Приемы коррекционной работы с детьми старшего возраста.
статья по логопедии (подготовительная группа)
«Автоматизация звуков с помощью игровых приемов и дидактических игр».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Автоматизация звуков с помощью игровых приемов и дидактических игр»
Цель : Автоматизировать звуки [С],[ С'],[Р],[Р'],[Ш],[Ж] в слогах, словах, фразах, предложениях.
Задачи:
- Закрепить правильное произношение звуков С],[ С'],[Р],[Р'],[Ш],[Ж] в слогах, словах, фразах, предложениях.
- Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Обогащать и расширять словарный запас.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать выдержку, формировать функции контроля и самоконтроля.
- Воспитывать контроль за собственной речью.
Введение.
Уважаемые, коллеги , сегодня я представлю Вам комплекс дидактических игр на автоматизацию звуков в речи детей.
Грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь , тем легче ребенку высказывать свои мысли , тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы. Причем чем меньше дети , тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.
Что такое автоматизация звуков?
Весь процесс коррекции звукопроизношения включает в себя 4 этапа :
- подготовительный этап ( артик. и дыхат. гимнастика);
- этап постановки звуков(методы и приемы различны);
- автоматизация поставленных звуков (изол., в слогах, словах, фразах, предложениях);
- дифференциация звуков (различение близких по звучанию).
Автоматизация звука – это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь.
На этом этапе целью является формирование умения ребенка правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, фразах, предложениях и свободной речи.
Легче и доступнее всего это происходит в режимных моментах : в игре; игровых упражнениях; пальчиковых , речевых, малоподвижных дидактических играх.
Работа должна идти последовательно , от простого к сложному.
Хорошо развитый речевой аппарат является первой ступенью в коррекции звукопроизношения у детей. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика:
«Подуем на султанчики»;
«Быстрый мячик»;
«Загони мяч в ворота»;
«Заморозим подбородок»;
«Заморозим ладошки»;
«Надуваем шарики»;
«Сдуем листики с ладошки»;
«Чья бабочка дальше улетит»;
«Погреем ладошки»
И многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем Трубочкой и не надуваем щеки.
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка»;
«Заборчик»;
«Трубочка»;
«Лопатка»;
«Горка»;
«Иголочка»;
«Парус»;
«Грибок»;
«Лошадка»;
«Индюк сердится»
Представляю Вашему вниманию следующие игры:
Игра «Магазин»
Данная игра предназначена для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на автоматизацию звуков С и С'. Предлагаемая игра повысит интерес детей к занятиям, будет способствовать более легкому и быстрому закреплению С и С' в речи. Наряду с автоматизацией в данной игре отрабатываются и другие задачи по коррекции речевой патологии.
Цель: Автоматизация звуков С и С' .
Задачи:
• Закреплять правильное произношение С и С';
• Развивать умение составлять словосочетания и предложения;
• Упражнять в согласовании числительных с существительными;
• Упражнять в образование множественного числа существительных.
Оборудование: Корзина для продуктов, игрушечные продукты.
Ход игры: Ребенку предлагается представить, что он пришел в продуктовый магазин и нужно купить , только те продукты, в названии которых , есть звуки С и Сь. Отвечать нужно целым предложением.
Образец: Я хочу купить одну пачку сока.
Слова: сыр, сахар, соль, селедка, сок, семечки , сервелат, апельсин, чеснок, круассан.
Игра «Украсим елочку»
Данная игра предназначена для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на автоматизацию звуков Р и Р'. Предлагаемая игра повысит интерес детей к занятиям, будет способствовать более легкому и быстрому закреплению звуков Р и Р' в речи. Процесс коррекции звукопроизношения станет более интересным и увлекательным для ребенка. Наряду с автоматизацией в данной игре отрабатываются и другие задачи по коррекции речевой патологии.
Цель: Автоматизация звуков Р и Р' .
Задачи:
• Закреплять правильное произношение звуков Р и Р';
• Развивать умение составлять словосочетания и предложения;
• Упражнять в согласовании числительных с существительными;
• Упражнять в образование множественного числа существительных.
Оборудование: изображение елки, елочные шары с картинками.
1 вариант.
Цель: Автоматизация звуков Р и Р' в словосочетаниях.
Материал: шары с картинками.
Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и составить словосочетания по образцу: шар с гитарой, шар с радугой и так далее.
Игру можно усложнить.
Ребенку предлагается сосчитать шары на елке.
Образец: один шар, два шара и так далее.
2 вариант.
Цель: Автоматизация звука Р в предложениях.
Материал: изображение елки украшенной шарами с картинками.
Ход игры: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и ответить полным предложением, какой шар на елке.
Образец: На елке шар с ведром. На елке шар с комаром. На елке шар с тигром.
Игру можно усложнить.
Ребенку предлагают самостоятельно составить предложения с данными картинками.
Образец: Рыба плавает в реке.
3 вариант.
Елку будем наряжать игрушками, в названии которых есть звуки Р и Рь. Приглашаются два участника. На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После того как вы находите картинку с заданным звуком украшаете ей елку, переворачиваете один пазл картинки, постепенно проявляя изображение. Когда задание выполнено, участник называет, кто изображен на собранной картинке.
В связи с тем, что любая образовательная деятельность в детском саду , является тяжелой нагрузкой на организм ребенка и снижает устойчивость внимания детей, они быстро утомляются и у них снижается интерес к деятельности. С целью предупреждения утомления через определенные временные рамки, зависящие от возраста детей, проводятся кратковременные физические упражнения (Физминутки).
Вашему вниманию представлена Физминутка по методике «Расскажи стихи руками»
Цель: переключить детей на другой вид деятельности, снять усталость
Задачи:
- Повысить осязательную чувствительность моторики пальцев и кистей рук;
- Облегчить приобретение навыков письма;
- Улучшить кровообращение.
«Осенняя прогулка»
Если мы идем гулять, Ходьба на месте или пальцами по столу
Зонт с собою нужно брать. Упражнение Зонтик
Осенью от дождика Упражнение Дождик
Спрячемся под зонтиком. Упражнение Зонтик
Игра «Звуковые шапочки»
Цель: Автоматизация звуков Ш и Ж.
Задачи:
- Развитие навыков звукового анализа;
- Обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
- Совершенствование зрительно-моторной координации. Оборудование: шапочки жука и гуся, листочки и цветочки с надписями гласных букв.
Ход игры: В игре принимают участие двое детей (либо ребенок и родитель). Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции взрослого «Солнышко поднимается , гусь и жук просыпаются», дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «ЖЖЖ» и шипение гуся «ШШШ». По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках , произнося по очереди слоги со своими звуками. Например жук летит и жужжит , останавливаясь на цветке с буквой А , ребенок произносит слог ЖА. Игра идет до тех пор пока не будут составлены все прямые и обратные слоги.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами, тем как можно использовать игровые приемы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я использую в своей работе, особенно применительным и удобным является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе , но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки , песни.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Использование в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...
Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий, интеллектуальных игр и упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»
Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...
Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность использования нейроигр в педагогике. Рекомендации по использованию нейроигр. Картотека игр....

Консультация для воспитателей на тему: "Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
Представлены варианты применения нейропсихолгических игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе педагога детского сада...
