Содержание понятия педагогического сопровождения семей дошкольников
учебно-методический материал по логопедии
Современное определение понятия педагогическое сопровождение семей дошкольников в научных исследований педагогов и психологов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Бунина Д.В., воспитатель
МБДОУ №62 «Родничок», г. Северодвинск
Содержание понятия педагогического сопровождения семей дошкольников
Известно, что с конца 60-х гг и до 90-х гг XX века в отечественной педагогике был распространен термин «педагогическое взаимодействие». Можно выделить его основные характеристики: развитие у детей толерантности, коммуникабельности, новые методы мотивирования, персонифицированный подход, принцип гуманизма и творческий подход к развитию личности. Что же включает в себя термин «сопровождение», а конкретней «педагогическое сопровождение»? Попробуем рассмотреть его с разных сторон и сформулировать определение для собственного научного исследования.
Термин «педагогическое сопровождение» тесно связан с психологическим. Известно, что вопрос психологического сопровождения студентов, школьников и дошкольников изучался И.В. Карпенковой, М.Р. Битяновой, Н.Н. Павловой, Т.В. Косенковой, И.А. Липским, А.А. Терсаковой и другими. Так, в своей диссертации «Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности» (1992), Ю.В. Слюсарев описывает сопровождение как «недирективная психологическая помощь, направленная на развитие и саморазвитие самосознания личности». Такая помощь активизирует внутренние ресурсы человека. Он один из первых вводит термин «психологическое сопровождение», которое выступает как «помощь», основанная на принципах гуманизма.
В октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции О.С. Газман ввел понятие «педагогическая поддержка». Если говорить коротко, то это «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий». Также были выделены тактики педагогической поддержки, принципы обеспечения педагогической помощи. В исследовательской работе О.С. Газман прослеживаются зачатки педагогического сопровождения: личностно-ориентированный подход, предоставление ребенку самостоятельности в решении задач.
В апреле 1998 года состоялась Первая, а в марте 2001 года Вторая всероссийская конференция специалистов по проблемам развития сопровождения. В своем докладе Е.И. Казакова определила понятие психолого-медико-педагогического сопровождения, схожее с тем, которое дал Ю.В. Слюсарев. Под сопровождением понимается «специальный вид помощи человеку, направленный на предупреждение и преодоление проблем его развития, в процессе которого раскрывается внутренний потенциал личности, активизируются его внутренние ресурсы по решению проблем». Основными характеристиками сопровождения являются: динамичность, погружение в ситуацию реальности, долговременность, опора на педагогику успеха и, самое главное, право субъекта образовательных отношений самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. В своей концепции сопровождения, как образовательной технологии, Е.И. Казакова описывает классификацию видов сопровождения, многоуровневую модель психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях, последовательность этапов процесса сопровождения. Следует уделить внимание тому, что в своих работах она указывает «субъектный четырехугольник» участников процесса сопровождения, в котором немаловажную роль занимают родители и ближайшее окружение ребенка. Результаты трудов Е.И. Казаковой мы считаем важными для нашего научного исследования.
В своей диссертационной работе «Валеологическое сопровождение воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении» (2000) С.Ю. Толстова определила под сопровождением процесс использования управляемых факторов сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Ею был разработан комплекс мер по валеологическому сопровождению дошкольников. Характерные черты сопровождения в исследовательской работе С.Ю. Толстовой: субъектные отношения, информирование сопровождаемых о путях решения выявленных проблем, предоставление выбора дальнейших действий, учет имеющихся ресурсов у воспитанников, оказание помощи и индивидуальной поддержки на этапе реализации решений сопровождаемым.
По мнению Н.П. Спириной, которая в своей диссертации «Педагогическое сопровождение процесса преодоления речевых затруднений в общении младших школьников» (2000) указывала, что «педагогическое сопровождение представляет собой процесс взаимодействия следующих функций: направления, взаимодействия, соучастия, стимулирования и совершенствования». Реализация таких взаимодополняющих функций в процессе педагогического сопровождения семьи будет способствовать формированию субъектной позиции родителей в деле воспитания и развития детей».
Е.А. Александрова в своей диссертации «Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий» (2006) отметила, что педагогическое сопровождение отличается от педагогической поддержки «уменьшением степени вмешательства взрослого в процесс индивидуального образования ребенка, а также возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы». По ее мнению, педагогическое сопровождение основывается на теории личностно-ориентированного образования, индивидуализации, принципах уважения прав и свобод обучающегося, толерантных взаимоотношений субъектов образования.
В исследовании по педагогическому сопровождению развития социального интеллекта у дошкольников (2011) И.Ю. Исаева отмечала, что «педагогическое сопровождение позволяет оказывать педагогическую помощь детям в ключевой период их жизни, поддерживая индивидуальность, сохраняя темп развития, ориентируясь на их интересы, склонности и задатки». При этом, она отмечает высокую зависимость дошкольников от значимых взрослых, доверие к ним. Мы склоняемся к такому же мнению, так как обучать и развивать детей лучше близким ребенку людям или, как писала об этом Е.И. Казакова, «первой линии». В нее входят семья обучающегося, воспитатели и специалисты, прикрепленные к группе дошкольной образовательной организации (далее - ДОО). Между этими субъектами образования складываются тесные, доверительные отношения, в которых можно своевременно выявить и скорректировать начинающиеся проблемы ребенка, при этом, основываясь на его сильных сторонах.
Среди современных исследований сопровождения семей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, можно привести пример работы А.Г. Маслобойниковой, которая представила программу сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи (2022). Под педагогическим сопровождением ею подразумевается «система профессиональной деятельности специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекцию речевого нарушения через взаимодействие с семьей».
Проанализировав разные исследовательские работы, в рамках нашего исследования, мы будем придерживаться определения А.Г. Маслобойниковой. Соответственно, под педагогическим сопровождением семьи дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) мы понимаем систему профессиональной деятельности специалистов, направленную на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекцию речевого нарушения через взаимодействие с семьей.
Некоторые характеристики педагогического сопровождения семей касаемо собственного научного исследования:
- предложение сопровождаемым помощи в виде новых вариантов поведения с похвалой, с созданием ситуации успеха, поддержкой, предоставлением пространства для инициативы и творчества, основываясь на имеющиеся ресурсы родителей и детей;
- осуществление сотрудничества с помощью современных форм, включая цифровые образовательные ресурсы и дистанционные образовательные технологии;
- повышение педагогической компетентности родителей;
- стимулирование формирования у родителей субъектной, самостоятельной, ответственной позиции развития и воспитания ребенка;
- дифференцированный подход, индивидуализация;
- постепенное самоустранение сопровождающего при положительных результатах решения актуальной проблемы;
- отсроченная проверка результатов решения проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

Психолого - педагогическое сопровождение семей дошкольников.
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, можно влиять и на перестройку семейных отношений. А ...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен
Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...
Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО
Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...
Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.
В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...
