Конспект занятия "Звук и буква Т"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Звук и букваТ" (на материале лексической темы "Хлеб - всему голова")
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
"Звук и буква Т" (на материале лексической темы "Хлеб-всему голова")
Цель: знакомство со звуком и буквой Т
Задачи:
- совершенствовать навык дифференциации гласных и согласных звуков, дифференциации согласных звуков по звонкости - глухости, твердости - мягкости;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навык определения места звука в слове;
- повторить правило, чем звук отличается от буквы;
- познакомить с графическим образом буквы Т;
- развивать воображение, восприятие, память, логическое мышление;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Планируемый результат: дети четко произносят звук [т], знают графический образ буквы Т.
Предварительная работа: лексико - грамматическое занятие по теме "Хлеб - всему голова", дети дифференцируют гласные и согласные звуки, дифференцируют согласные звуки по звонкости - глухости, твердости - мягкости.
Оборудование: На каждого ребенка - зеркало; звуковые линейки; синий и зеленый кружочки для определения места звука в слове; большие круги синего и зеленого цвета для определения твердого и мягкого звука в слове. Картинки - батон, ватрушка, торт, рулет, тыква, картофель. Картинки для артикуляционной гимнастики - "Месим тесто", "Блинчик", "Вкусное варенье", "Чашечка". Тетради, прописи, простые карандаши на каждого ребенка.
Используемые материалы: интернет-ресурсы (физминутка, пальчиковая гимнастика, картинки).
Ход занятия
I Организационный момент
Логопед: Назовите первый звук в слове ...
- Калач (Звук [к]).
- Сушка (Звук [с]).
- Батон (Звук [б]).
- Хлеб (Звук [х]).
- Лапша (Звук [л]).
- Торт (Звук [т]).
- Пряник (Звук [п]).
- Баранка (Звук [б]).
- Бублик (Звук [б]).
- Ватрушка (Звук [в]).
- Сухарь (Звук [с]).
- Макароны (Звук [м]).
Дети отвечают на вопросы и садятся на свои места.
II Основная часть
Загадки
Логопед: У меня для вас загадки:
- Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной…
Дети: Батон.
Логопед: С открытою начинкою лепешка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка
Питательная, вкусная…
Дети: Ватрушка.
Логопед: Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него.
Дети: Торт.
Выставляются картинки - отгадки.
Логопед: Батон, ватрушка, торт. Какой звук повторяется в каждом слове?
Дети: Звук [т].
Логопед: Что такое звук?
Дети: Звук мы слышим и произносим .
Логопед: Чтобы красиво произносить звуки, нужно делать зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика (дети выполняют упражнения перед зеркалом)
Выставляются картинки для упражнений
Упр. "Месим тесто" (улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та - та - та...; пошлепать язык губами пя - пя - пя ...).
Упр. "Блинчик" (улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу; удерживать под счет от 1 до 10).
Упр. "Вкусное варенье" (улыбнуться, открыть рот, языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз).
Упр. "Чашечка" (приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, приподнять все края языка вверх; удерживать под счет от 1 до 10).
Характеристика звука [т]
Логопед: Произнесите звук [т] перед зеркалом. Какой он - гласный или согласный?
Дети: Звук [т] согласный, потому что воздушная струя встречает препятствие, кончик языка упирается в верхние зубы; звук [т] не тянется.
Логопед: Звук [т] звонкий или глухой?
Дети: Звук [т] глухой, потому что если приложить ладонь к горлышку, оно не дрожит, спокойное.
Слоговые цепочки
Логопед: Запомните и повторите
та - та - да
да - та - та
то - то - до
до - то - то
та - да - та
да - та - дд
то - до - то
до- то - до
ту - ду - ту
ду - ту - ду
ты - ды -ты
ды - ты - ды
Каждый ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку.
Твердый - мягкий звук
Логопед: Звук [т] твердый или мягкий?
Дети: Звук [т] твердый.
Логопед: Звук [т*] твердый или мягкий?
Дети: Звук [т*] мягкий.
Логопед: Я называю слово, если в нем звук [т], поднимаете круг синего цвета, если [т*] - поднимаете круг зеленого цвета.
Слова: пахать ([т*]), жатва ([т]), тарелка ([т]), сеять ([т*]), стол ([т]), собирать ([т*]), тёрка ([т*]).
Определение места звука в слове [т]
Логопед: Будем готовить рулет. Определите по звуковым линейкам, где звук [т] в слове рулет - в начале, середине или конце слова?
Дети: В слове "рулет" звук [т] в конце слова, обозначаем его кружком синего цвета, потому что звук согласный, твердый.
Логопед: Для начинки возьмем тыкву. Определите место звука [т] в слове "тыква".
Дети: В слове "тыква" звук [т] в начале слова, обозначаем его кружком синего цвета, потому что звук согласный, твердый.
Логопед: Еще для начинки возьмем картофель. Определите место звука [т] в слове "картофель".
Дети: В слове "картофель" звук [т] в середине слова, обозначаем его кружком синего цвета, потому что звук согласный, твердый.
Физминутка
Логопед: Давайте отдохнем.
Дети встают на физминутку, вместе с логопедом проговаривают текст и выполняют движения:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо сесть.
Логопед: Звук - это то, что мы слышим и произносим, а что такое буква?
Дети: Букву мы видим и пишем.
Логопед: На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.
Логопед пишет на доске букву Т.
Логопед: На что еще похожа буква Т?
Дети: На стол, гриб, молоток, гвоздь ...
Игровое упражнение "Рисуем букву в воздухе"
Логопед: Напишем букву Т в воздухе. Обратите внимание: пишем сверху вниз, слева направо.
Дети пишут в воздухе букву Т.
Работа в тетрадях
Логопед: Открываем тетради. Задание: найти и обвести в кружок букву Т.
Образец: Н Т П Г Т Д Т Б Т Л Т Г
Логопед: Букву Т вы увидели, а теперь напишем её, но сначала подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дети за логопедом повторяют слова и движения
Логопед: Муку в тесто замесили, сжимать и разжимать кулачки
А из теста мы слепили: прихлопывать ладошками, «лепить»
Пирожки и плюшки, загибать поочередно пальчики
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. обе ладошки развернуть вверх
Работа в прописях
Логопед: Открываем прописи. Задание: обведите букву Т.
III Итог
Логопед: Чем мы сегодня занимались?
Дети: Вспомнили звук [т], познакомились с буквой Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...