Направления и содержание начальных этапов коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития
учебно-методический материал по логопедии

 Кадонцева Елена Александровна

Направления и содержание начальных этапов коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления и содержание начальных этапов коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития

J0232107

2008

Условия, обеспечивающие продуктивность коррекционной работы:

  • единая  принципиальная  схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и ндивидуальный подход;
  • представление  планируемых результатов коррекционного воздействия; наблюдение за текущим состоянием, уточнением речевого диагноза и ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребёнка.

Этапы коррекционной работы: подготовительный и начальный.

I Цель подготовительного этапа: формирование эмоциональных и фонических аспектов общения, звуковых вокализаций, содержащих признаки гласных и согласных звуков.

Важная перспективная задача подготовительного этана: развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.

Основные направления работы на подготовительном этапе: установление зрительного и эмоционального контакта, подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции, настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание, повышение уровня общей активности ребёнка, организация произвольного внимания развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Примеры заданий, используемых на подготовительном этапе.

Задания на фиксацию взгляда

Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать ею движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

  1. Ребёнку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый (логопед., родитель) перемещает игрушку, дёргая за ниточку, ребёнок прослеживает движение взглядом и пытается схватить сё рукой.
  2. Логопед  (взрослый)   побуждаем   ребёнка найти и игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя внимание с помощью стихотворных текстов. Если ребёнок не фиксирует взгляд на игрушках, работа начинается с использования цветных повязок на голове взрослого, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).

Задания на активизацию ощущений

Цель: развивать ощущения ребёнка с использованием  различных поверхностей, с  помощью лёгких массажных движений.

  1. Перед ребёнком на столе тарелочка с тёплой водой, вата, жёсткая щетка. Взрослый действует рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде,  вате, жесткой  щётке,  сопровождая действия словами. Если ребёнок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности наждачная бумага, тарелочка с кремом.
  2. Логопед выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая её от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении),  размазывая  крем, действуя  правой рукой ребенка, затем  меняет руки. Движения сопровождаются  эмоциональным  комментарием. По мере возможностей, ребёнка побуждают к самостоятельным действиям.

3.        Игра «Следы». Перед ребёнком на столе находится игрушечный домик и размягчённый пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребёнку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы и показывает, как их сделать, используя совмещённые действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.

II На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения. Разнообразные приёмы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения.

Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
  • Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  • Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  • Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
  • Развитие функций голоса и дыхания.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Каждое направление включает определённые задачи и соответствующие им приёмы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.

1. Развитие слухового восприятия.

Задачи: расширение рамок слухового восприятия; развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти; формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков: способности дифференцировать неречевые и речевые звуки. Приёмы:

  • привлечение внимания к звучащему предмету ;
  • совершение действий   в  соответствии  со звуковым сигналом:
  • определение местонахождения   направленности звука:
  • знакомство с характером  звучащих предметов:
  • различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов:
  • запоминание   последовательности   звучаний (шумов предметов);
  • различение голосов:
  • реагирование на громкость звучания; узнавание и различение гласных звуков Л. О. У. И:
  • выделение слов из речевого потока:
  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;
  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Фрагменты занятий по развитию слухового восприятия.

Цель: формирование основ тонких звуковых дифференцировок.

Фрагмент 1.Персд ребенком па столе расположены в ряд музыкальные инструменты - барабан и колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (аналогичный набор находится за ширмой). Ребенка знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним. именно барабан и постучать по нему.

Фрагмент 2. Ребёнку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов за ширмой. Если ребёнок слышит стук барабана, то производит имитационные движения игры на этом инструменте.

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов предметов.

Фрагмент 1. Перед ребёнком такой же набор предметов, как у логопеда - бумага, мяч, карандаш, монеты, спички. Ребёнку демонстрируются различные действия с этими предметами - стук мяча об пол, стук карандаша по столу, стук монеты об монету, ломание спичек. Затем логопед, производя действия с этими предметами за спиной ребёнка, побуждает его к воспроизведению аналогичного действия.

Фрагмент! 2. Ребенка знакомят со звучанием коробочки, наполненной горохом. Затем, предлагается найти такую же среди двух-трёх одинаковых по внешнему виду (с различными наполнителями - мелкими монетками, песком, спичками).

2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи: развитие невербальных компонентов коммуникации как функций языка: выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих: расширение рамок общения с окружающими: преодоление апраксии: развитие кинестетического контроля.

Приёмы:

  • развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание  головой,  приглашающий  жест)  со словесной инструкцией и без нее:
  • выполнение  действий   по   невербальной инструкции:
  • ответы утвердительным  или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы:
  • моделирование ситуаций, способствующих вызову  коммуникативно-значимых жестов (да. нет. хочу. дай. на):
  • выбор знака, воспринятого па слух, из числа предъявленных зрительно:
  • выбор знака к предъявляемому жесту:
  • дополнение  фразы  жестом   или  рисованным знаком: развитие мимики и жеста:
  • ситуативный диалог с использованием мимики и жестов: демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
  • имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх:
  • выполнение имитационных движений руками:
  • жестовое приветствие и прощание: действия с воображаемыми предметами:
  • воспроизведение позы изображённого на картинке объекта;

•        выполнение имитационных движений.

Фрагменты занятий  по развитию способности к использованию невербальных средств коммуникации.

Цель: активизация ощущения собственных движений (активных и пассивных руками взрослого) - побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам); как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т.д. Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.

Цель: воспроизведение движений изображённых на сюжетной картинке, развитие мимики.

Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту, «кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д.

Цель: установление контакта, развитие понимания рисованного знака (пиктограммы)-адекватное использование жестов.

Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина - яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх. Затем ребёнок, используя жест «дай» - показывает рукой на ту картинку - которую бы хотел получить.

3. Развитие зрительно-моторной координации - мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук - глазодвигателей-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезии, тактильной памяти; формирование представлений о схемах лица и тела; развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями; восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

Приемы:

• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;

• прослеживание прямых - ломаных- извилистых линий;

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях;

• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех- щётки с различным ворсом);

• узнавание на ощупь различной  фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

  • двигательные упражнения с погремушкой – мячом – платочкам - флажком;
  • «рисование» в воздухе рукой;
  • различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
  • активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
  • упражнения с пластилином;
  • использование кукол би-ба-бо;
  • артикуляционная и мимическая гимнастика;
  • упражнения на преодоление сопротивления;

•   задания на имитацию положения рта представленного на картинках;

•        автоматизация отдельных артикулем;

•        выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации - мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».

Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками, в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд – назад - пальцы разведены)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева ~ направо)

Вот так-вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх - вниз над бассейном)

Вот так- вот так!

Фрагмент 2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.

Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.

Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти; развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве; анализ зрительного образа.

Приёмы:

  • нахождение игрушек в пространстве комнаты;
  • перемещение их в заданном пространстве;
  • поиск предметов;
  • соотнесение игрушки с её изображением на картинке;
  • определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела;
  • выработка навыков ориентировки;
  • упражнения в перекрёстном ориентировании;
  • выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
  • определение недостающих частей у предметов по картинкам;
  • узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;
  • запоминание изображений предметов;
  • фиксация изменений в расположении предметов;
  • выделение из множества предметов;
  • запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
  • идентификация зрительных изображений по заданной теме;
  • определение различий в предметах и картинках;
  • сравнение сходных по зрительному образу предметов;
  • конструирование по образцу, по инструкции;
  • конструирование заданных предметов со сходными  и дискретными  признаками  из отдельных деталей;
  • выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

Фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов.

Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать, как он «вымоет» определённую часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот, нос).

Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память.

Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.

5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

Приёмы:

  • выработка умения ориентации в окружающем; работа с тактильными таблицами; выделение цвета;
  • знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);
  • выполнение действий  с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
  • выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
  • соотнесение цветного и контурного изображений предметов;
  • дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
  • конструирование целого из частей;
  • классификация по цвету, подбор определенной цветовой гаммы;
  • идентификация предметов и геометрических фигур;

•        работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.

Фрагменты занятий  по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учетом двигательных возможностей ребёнка).

Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как все шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.

Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребёнку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы.

Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием  тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Фрагмент I. Ребёнка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц:  меховая - мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая; шелковистая - гладкая, ровная. Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счёт включения колючей поверхности - ипликатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи  на картоне,  наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма.

Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди  мягкую,  пушистую»).  Затем логопед раскладывает таблицы  в заданной  последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.

6. Развитие функций голоса и дыхания.

Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани; активизация  целенаправленного ротового выдоха; знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

Приёмы:

  • упражнения па расслабление шейной мускулатуры;
  • активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
  • тренировка носового выдоха;
  • развитие произвольного речевого вдоха:
  • выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;
  • выработка комбинированного типа дыхания: упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротового выдоха;
  • различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:
  • выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Фрагменты занятий по развитию функций голоса и дыхания.

Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.

Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

Цель: формирование носового вдоха.

Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора.

Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определенном порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их, поставить свой набор в той же последовательности.

Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «А», «У», «И». «О» различной громкости.

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка)». Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко - «У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц- «О», лошадка - «И»), побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).

7. Развитие чувства ритма.

Задами: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У. И; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы:

  • воспроизведение ритма в движениях и играх;
  • ходьба и маршировка под музыку;
  • двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; ритмические упражнения для рук и ног;
  • воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
  • развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
  • знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;
  • развитие речевых вокализаций;
  • знакомство со схемой ритма;
  • соотнесение ритма со схематическим изображением;
  • произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек:
  • дифференциация  ритмических рисунков; отображение определённых качеств движения;
  • ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Фрагменты занятий по развитию чувства ритма.

Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового. двигательного, зрительного).

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух». После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал.

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия.

Фрагмент I. На глазах ребёнка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также - ААААААА, записывая произнесение на магнитофон. Ритмический рисунок меняется -дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну). Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.

Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Постепенно ритм чередования усложняется

8. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи; формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия; работа над семантикой слова; стимулирование простых видов коммуникативной речи.

Приёмы:

  • узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);
  • показ предметов по их признакам;
  • показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;
  • выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами;
  • выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний:
  • побуждение к высказыванию эмоциональных  восклицаний,  просьб;  развитие  непроизвольного подражания - звукового и словесного;
  • различение звукоподражаний с опорой на зрительное  восприятие;  соотнесение  игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием;
  • различение действий, совершаемых одним объектом, соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;
  • выполнение инструкций, содержащие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов;
  • автоматизация в диалогической речи слов «да. нет, хочу, могу, буду»;
  • автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);
  • узнавание предмета по его словесному описанию;
  • выработка обобщённых понятий;
  • смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты;
  • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.

Фрагмент 1. Ребёнку показывается кукла, говорится, что она хочет спать и её нужно покачать. Логопед качает куклу, сопровождая действия звукоподражанием «а-а-а». Затем показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием, и побуждает ребёнка к совершению аналогичных действий со звукоподражанием.

Цель: побуждать ребёнка к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний «Ой. Аи, Ух, Ах», используя разницу температурных ощущений.

Фрагмент 1. На столе перед ребёнком тарелочки с тёплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга. Ребёнок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью логопеда, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует логопед).

Цель: закрепление слухового образа звуков «А, О, У, И» и образов звучащих игрушек, развитие тактильного восприятия.

Фрагмент 1. За ширмой знакомые ребёнку игрушки — кукла, лошадка, заика, мишка. Ребенок по произнесённому звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой па ощупь.

Фрагмент 2. Знакомые ребенку игрушки завёрнуты в бумагу. Ребёнку предлагается, ощупав игрушку, не разворачивать её, догадаться, кто (что) там, и произнести соответствующее звукоподражание.

Игры на  развитие импрессивной речи

Прятки

Цель. Уточнение понимания формы единственного и множественного числа существительных по теме «Игрушки».

Материалы. Игрушки (картинки)— мишка - мишки, зайчик - зайчики, машинка  - машинки, мячик - мячики, и др.

Ход игры. Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.

К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, где мишки. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. (И т.д.)

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.

У кого картинка?

Цель. Уточнение понимания формы единственного и множественного числа существительных по теме «Игрушки».

Материалы. Картинки— мишка - мишки, зайчик - зайчики, машинка  - машинки, мячик - мячики, и др.

 Ход игры. Перед началом игры выберите и затем раздайте детям по одной предметной картинке.

Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка пусть поднимет руку. Маша руку подняла. Правильно, Маша, у тебя на картинке мишка. Покажи всем. Следующее слово — мишки.. У кого мишки? Никто не поднимает руку... Где же мишки? Вот мишки, у Димы! Дима, подними руку. (И т.д.)

В этой игре можно менять темы, используя различные картинки и обозначающие их слова в соответствии с приведенным выше словарем. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

Покажи картинку!

Цель. Уточнение понимания формы единственного и множественного числа существительных по теме «Игрушки».

Материалы. Картинки— мишка - мишки, зайчик - зайчики, машинка  - машинки, мячик - мячики, и др

Ход игры. Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просите детей по очереди найти и показать нужную картинку.

Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Ваня покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи  кубики. Молодец! Саша, покажи самолет. (И т.д.)

В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок.

Много или мало?

Цель. Научить детей понимать единственное и множественное число существительных.

Материалы. В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров — кубики, палочки, мячики и т.п.

Ход игры. Формируя понимание единственного и множественного числа существительных полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» — показать указательный пальчик; «много» — широкий обводящий жест рукой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.

Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой — мало.

—        Посмотрите, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут мало кубиков (соответствующий жест). Покажите, где мало кубиков. Как вы покажете, что кубиков мало? (Логопед побуждает детей показать жестом.) А где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? (Логопед побуждает детей показать жестом.) А вот один кубик (логопед показывает). Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один. (Логопед побуждает детей показать жестом.)

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

Один – много

Цель. Научить детей понимать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) (II склонение).

Возьми шар — возьми шары, возьми мяч — возьми мячи, возьми гриб — возьми грибы, возьми цветок — возьми цветы.

Возьми (дай): кубик — кубики, карандаш — карандаши, лопату — лопаты, книгу — книги, картинку — картинки; подай тетрадь — подай тетради.

Один - много

 Цель. Научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я) (II склонение).

 Покажи, где нарисован(ы) дом(а).
дом — дома        перо — перья

стул — стулья        лист — листья

глаз — глаза        дерево — деревья

Советы родителям о создании дома речевой среды.

 Родители должны постоянно беседовать с ребенком. Необходимо многократно проговаривать все режимные моменты, все действия, которые совершает ребенок или совершают родители с ребенком с ребенком. При этом взрослый должен говорить простыми короткими предложениями из 2-4 слов, делать паузы, повторять по несколько раз одни и те же словосочетания, меняя интонации, силу голоса. Слова произносить надо четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто должен  обращается к ребенку, задавать вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После то как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-нибудь действие.

Примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Умывание. Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло, в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. Теперь давай умоем личико — вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрой кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек — вот так. Где полотенце? Бери  полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец. Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике.) Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай  наденем штанишки — вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка! А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. (И т.д.)

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал — и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это под деревом? Это листочки упали. Вот желтый листок. А этот листок, какого цвета? Красный  листок. Много листочков. Покажи, как много листочков. (И т.д.)

Приготовление обеда. (Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.) Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюльку. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так. (И т.д.)

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков). Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. (И т.д.)

Рассмотренные выше направления, задачи и приёмы должны, выступать в качестве основных ориентиров в планировании коррекционной работы с безречевыми детьми и составлении прогноза.

Литература:

  1. Генфон С.С. Характеристика безречевых детей. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. М.: Просвещение. 1975.
  2. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных  алаликов  /  Хрестоматия   по  логопедии (извлечения и тесты): Учебное пособие // Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
  3. Голубева Л.П.  Развитие речи неговорящих детей / Хрестоматия по логопедии (извлечения и тесты): Учебное пособие // Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
  4. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. М.:Издательский  центр «Техинформ» МАИ. 1997.
  5. Кириллова  Е.В.  Методы  и  приёмы эмоциональной стимуляции безречевых детей. Развитие и коррекция. Выпуск 10. -М.: Аналитический научно методический центр «Развитие и коррекция». 2001.
  6. Кириллова Е.В. К проблеме изучения безречевых детей / Актуальные проблемы логопедии в трудах учёных XX века. - Санкт-Петербург, 2000.
  7. Кириллова   Е.В.   Характеристика   невербальных компонентов коммуникации безречевых детей / Актуальные проблемы коррекционно-развивагощего образования // Материалы Международной научно-практической конференции. -Орёл.
  8. Левина Р,Е. Изучение неговорящих детей (алаликов) / Хрестоматия по логопедии (извлечения и тесты): Учебное пособие // 1 Год ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.    М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
  9. Новикова Т.Н., Фомичева М.Ф. Обследование речи  неговорящих детей. V Царскосельские чтения //  Научно-теоретическая  межвузовская конференция с международным участием 24-25 апреля 2001 г. Том V /// Санкт-Петербург, 2001.
  10. Ю.Худенко К.Д.- Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фопема-тического восприятия у детей с проблемами в развитии / Развитие и коррекция. Выпуск 6. М: Образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция», 1999.

Составитель:

Заместитель директора Рогачевского ЦКРОиР Мельникова Инна Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития"

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития....

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...

Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»

Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»Дети с задер...