«Домашние животные и их детёныши»
план-конспект занятия по логопедии

 
 
Тема: «Домашние животные и их детёныши»
Лексическая тема:Домашние животные.
Грамматическая тема:Употребление существительных в винительном падеже единственного числа; согласование существительных с местоимением «мой», «моя»; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.
 
Цель: Активизация и совершенствование грамматического строя речи по теме «Домашние животные».
 
Задачи:
 
· Коррекционно-образовательные:
  · Учить детей образовывать и использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа (отвечать на вопрос «Кого я вижу?»).
  · Закреплять умение образовывать названия детёнышей домашних животных.
  · Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
  · Упражнять в согласовании существительных с местоимениями «мой», «моя».
· Коррекционно-развивающие:
  · Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
  · Развивать общую и мелкую моторику.
  · Развивать речемыслительную деятельность.
· Коррекционно-воспитательные:
  · Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
  · Формировать умение слушать инструкцию логопеда и действовать в соответствии с ней.
 
Оборудование:
 
· Игрушки или фигурки: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза + их детёныши.
· Предметные картинки с изображением этих же животных.
· Магнитная доска или фланелеграф.
· Дидактическая игра «Чей хвост? Чья морда?».
· Пальчиковый театр или маски для животных.
· Раздаточный материал: простые карандаши, листы с контурными изображениями животных (по выбору, например, «Соедини точки»).
 
Ход занятия:
 
I. Организационный момент. (2-3 мин)
 
Цель: Создать эмоциональный настрой, включить детей в работу.
 
Дети заходят в кабинет и садятся в круг на ковре.
 
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом не словами, а звуками. Я покажу игрушку, а вы произнесёте звук, который она издает.
(Логопед показывает игрушку кошки,дети хором говорят «Мяу-мяу»; собаки – «Гав-гав»; коровы – «Му-у-у» и т.д.).
 
II. Основная часть. (15-18 мин)
 
1. Введение в тему. Игра «Кто у нас в гости пришел?» (3-4 мин)
Цель:Активизация словаря по теме, работа над вопросительной интонацией.
 
На столе под салфеткой стоят игрушки домашних животных.
Логопед:Ребята, к нам сегодня в гости пришли разные животные. Давайте угадаем, кто же это? Я буду загадывать загадку, а вы – отгадывать.
 
· Молочко пьёт, «Мяу» поёт. Кто это? (Кошка).
· Дом сторожит, на чужих громко лает. Кто это? (Собака).
· Даёт нам молоко и сено жуёт. Кто это? (Корова).
 
После каждой отгадки логопед достаёт игрушку и ставит её на доску.
 
2. Дидактическая игра «Назови ласково» (3-4 мин)
Цель:Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
 
Логопед: Вы назвали животных, а теперь давайте назовём их ласково, как будто они маленькие.
 
· Кошка – кошечка, котёнок.
· Собака – собачка, щенок.
· Корова – коровушка, телёнок.
· Лошадь – лошадка, жеребёнок.
· Свинья – свинка, поросёнок.
 
(Логопед помогает детям, если они затрудняются, хвалит за правильные ответы).
 
3. Дидактическая игра «Кого не стало?» (4-5 мин)
Цель:Употребление существительных в винительном падеже.
 
На доске стоят 4-5 игрушек.
Логопед:Ребята, посмотрите внимательно на наших гостей и запомните их. Теперь закройте глаза.
Дети закрывают глаза,логопед убирает одну игрушку.
Логопед:Открывайте глаза! Посмотрите внимательно. Кого не стало?
(Правильный ответ:«Не стало кошки / собаки / коровы»).
Если ребёнок отвечает в именительном падеже(«Кошка!»), логопед мягко поправляет: «Правильно, не стало кошки. Скажи так»).
 
Игра повторяется 3-4 раза.
 
4. Физкультминутка «Хозяйка» (2-3 мин)
Цель:Снять мышечное напряжение, развивать общую моторику, закрепить названия действий животных.
 
Логопед: А теперь давайте представим, что мы сами – домашние животные.
 
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте)
Будем животных мы считать:(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Кошка умывается, (Показываем, как умывается кошка)
Собака просыпается, (Потягиваемся, как после сна)
Корова жуёт траву, (Движения челюстями)
Лошадь скачет у канавы, (Прыжки на месте)
А поросёнок носом рыл (Наклоны вперёд, «роем» носом пол)
И немножечко устал.(Кладём ладошки под щёку, как будто спим)
 
5. Упражнение «Мой, моя, моё» (3-4 мин)
Цель:Согласование существительных с местоимениями.
 
Логопед раздаёт детям по одной картинке с изображением домашнего животного.
Логопед:У каждого из вас есть картинка. Давайте расскажем про своё животное. Если у тебя кошка, ты скажешь: «Это моя кошка». Если собака – «Это мой пёс» или «моя собака». Если поросёнок – «Это мой поросёнок».
Логопед подходит к каждому ребёнку,задаёт вопрос: «Кто у тебя?», и помогает построить фразу с правильным местоимением.
 
III. Закрепление. (5-7 мин)
 
Дидактическая игра «Чей хвост? Чья морда?»
 
Логопед выставляет на фланелеграф картинки с изображениями животных без хвостов. Рядом лежат картинки с хвостами.
Логопед:Ребята, посмотрите, какая беда! Животные потеряли свои хвосты. Давайте поможем им найти их.
 
· Логопед берёт хвост и спрашивает: «Ребята, чей это хвост?» (Дети: «Это кошачий хвост» / «Это хвост кошки»).
· Ребёнок подходит, прикрепляет хвост на место и говорит: «Это хвост кошки» или «Это кошкин хвост».
 
Аналогично играем с «мордами» или «ушами».
 
IV. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин)
 
Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень внимательными и помогли всем животным. Давайте вспомним, кто же к нам в гости приходил?
 
· Кого мы видели? (Дети перечисляют: кошку, собаку, корову...).
· Кого не стало? (Дети вспоминают игру «Кого не стало?»).
· Чьи хвосты мы нашли?
 
Логопед хвалит каждого ребёнка за работу. В качестве поощрения можно раздать раскраски с изображением домашних животных.
 
---
 
Индивидуальная работа (по необходимости):
 
· Для детей с низким уровнем речевого развития – договаривание слов и звукоподражаний («Это ко... (шка)», «Корова мычит... (му-у)»).
· Для детей с более высоким уровнем – стимулирование к построению простого предложения («У меня есть кошка. Она говорит «мяу»).
 
Домашнее задание (для родителей):
Рекомендовать родителям закрепить материал: рассмотреть картинки с домашними животными в книжках, спросить у ребёнка «Кого ты видишь?», попросить назвать детёнышей, покормить игрушечную корову и сказать «Я кормлю корову».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstpekt_zanyatiy_domashnie_zhivotnye_srednyaya_gruppa.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ТНР

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Лексическая тема:Домашние животные.

Грамматическая тема:Употребление существительных в винительном падеже единственного числа; согласование существительных с местоимением «мой», «моя»; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель: Активизация и совершенствование грамматического строя речи по теме «Домашние животные».

Задачи:

· Коррекционно-образовательные:

  · Учить детей образовывать и использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа (отвечать на вопрос «Кого я вижу?»).

  · Закреплять умение образовывать названия детёнышей домашних животных.

  · Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

  · Упражнять в согласовании существительных с местоимениями «мой», «моя».

· Коррекционно-развивающие:

  · Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

  · Развивать общую и мелкую моторику.

  · Развивать речемыслительную деятельность.

· Коррекционно-воспитательные:

  · Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

  · Формировать умение слушать инструкцию логопеда и действовать в соответствии с ней.

Оборудование:

· Игрушки или фигурки: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза + их детёныши.

· Предметные картинки с изображением этих же животных.

· Магнитная доска или фланелеграф.

· Дидактическая игра «Чей хвост? Чья морда?».

· Пальчиковый театр или маски для животных.

· Раздаточный материал: простые карандаши, листы с контурными изображениями животных (по выбору, например, «Соедини точки»).

Ход занятия:

I. Организационный момент. (2-3 мин)

Цель: Создать эмоциональный настрой, включить детей в работу.

Дети заходят в кабинет и садятся в круг на ковре.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом не словами, а звуками. Я покажу игрушку, а вы произнесёте звук, который она издает.

(Логопед показывает игрушку кошки,дети хором говорят «Мяу-мяу»; собаки – «Гав-гав»; коровы – «Му-у-у» и т.д.).

II. Основная часть. (15-18 мин)

1. Введение в тему. Игра «Кто у нас в гости пришел?» (3-4 мин)

Цель:Активизация словаря по теме, работа над вопросительной интонацией.

На столе под салфеткой стоят игрушки домашних животных.

Логопед:Ребята, к нам сегодня в гости пришли разные животные. Давайте угадаем, кто же это? Я буду загадывать загадку, а вы – отгадывать.

· Молочко пьёт, «Мяу» поёт. Кто это? (Кошка).

· Дом сторожит, на чужих громко лает. Кто это? (Собака).

· Даёт нам молоко и сено жуёт. Кто это? (Корова).

После каждой отгадки логопед достаёт игрушку и ставит её на доску.

2. Дидактическая игра «Назови ласково» (3-4 мин)

Цель:Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: Вы назвали животных, а теперь давайте назовём их ласково, как будто они маленькие.

· Кошка – кошечка, котёнок.

· Собака – собачка, щенок.

· Корова – коровушка, телёнок.

· Лошадь – лошадка, жеребёнок.

· Свинья – свинка, поросёнок.

(Логопед помогает детям, если они затрудняются, хвалит за правильные ответы).

3. Дидактическая игра «Кого не стало?» (4-5 мин)

Цель:Употребление существительных в винительном падеже.

На доске стоят 4-5 игрушек.

Логопед:Ребята, посмотрите внимательно на наших гостей и запомните их. Теперь закройте глаза.

Дети закрывают глаза,логопед убирает одну игрушку.

Логопед:Открывайте глаза! Посмотрите внимательно. Кого не стало?

(Правильный ответ:«Не стало кошки / собаки / коровы»).

Если ребёнок отвечает в именительном падеже(«Кошка!»), логопед мягко поправляет: «Правильно, не стало кошки. Скажи так»).

Игра повторяется 3-4 раза.

4. Физкультминутка «Хозяйка» (2-3 мин)

Цель:Снять мышечное напряжение, развивать общую моторику, закрепить названия действий животных.

Логопед: А теперь давайте представим, что мы сами – домашние животные.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте)

Будем животных мы считать:(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Кошка умывается, (Показываем, как умывается кошка)

Собака просыпается, (Потягиваемся, как после сна)

Корова жуёт траву, (Движения челюстями)

Лошадь скачет у канавы, (Прыжки на месте)

А поросёнок носом рыл (Наклоны вперёд, «роем» носом пол)

И немножечко устал.(Кладём ладошки под щёку, как будто спим)

5. Упражнение «Мой, моя, моё» (3-4 мин)

Цель:Согласование существительных с местоимениями.

Логопед раздаёт детям по одной картинке с изображением домашнего животного.

Логопед:У каждого из вас есть картинка. Давайте расскажем про своё животное. Если у тебя кошка, ты скажешь: «Это моя кошка». Если собака – «Это мой пёс» или «моя собака». Если поросёнок – «Это мой поросёнок».

Логопед подходит к каждому ребёнку,задаёт вопрос: «Кто у тебя?», и помогает построить фразу с правильным местоимением.

III. Закрепление. (5-7 мин)

Дидактическая игра «Чей хвост? Чья морда?»

Логопед выставляет на фланелеграф картинки с изображениями животных без хвостов. Рядом лежат картинки с хвостами.

Логопед:Ребята, посмотрите, какая беда! Животные потеряли свои хвосты. Давайте поможем им найти их.

· Логопед берёт хвост и спрашивает: «Ребята, чей это хвост?» (Дети: «Это кошачий хвост» / «Это хвост кошки»).

· Ребёнок подходит, прикрепляет хвост на место и говорит: «Это хвост кошки» или «Это кошкин хвост».

Аналогично играем с «мордами» или «ушами».

IV. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень внимательными и помогли всем животным. Давайте вспомним, кто же к нам в гости приходил?

· Кого мы видели? (Дети перечисляют: кошку, собаку, корову...).

· Кого не стало? (Дети вспоминают игру «Кого не стало?»).

· Чьи хвосты мы нашли?

Логопед хвалит каждого ребёнка за работу. В качестве поощрения можно раздать раскраски с изображением домашних животных.

---

Индивидуальная работа (по необходимости):

· Для детей с низким уровнем речевого развития – договаривание слов и звукоподражаний («Это ко... (шка)», «Корова мычит... (му-у)»).

· Для детей с более высоким уровнем – стимулирование к построению простого предложения («У меня есть кошка. Она говорит «мяу»).

Домашнее задание (для родителей):

Рекомендовать родителям закрепить материал: рассмотреть картинки с домашними животными в книжках, спросить у ребёнка «Кого ты видишь?», попросить назвать детёнышей, покормить игрушечную корову и сказать «Я кормлю корову».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи (II младшая группа)Тема"Домашние животные и их детёныши"

На этом занятии дети закрепляют и обогащаяют свои  знания о домашних животных и  их детёнышах, учатся взаимодействовать в паре, вести диалог со взрослым....

Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......

Ноябрь – III неделя. Тема «Домашние животные и их детёныши»

Еженедельная совместная работа логопеда и воспитателей...

"Домашние животные и их детёныши" (ЭОР). Младшая группа. Тема занятия "Мои друзья - домашние питомцы". Составитель: Гоч Е.С, воспитатель.

Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, память, внимание, речь, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к ж...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние животные и их детёныши. Забота о человеке" ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние животные и их детёныши. Забота человека." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал...

Дистанционные задания по лексической теме"Животный мир. Домашние животные и их детёныши " Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраств, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...

30 ноября Всемирный день домашних животных. Конспект занятия во 2 младшей группе. Домашние животные и их детёныши.

Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.Задачи:1. Образовательные:- развивать умение детей различать в...