистой, выразительной и богатой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...