Приемы коррекционной работы с детьми старшего возраста.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Коломыцева Наталья Борисовна

«Автоматизация звуков с помощью игровых приемов и дидактических игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_sp_30.01.25.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звуков с помощью игровых приемов и дидактических игр»

Цель : Автоматизировать звуки [С],[ С'],[Р],[Р'],[Ш],[Ж] в слогах, словах, фразах, предложениях.

Задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звуков С],[ С'],[Р],[Р'],[Ш],[Ж] в слогах, словах, фразах, предложениях.
  2. Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
  3. Развивать фонематический слух и восприятие.
  4. Обогащать и расширять словарный запас.
  5. Воспитывать культуру речевого общения.
  6. Воспитывать выдержку, формировать функции контроля и самоконтроля.
  7. Воспитывать контроль за собственной речью.

Введение.

Уважаемые, коллеги , сегодня я представлю Вам комплекс дидактических игр на автоматизацию звуков в речи детей.

Грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь , тем легче ребенку высказывать свои мысли , тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы. Причем чем меньше дети , тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.

Что такое автоматизация звуков?

Весь процесс коррекции звукопроизношения включает в себя 4 этапа :

  1. подготовительный этап ( артик. и дыхат. гимнастика);
  2. этап постановки звуков(методы и приемы различны);
  3. автоматизация поставленных звуков (изол., в слогах, словах, фразах, предложениях);
  4. дифференциация звуков (различение близких по звучанию).

Автоматизация звука – это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь.

На этом этапе целью является формирование умения ребенка правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, фразах, предложениях и свободной речи.

Легче и доступнее всего это происходит в режимных моментах : в игре; игровых упражнениях; пальчиковых , речевых, малоподвижных дидактических играх.

Работа должна идти последовательно , от простого к сложному.

Хорошо развитый речевой аппарат является первой ступенью в коррекции звукопроизношения у детей. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика:

«Подуем на султанчики»;

«Быстрый мячик»;

«Загони мяч в ворота»;

«Заморозим подбородок»;

«Заморозим ладошки»;

«Надуваем шарики»;

«Сдуем листики с ладошки»;

«Чья бабочка дальше улетит»;
«Погреем ладошки»

И многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем Трубочкой и не надуваем щеки.

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»;

«Заборчик»;

«Трубочка»;

«Лопатка»;

«Горка»;

«Иголочка»;

«Парус»;

«Грибок»;

«Лошадка»;
«Индюк сердится»

Представляю Вашему вниманию следующие игры:

Игра «Магазин»

Данная игра предназначена для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на автоматизацию звуков С и С'. Предлагаемая игра повысит интерес детей к занятиям, будет способствовать более легкому и быстрому закреплению С и С' в речи. Наряду с автоматизацией в данной игре отрабатываются и другие задачи по коррекции речевой патологии.
Цель: Автоматизация звуков С и С' .
Задачи:
• Закреплять правильное произношение С и С';
• Развивать умение составлять словосочетания и предложения;

• Упражнять в согласовании числительных с существительными;
• Упражнять в образование множественного числа существительных.
Оборудование: Корзина для продуктов, игрушечные продукты.
Ход игры: Ребенку предлагается представить, что он пришел в продуктовый магазин и нужно купить , только те продукты, в названии которых , есть звуки С и Сь. Отвечать нужно целым предложением.

Образец: Я хочу купить одну пачку сока.

Слова: сыр, сахар, соль, селедка, сок, семечки , сервелат, апельсин, чеснок, круассан.

Игра «Украсим елочку»

Данная игра предназначена для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на автоматизацию звуков Р и Р'. Предлагаемая игра повысит интерес детей к занятиям, будет способствовать более легкому и быстрому закреплению звуков Р и Р' в речи. Процесс коррекции звукопроизношения станет более интересным и увлекательным для ребенка. Наряду с автоматизацией в данной игре отрабатываются и другие задачи по коррекции речевой патологии.
Цель: Автоматизация звуков Р и Р' .
Задачи:
• Закреплять правильное произношение звуков Р и Р';
• Развивать умение составлять словосочетания и предложения;

• Упражнять в согласовании числительных с существительными;
• Упражнять в образование множественного числа существительных.
Оборудование: изображение елки, елочные шары с картинками.
1 вариант.
Цель: Автоматизация звуков Р и Р' в словосочетаниях.
Материал: шары с картинками.
Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и составить словосочетания по образцу: шар с гитарой, шар с радугой и так далее.
Игру можно усложнить.
Ребенку предлагается сосчитать шары на елке.
Образец: один шар, два шара и так далее.
2 вариант.
Цель: Автоматизация звука Р в предложениях.
Материал: изображение елки украшенной шарами с картинками.
Ход игры: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и ответить полным предложением, какой шар на елке.
Образец: На елке шар с ведром. На елке шар с комаром. На елке шар с тигром.
Игру можно усложнить.
Ребенку предлагают самостоятельно составить предложения с данными картинками.
Образец: Рыба плавает в реке.

3 вариант.

Елку будем наряжать игрушками, в названии которых есть звуки Р и Рь. Приглашаются два участника. На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После того как вы находите картинку с заданным звуком украшаете ей елку, переворачиваете один пазл картинки, постепенно проявляя изображение. Когда задание выполнено, участник называет, кто изображен на собранной картинке.

В связи с тем, что любая образовательная деятельность в детском саду , является тяжелой нагрузкой на организм ребенка и снижает устойчивость внимания детей, они быстро утомляются и у них снижается интерес к деятельности. С целью предупреждения утомления через определенные временные рамки, зависящие от возраста детей, проводятся кратковременные физические упражнения (Физминутки).

Вашему вниманию представлена Физминутка по методике «Расскажи стихи руками»

Цель: переключить детей на другой вид деятельности, снять усталость

Задачи:

- Повысить осязательную чувствительность моторики пальцев и кистей рук;

- Облегчить приобретение навыков письма;

- Улучшить кровообращение.

«Осенняя прогулка»

Если мы идем гулять, Ходьба на месте или пальцами по столу

Зонт с собою нужно брать. Упражнение Зонтик

Осенью от дождика Упражнение Дождик

Спрячемся под зонтиком. Упражнение Зонтик

Игра «Звуковые шапочки»

Цель: Автоматизация звуков Ш и Ж.

Задачи:

- Развитие навыков звукового анализа;

- Обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;

- Совершенствование зрительно-моторной координации. Оборудование: шапочки жука и гуся, листочки и цветочки с надписями гласных букв.

Ход игры: В игре принимают участие двое детей (либо ребенок и родитель). Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции взрослого «Солнышко поднимается , гусь и жук просыпаются», дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «ЖЖЖ» и шипение гуся «ШШШ». По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках , произнося по очереди слоги со своими звуками. Например жук летит и жужжит , останавливаясь на цветке с буквой А , ребенок произносит слог ЖА. Игра идет до тех пор пока не будут составлены все прямые и обратные слоги.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами, тем как можно использовать игровые приемы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я использую в своей работе, особенно применительным и удобным является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе , но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки , песни.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...

Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий,  интеллектуальных игр и  упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...

Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность использования нейроигр в педагогике. Рекомендации по использованию нейроигр. Картотека игр....

Консультация для воспитателей на тему: "Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"

Представлены варианты применения нейропсихолгических игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе педагога детского сада...