Консультация для воспитателей «Рассказы цепной структуры в обучении навыкам связного высказывания»
консультация по логопедии

Константинова Валерия Сергеевна

Краткое описание методики Валентины Константиновны Воробьевой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания. Её суть заключается в использовании текстов цепной организации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.67 КБ
Файл 1_prezentatsiya.pptx1.77 МБ
Файл 2_prezentatsiya.pptx2.99 МБ
Файл 3_prezentatsiya.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Рассказы цепной структуры
в обучении навыкам связного высказывания»

1. Развитие связной речи является важным условием успешности ребенка как в дошкольном возрасте, так и при переходе в школу. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы. К сожалению, достаточно большой процент детей, посещающих детский сад, имеет нарушения речевого развития, что не позволяет им овладеть навыками связной речи в достаточном для своего возраста объёме.

2. Это проявляется в нарушении логической последовательности, пропуске значимых для сюжета эпизодов, в застревании на второстепенных деталях, в использовании простых, малоинформативных предложений.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим навыкам нужно обучать специально.

3. В 1989 году Валентиной Константиновной Воробьевой была предложена методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания. Её суть заключается в использовании текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.

4. Смысловая структура цепного рассказа изображается в виде графической схемы. Каждое предложение записывается в одну строчку, где в рамочках размещаются компоненты мысли: субъект и объект в виде предметной или сюжетной картинки. Стрелочка между ними обозначает какое-либо слово-действие. Следующее предложение располагается ниже, на следующей строчке, и как правило начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

Такая структура рассказа позволяет как бы сцепить все предложения между собой, наглядно показывая ребенку связь отдельных высказываний.

5. При начальном знакомстве с правилами смысловой связи предложений, вне зависимости от возраста детей, заполнение этих частей графической таблицы осуществляется реальными изображениями предметов с элементами сюжета.

В дальнейшем предметные картинки могут заменяться на схематические изображения.

Применение предметно-подстановочной таблицы позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте — обозначение предмета (денотата), на втором — действия, на третьем — снова обозначение, но уже нового предмета сообщения.

6. На начальном этапе работы над текстом цепной структуры детям предлагаются уже готовые схемы к тексту и они просто с помощью дополнительных вопросов пересказывают рассказ.

7. На следующем этапе, когда дети свободно пересказывают рассказы по готовым схемам, работа проводится по следующему плану:

1. Чтение детям рассказа. В процессе прослушивания рассказа детям предлагается запомнить, о каких предметах, (о ком! или о чем!) сообщается в нем.

2. После прочтения рассказа детям дается задание – выбрать из предметных картинок, которые лежат на столе, только те, о которых говорится в нашем рассказе.

3 Составление предметно - графический схемы

4. Пересказ рассказа с опорой на план.

8. На следующем этапе можно предлагать детям схематические изображения для пересказа после прочтения и беседы по рассказу.

И, наконец, детям предлагается самим составить рассказ с опорой на схему цепной структуры.

На этом этапе мы уже можем включать такие задания, как распространение предложений прилагательными и подбор слов-синонимов. Рассмотрим на примере рассказа Мурзик:

Однажды озорной котик Мурзик прыгнул на дерево. Там на ветке сидела ворона. Ей на спину прыгнул Мурзик. Котик вцепился когтями в перья вороны. Вдруг она взлетела над деревней вместе с Мурзиком. Наш кот не удержался и свалился в траву.

Практика показала, что использование данного метода в работе с детьми вызывает интерес к занятиям. Моделируя тексты, дети проговаривают все действия, соблюдая грамматические нормы и правила. Схема не дает пропустить ни одного логического звена из рассказа. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, и систематизировать полученные знания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказы цепной структуры в обучении навыкам связного высказывания

Слайд 2

? Нарушение логической последовательности Пропуск значимых для сюжета эпизодов Застревание на второстепенных деталях


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТРУКТУРА ЦЕПНОГО РАССКАЗА Около дома рос сад В сад пришла семья Семья собрала фрукты Из фруктов приготовили варенье, сок и компот

Слайд 2

СТРУКТУРА ЦЕПНОГО РАССКАЗА

Слайд 3

1 этап


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Чтение рассказа. 2 . Выбор картинок. 3. Составление предметно – графический схемы. 2 этап 4. Пересказ рассказа с опорой на план.

Слайд 2

3 этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»

Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...

Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.

Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...

Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры

1 слайд.Тема.  «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры». 2 слайд. Актуализация.ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» ...

Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.

     Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно выс...

Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания

Простые цепочки предложений с опорой на картинки помогают составить пересказ даже самым слабым воспитанникам и побывать в ситуации успеха.Цепной текст представляет собой особую смысловую организацию п...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи детей на материале рассказа цепной структуры»

Консультация для педагогов:«Развитие связной речи детей   на материале рассказа цепной структуры»...