Конспект занятия "Звук и буква Т"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Звук и букваТ" (на материале лексической темы "Хлеб - всему голова")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_t.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

"Звук и буква Т" (на материале лексической темы "Хлеб-всему голова")

Цель: знакомство со звуком и буквой Т

Задачи:

- совершенствовать навык дифференциации гласных и согласных звуков, дифференциации согласных звуков по звонкости - глухости, твердости - мягкости;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навык определения места звука в слове;

- повторить правило, чем звук отличается от буквы;

- познакомить с графическим образом буквы Т;

- развивать воображение, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Планируемый результат: дети четко произносят звук [т], знают графический образ буквы Т.

Предварительная работа: лексико - грамматическое занятие по теме "Хлеб - всему голова", дети дифференцируют гласные и согласные звуки, дифференцируют согласные звуки по звонкости - глухости, твердости - мягкости.

Оборудование: На каждого ребенка - зеркало; звуковые линейки; синий и зеленый кружочки для определения места звука в слове; большие круги синего и зеленого цвета для определения твердого и мягкого звука в слове. Картинки - батон, ватрушка, торт, рулет, тыква, картофель. Картинки для артикуляционной гимнастики - "Месим тесто", "Блинчик", "Вкусное варенье", "Чашечка". Тетради, прописи, простые карандаши на каждого ребенка.

Используемые материалы: интернет-ресурсы (физминутка, пальчиковая гимнастика, картинки).

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед: Назовите первый звук в слове ...

- Калач (Звук [к]).

- Сушка (Звук [с]).

- Батон (Звук [б]).

- Хлеб (Звук [х]).

- Лапша (Звук [л]).

- Торт (Звук [т]).

- Пряник (Звук [п]).

- Баранка (Звук [б]).

- Бублик (Звук [б]).

- Ватрушка (Звук [в]).

- Сухарь (Звук [с]).

- Макароны (Звук [м]).

Дети отвечают на вопросы и садятся на свои места.

II Основная часть

Загадки

Логопед: У меня для вас загадки:

- Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной…

Дети: Батон.

Логопед: С открытою начинкою лепешка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка
Питательная, вкусная…

Дети: Ватрушка.

Логопед: Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него.

Дети: Торт.

Выставляются картинки - отгадки.

Логопед: Батон, ватрушка, торт. Какой звук повторяется в каждом слове?

Дети: Звук [т].

Логопед: Что такое звук?

Дети: Звук мы слышим и произносим .

Логопед: Чтобы красиво произносить звуки, нужно делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика (дети выполняют упражнения перед зеркалом)

Выставляются картинки для упражнений

Упр. "Месим тесто" (улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та - та - та...; пошлепать язык губами пя - пя - пя ...).

Упр. "Блинчик" (улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу; удерживать под счет от 1 до 10).

Упр. "Вкусное варенье" (улыбнуться, открыть рот, языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз).

Упр. "Чашечка" (приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, приподнять все края языка вверх; удерживать под счет от 1 до 10).

Характеристика звука [т]

Логопед: Произнесите звук [т] перед зеркалом. Какой он - гласный или согласный?

Дети: Звук [т] согласный, потому что воздушная струя встречает препятствие, кончик языка упирается в верхние зубы; звук [т] не тянется.

Логопед: Звук [т] звонкий или глухой?

Дети: Звук [т] глухой, потому что если приложить ладонь к горлышку, оно не дрожит, спокойное.

Слоговые цепочки

Логопед: Запомните и повторите

та - та - да

да - та - та

то - то - до

до - то - то

та - да - та

да - та - дд

то - до - то

до- то - до

ту - ду - ту

ду - ту - ду

ты - ды -ты

ды - ты - ды

Каждый ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку.

Твердый - мягкий звук

Логопед: Звук [т] твердый или мягкий?

Дети: Звук [т] твердый.

Логопед: Звук [т*] твердый или мягкий?

Дети: Звук [т*] мягкий.

Логопед: Я называю слово, если в нем звук [т], поднимаете круг синего цвета, если [т*] - поднимаете круг зеленого цвета.

Слова: пахать ([т*]), жатва ([т]), тарелка ([т]), сеять ([т*]), стол ([т]), собирать ([т*]), тёрка ([т*]).

Определение места звука в слове [т]

Логопед: Будем готовить рулет. Определите по звуковым линейкам, где звук [т] в слове рулет - в начале, середине или конце слова?

Дети: В слове "рулет" звук [т] в конце слова, обозначаем его кружком синего цвета, потому что звук согласный, твердый.

Логопед: Для начинки возьмем тыкву. Определите место звука [т] в слове "тыква".

Дети: В слове "тыква" звук [т] в начале слова, обозначаем его кружком синего цвета, потому что звук согласный, твердый.

Логопед: Еще для начинки возьмем картофель. Определите место звука [т] в слове "картофель".

Дети: В слове "картофель" звук [т] в середине слова, обозначаем его кружком синего цвета, потому что звук согласный, твердый.

Физминутка

Логопед: Давайте отдохнем.

Дети встают на физминутку, вместе с логопедом проговаривают текст и выполняют движения:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо сесть.

Логопед: Звук - это то, что мы слышим и произносим, а что такое буква?

Дети: Букву мы видим и пишем.

Логопед: На антенну Т похожа

И на зонт как будто тоже.

Логопед пишет на доске букву Т.

Логопед: На что еще похожа буква Т?

Дети: На стол, гриб, молоток, гвоздь ...

Игровое упражнение "Рисуем букву в воздухе"

Логопед: Напишем букву Т в воздухе. Обратите внимание: пишем сверху вниз, слева направо.

Дети пишут в воздухе букву Т.

Работа в тетрадях

Логопед: Открываем тетради. Задание: найти и обвести в кружок букву Т.

Образец: Н Т П Г Т Д Т Б Т Л Т Г

Логопед: Букву Т вы увидели, а теперь напишем её, но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дети за логопедом повторяют слова и движения

Логопед: Муку в тесто замесили, сжимать и разжимать кулачки

А из теста мы слепили: прихлопывать ладошками, «лепить»

Пирожки и плюшки, загибать поочередно пальчики

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. обе ладошки развернуть вверх

Работа в прописях

Логопед: Открываем прописи. Задание: обведите букву Т.

III Итог

Логопед: Чем мы сегодня занимались?

Дети: Вспомнили звук [т], познакомились с буквой Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...