Психолого - педагогическое сопровождение семей дошкольников.
статья на тему

Злобина Надежда Юрьевна

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, можно влиять и на перестройку семейных отношений. А это должно способствовать совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышая уровень общей культуры населения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psi-ped.soprovodenie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого - педагогическое сопровождение семей дошкольников.

Каждая семья представляет явление особое,

индивидуальное, и воспитательная работа в

одной семье вовсе не должна быть точной

копией такой же работы в другой.

 А.С.Макаренко.

Как показывает практика,  в последнее время в образовательных учреждениях неуклонно растёт количество детей с неадекватным и нестандартным поведением. Воспитатели в детском саду отмечают, что детей с деструктивным поведением становится всё больше и работать с ними всё сложнее.

Одной из основных причин дезадаптивного поведения детей многие из современных психологов выделяют именно факторы неправильного воспитания в семье и нарушение дисгармонии семейных отношений. Вряд ли кто не согласится с тем, что лучший способ помочь детям – это помочь их родителям. Однако количество таких семей в наше время только растет. По данным психологического исследования, проводимого в нашем дошкольном учреждении в течение последних лет, только в 60% случаев семейную ситуацию можно оценить как благополучную. Исследование межличностных и внутриличностных конфликтов и эмоционального развития ребенка обнаруживает большое количество проблем, среди которых: конфликтное поведение, агрессивность, страхи, чувство неуверенности в себе,  отсутствие стремления к домашней защите.

Некоторый опыт общения с родителями, позволил мне обратить более пристальное внимание на проблему взаимопонимания между родителями и детьми. Передо мной, как педагогом-психологом, в начале каждого учебного года стоит проблема выбора приоритетных направлений деятельности на предстоящий период. Как правило, четкая организация планирования прослеживается в диагностической и коррекционной работе с детьми, а вот планирование работы с родителями зачастую носит эпизодический или бессистемный характер. Поэтому я попыталась выстроить систему психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников дошкольного учреждения, в основу которой вошли следующие направления.

1.Диагностическая работа, которая включает в себя анкетирование родителей с целью оценить степень успешности прохождения адаптационного периода детей, поступающих в детский сад, мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательно-воспитательного процесса дошкольного учреждения, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу.

Такая диагностическая работа активизирует родителей на самостоятельную психологическую работу, в результате происходит самоанализ собственных психологических качеств и особенностей личности. Все это позволяет установить доверительные отношения с родителем и осуществить плавный переход к следующему этапу работы.

2. Консультирование семей дошкольников по актуальным вопросам  воспитания и личностного развития детей, которое реализуется в форме индивидуального, группового либо стендового консультирования. Иногда информация по различным вопросам воспитания и развития детей передаётся мною родителям для ознакомления в печатном виде: папки - передвижки "Советы психолога", буклеты, информационные листы. На мой взгляд, такая форма работы с родителями носит профилактический характер, основная цель которого: психологическое просвещение родителей и предотвращение или уменьшение вероятности возникновения тех условий, которые неблагоприятно воздействуют на развитие детей. Информация предлагается родителям в рекомендательной, а не в обязательной форме. Родители могут сами выбирать, что им наиболее приемлемо. Многие темы таких консультаций определяют сами родители. Например,  "Адаптация детей к ДОУ", "Психологические особенности возраста", "Страхи детей дошкольного возраста", "Особенности развития леворуких детей", "Особенности развития медлительных детей", "Агрессивный ребёнок", "Готовность к школе" и т.д.

 3. Информационно-просветительская и развивающая работа, которая осуществляется через проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующие повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей. Здесь затрагиваются такие темы, как "Влияние конфликтов в семье на формирование личности ребенка", "Дисциплина и наказание", "Неправильное воспитание в семье, как причина неврозов и нарушения взаимоотношений с социумом" и т.д.  

Далее, хотелось бы представить вашему вниманию положительный опыт работы с родителями  при использовании  таких арттерапевтических техник, как «флэштренинг» и «коллаж». Данные техники используются мною для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии родителей.

Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики в течение 5-10 минут с последующим обсуждением. Это всегда творческий, увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика. Это своего рода тренажёр, который позволяет человеку обогащать практический опыт в решении своих проблем. Понимание содержания музыкального видеоряда позволяет расслабиться и переосмыслить собственный внутренний мир.

Видеоролики для флэштренинга создаются или подбираются мною по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в работе с семьями.

Что же касается второй техники - коллаж, то суть её заключается в том, что родителям предлагается на бумажную основу наклеить картинки, фотографии, различные детали из газет, журналов, плакатов, объединяя их определенной темой.

Технику составления коллажа я использую как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые  картинки способны выявить те темы и проблемы, которые остаются нераскрытыми при вербальном общении.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность, а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Как показывает практика, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те родители, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки.

Все занятия по составлению коллажей сопровождаются инструментальной музыкой, которая создаёт очень благоприятную атмосферу для творчества. Для коллажей я подбираю такие темы, как  "Такой (ая) я - реклама себе",  "Таким (ой) я хочу быть", " Я глазами своих детей", " Я – отец ,Я – мать",  "Мои мечты…Что меня приближает к ним и отдаляет от них…" и т.д.

Таким образом, большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, можно влиять и на перестройку семейных отношений. А это должно способствовать совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышая уровень общей культуры населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии

Рождение ребёнка – одно из главных событий в каждой семье. В детях мы видим свое продолжение, связываем с ними свои надежды и чаяния, свои желания и несбыточные мечты. Трудности психического и м...

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения

Условие возникновения, становления опыта При выборе детск...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен

Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...