Нейроупражнения в работе учителя-логопеда Кадонцевой Е.А.
статья по логопедии

 Кадонцева Елена Александровна

Нейроупражнения играют значительную роль в практике логопеда, так как направлены на стимуляцию мозга и улучшение процессов, связанных с речью и языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл text_dlya_videoprezentatsii.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в системе дошкольного образования идет поиск новых форм и методов работы, способствующих обучению и воспитанию детей. Всё чаще бывает так, что стандартная коррекционно-логопедическая работает не дает нужного результата. На помощь приходит нейропсихологический подход.

Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей технологией и оказывает значительное влияние на здоровье и развитие детей и предполагает коррекцию и развитие высших психических процессов (речь, память, мышление, внимание), развитие эмоционально-волевой сферы ребенка через движение.

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда имеет ряд преимуществ, которые способствуют эффективному и глубокому улучшению речевых навыков детей. Во-первых, этот подход основан на понимании процессов, происходящих в мозге при формировании и развитии речи. Это позволяет логопеду более точно определить причину нарушений и выбрать соответствующие методы коррекции.

Во-вторых, нейропсихологический подход предусматривает комплексное использование различных методик и техник, направленных на активизацию работы мозга.

Одним из ключевых элементов нейропсихологического подхода является использование специализированных тренировочных упражнений, направленных на активацию нужных участков мозга. Это могут быть задания по развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, лексико-грамматических навыков и др. Важно, чтобы задания были интересными и мотивирующими для ребенка.

Вот пример некоторых упражнений, которые используются мной в работе с детьми с речевыми нарушениями:

  • Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

  • Сочетание артикуляционных упражнений с элементами нейрогимнастики позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, укрепить нервные волокна, развить интеллектуальные способности, ускорить логокоррекционный процесс и повысить мотивацию к занятиям.
  • Логопедический нейротренажер пальцеход представляет собой специальный тренажер с ячейками и фишками синего, красного цветов. который широко применяется в разнообразных развивающих играх и упражнениях. Нейро тренажер решает  следующие задачи:

1. Стимулирует автоматизацию произношения звуков, слогов и слов.

2. Помогает заучиванию и произнесению чистоговорок.

3. Повышает уровень памяти и внимания.

4. Развивает фонематический слух.

5. Способствует развитию мелкой моторики и планирования.

6. Подготавливает руку к письму.

  • Упражнения с использованием нейрожетонов «Хлопай-топай» помогают в работе над формированием у ребенка фонематического слуха. Так же они направлены на развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания. Это отличный инструмент в работе над автоматизацией звуков (слогов или слов). 
  • Использование специальных кинезиологических дорожек в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, способность к произвольному контролю, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память, внимание.

Карточки с нейродорожками  используются мною при автоматизации поставленных звуков и развитию связной речи.

  • У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений. Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией. Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию. Упражнения усложняются , если в работе использовать кинезиологические мешочки,  мячики. Используя различные речевые игры («Один-много», «Назови первый звук в слове», «Повтори за мной» и др.) можно значительно закрепить речевые навыки ребенка, вовлекая в работу различные анализаторные системы.
  • Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Фонетическая ритмика способствует нормализации речевого дыхания, развитию речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений.

  • Включение нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Одна из таких игр – «Нейроладошки». Что же развивает такая игра:

  • Переключение. Это способность быстро переключаться с одной задачи на другую и эффективно работать над каждой из них.
  • Концентрацию внимания.
  • Проприоцепцию — это способность нашего организма воспринимать и оценивать положение и движение своих конечностей, а также тела в целом в пространстве.
  • Кистевой праксис. Играя в нейроладошки, дети  развивают мелкую моторику рук, координацию движений и улучшают кровообращение в кистях.
  • Межполушарные связи. Межполушарные связи позволяют нам обрабатывать информацию и принимать решения, используя оба полушария головного мозга. 

В заключении, хочется отметить, что регулярное применение нейроупражнений в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР в дополнение к основной коррекционной работе положительно влияет на процесс обучения таких детей, способствует улучшению физического, психического, эмоционального состояния, активизирует познавательные процессы, что в свою очередь способствует лучшей коррекции нарушений речи (письма) и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...

Нейроупражнения для развития речи в работе учителя- логопеда.

В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Раскрываются возможности нейропсихологических игр и делается акцент на эффективности их применения с детьми....

презентация "Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО"

Эффективным средством развития речи дошкольников является применение нейроигр в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения.Нейроигры и упражнения развивают и корректируют механизмы ...