Этапы занятия | Время | Деятельность логопеда | Деятельность ребёнка |
1.Организационный момент | 1 | Здравствуй, Лера! С каким настроением ты пришла на сегодняшнее занятие? Отлично, у меня тоже замечательное настроение! Посмотри, кто это пришел к нам в гости?
![]() ![Picture background]() Правильно Посмотри, что Лосяш принес с собой в корзинке! Так…что тут у нас? Ложка, тарелка, вилка, скалка ![]() ![]() ![]()
![]()
Молодец, верно! А что принес с собой Кар Карыч? ![Picture background]()
![]()
![Picture background]()
![]()
| Здравствуйте! С хорошим!
Это Лосяш и Кар Карыч
Ложка, тарелка, вилка, скалка
Самовар, сковородка, кружка, сахарница
|
2. Сообщение темы занятия | 2 | Что мы сейчас перечислили? Что объединяет все эти картинки? Посуда, правильно! А какие звуки повторялись в этих словах чаще всего? Звуки «Л» и «Р», правильно. И так, тема нашего сегодняшнего занятия Звуки и буквы «Л» и «Р». Посуда. |
Это все посуда Звуки «Л» и «Р» |
3. Анализ артикуляции звуков | 2 | Давай с тобой вспомним анализ артикуляции звука «Л» и «Р», Что нам помогает дать анализ звукам? Верно, Лера. Вот она
![]() Начнем со звука «Л»
При произнесении звука «Л» губы находятся в улыбке или округлены? верно, молодец.
При произнесении звука «Л» между верхними и нижними зубами есть щель? Правильно
При произнесении звука «Л» кончик языка находится вверху или внизу?
При произнесении звука «Л» горлышко дрожит?
При произнесении звука «Л» воздушная струя короткая или длинная?
При произнесении звука «Л» откуда проходит воздушная струя?
При произнесении звука «Л» воздушная струя плавная или прерывистая?
Правильно, ты молодец, Лера Теперь анализ артикуляции звука «Р» При произнесении звука «Р» губы в улыбке или округлены?
При произнесении звука «Р» между верхними и нижними зубами есть щель?
При произнесении звука «Р» кончик языка находится вверху или внизу?
При произнесении звука «Р» горлышко дрожит?
При произнесении звука «Р» воздушная струя короткая или длинная?
Верно, Лера, молодец! Скажи мне, в чем разница между звуками «Л» И «Р»
Все верно, ты большая молодец! |
Нам помогала схема
При произнесении звука «Л» губы находятся в улыбке
При произнесении звука «Л» между зубами есть щель.
При произнесении звука «Л» кончик языка вверху, он прижимается к верхним зубам.
При произнесении звука «Л» горлышко дрожит .
При произнесении звука «Л» воздушная струя короткая.
При произнесении звука «Л» воздушная струя проходит по бокам языка При произнесении звука «Л» воздушная струя прерывистая.
При произнесении звука «Р» губы в улыбке
При произнесении звука «Р» между верхними и нижними зубами есть щель.
При произнесении звука «Р» кончик языка находится вверху, он касается бугорков за верхними зубами и скачет на них.
При произнесении звука «Р» горлышко дрожит.
При произнесении звука «Р» воздушная струя длинная.
При произнесении звука «Л» кончик языка прижимается к верхним зубам, а при произнесении звука «Р» кончик языка касается бугорков за верхними зубами и скачет на них
|
4.Характеристика звука | 2 | А теперь отвечать на мои вопросы тебе помогут звуковички с ними мы тоже уже знакомы,да? ![]()
Давай снова начнем со звука «Л» Звук «Л» согласный или гласный?
Почему он согласный?
Какую преграду он встречает?
Звук «Л» звонкий или глухой?
Почему он звонкий?
Звук «Л» твердый или мягкий?
Почему он твердый?
А есть ли у звука «Л» есть мягкий братец?
Теперь звук «Р»
Звук «Р» согласный или гласный? Почему он согласный?
Какую преграду он встречает?
Звук «Р» звонкий или глухой?
Почему он звонкий?
Звук «Р» твердый или мягкий?
Почему он твердый?
А есть ли у звука «Р» есть мягкий братец?
|
Да! Знакомы
Звук «Л» согласный. Потому что воздушная струя встречает преграду Язык
Звук «Л» звонкий
Потому что горлышко дрожит Звук «Л» твердый
Потому что он произносится строго
У звука «Л» есть мягкий братец «Л`»
Звук «Р» согласный Потому что воздушная струя встречает преграду
Язык и альвеолы
Звук «Р» звонкий
Потому что горлышко дрожит
Звук «Р» твердый
Потому что он произносится строго
У звука «Р» есть мягкий братец «Р`»
|
5. Закрепление звуков в изолированном виде | 1 | Что тебе напоминает звук «Л»? Давай поможем утенку на самолете облететь все тучки и финишировать ![]()
А что тебе напоминает звук «Р»?
Отлично, давай поможем машине заехать в гараж ![]()
(Работают по схемам) | Напоминает летящий в небе самолет!
ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ
Напоминает звук заведенной машины
РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР |
6. Связь звука с буквами | 1 | Посмотри, какие красивые буквы у нас на столе
![Picture background]() ![]() Как эти буквы называются? На что, по твоему мнению похожа буква Л?
На лыжи, и правда ![]()
Букву Л из лыж мы сложим, Палочку наверх положим, Одна лыжа стоит "прямо, Другая клонится упрямо. А еще на что похожа? Верно!
![Picture background]() Карандаш да карандаш Буква л- лесной шалаш Он стоит среди листвы Нас спасает от грозы Есть еще варианты? Верно! А еще она похожа на стремянку.
![]()
![Picture background]() На стремянку Л похожа И на крышу дома тоже. Лесом лёгкий лист летел, Приземляться не хотел. А на что похожа буква Р? Верно, на парус ![Picture background]()
Буква Р-на мачте парус Вдаль плывет, небес касаясь Только ветер сильно дунет Он исчезнет, словно буря А еще на что?
На топор, верно!
![]() Дрожу от страха До сих пор!- Воскликнуло полено,- Похожа буква на топор Расколет непременно! Есть еще варианты? Отлично, на ракету, верно! ![]()
Мчится в космосе ракета Обгоняя скорость света Из нее все звезды видно Пересчитать их все завидно |
Это буквы Р и Л
На лыжи!
Буква «Л» похожа на шалаш!
Буква «Л» похожа на крышу дома!
Буква Р похожа на парус
На топор!
Буква Р похожа на ракету!
|
7. физминутка | 1 | Устала, Давай с тобой отдохнем! Вставай со своего места Вот большой стеклянный чайник, (Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) Очень важный он начальник. Вот фарфоровые чашки, (Присесть, одна рука на поясе) Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Нарисовать руками круг) Только стукнуть разобьются. Вот серебряные ложки, (Руки вверх, сомкнутые над головой) С головой на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос, (Руки перед собой, ладони вверх) Он посуду нам принёс.
|
(ПОВТОРЯЕТ ЗА ЛОГОПЕДОМ)
|
8. Развитие фонематического слуха | 2 | Лосяш и Карыч очень любят слушать разные звуки, и предлагают поиграть в игру «Внимательные ушки» Я буду диктовать тебе разные звуки Если ты услышишь звук «Л» какую карточку ты поднимешь? А если ты услышишь звук «Р» какую карточку ты поднимешь? Молодец, давай начнем. Р-М-Л-Н-П-Р-Л-Р-Н-Л-М-Р-Л-К-Д-Р-Л Молодец! Усложним задачу, диктую слоги ЛА-МЫ-РУ-ЛО-РЫ-МА-ЛУ-НЫ-ОР-ЛЫ-ЫМ-АР-АН-ОЛ-ЫР-ЭЛ А теперь я буду диктовать слова, твоя задача хлопать в ладоши, когда слышишь звук «Л» , а если слышишь звук «Р» хлопнуть в ладоши несколько раз ЛОЖКА-МУКА-СКОВОРОДКА-РОСТ-ЛОМ-САМОВАР-МОСТ-ВИЛКА-НОЖ-САХАРНИЦА Молодец, Лера, ты хорошо справилась |
Карточку с буквой «Л»
Карточку с буквой «Р»
Показывает нужные карточки, когда слышит звуки
Хлопает в ладоши
|
9. Закрепление звуков в слогах | 3 |
![Picture background]() Посмотри, Лера Кажется, Кар Карыч и Лосяш повздорили.. Знаешь почему? Они оба не могут понять, как читается слоговая ромашка Но мы то с тобой умеем, давай прочитаем им и покажем, как правильно Давай сначала прочитаем слоги со звуком «Л»
![]() Покажи им, как правильно читать слоги
А теперь давай прочитай обратные слоги Отлично! А теперь со звуком «Р»
![C:\Users\USER\Downloads\photo_5456212954488897530_y.jpg]() Умничка, а теперь обратные слоги
Молодец, Лера, ты отлично справилась Посмотри, ты смогла помирить Кар Карыча и Лосяша
![Picture background]() |
Почему?
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ-ЛА АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-ЭЛ-АЛ
РА-РО-РУ-РЫ-РЭ-РА
Ар-ОР-УР-ЫР-ЭР-АР
|
10. Закрепление звуков в словах | 3 | А теперь давай поиграем в игру «Поселим слова в домики» Тебе нужно распределить предметы, в названии которых есть звук «Р» в один домик, со звуком «Л» — во второй. ![]()
![]() И так, Первый предмет
![Picture background]() Что это? Какой звук есть в слове? В какой домик мы отправляем это слово? Правильно! Сколько слогов в слове «вилка»? Правильно, произнеси это слово по слогам
Умница, а какая первая буква в слове «вилка»? А какая последняя? Молодец, Лера следующий предмет Что это?
![]()
Какой звук есть в слове? В какой домик мы отправляем это слово? Сколько слогов в слове «сковорода»? Правильно, произнеси это слово по слогам Умница, а какая первая буква в слове «сковорода»? А какая последняя? Молодец, Лера Следующий предмет
![]() Какой звук есть в слове? В какой домик мы отправляем это слово?
Верно, сколько слогов в этом слове? Правильно, произнеси это слово по слогам Умница, а какая первая буква в слове «самовар»? А какая последняя? Молодец, следующий предмет..
Какой звук есть в слове? В какой домик мы отправляем это слово?
Верно, молодец Верно, сколько слогов в этом слове? Правильно, произнеси это слово по слогам Умница, а какая первая буква в слове «ложка»? А какая последняя? Правильно! Следующий…
![Picture background]() Какой звук есть в слове? В какой домик мы отправляем это слово?
Верно, сколько слогов в этом слове? Правильно, произнеси это слово по слогам Умница, а какая первая буква в слове «сахарница»? А какая последняя?
Отлично, и последний предмет.. ![]()
Какой звук есть в слове? В какой домик мы отправляем это слово? Верно, сколько слогов в этом слове? Правильно, произнеси это слово по слогам Умница, а какая первая буква в слове «бокал»? А какая последняя? Отлично, ты хорошо справилась с этим заданием |
Это вилка В слове есть звук «Л», поэтому мы отправляем его во второй домик.
В слове вилка 2 слога ВИЛ-КА
Буква В Буква А
Это сковорода В этом слове есть звук «Р», поэтому мы отправляем его в первый домик В слове 4 слога
СКО-ВО-РО-ДА
Буква С Буква А
Это самовар
Есть звук «Р», поэтому мы отправляем его в первый домик.
В слове 3 слога СА-МО-ВАР
Буква С Буква Р
Это ложка
В слове есть звук «Л», поэтому мы отправляем его во второй домик
В слове 2 слога ЛОЖ-КА
Буква Л Буква А
Это сахарница
В слове есть звук «Р», поэтому мы отправляем его в первый домик В слове 4 слога
СА-ХАР-НИ-ЦА
Буква С Буква А
Это бокал
В слове есть звук «Л», поэтому мы отправляем его во второй домик
В слове 2 слога БО-КАЛ
Буква Б Буква Л |
11. Закрепление звуков в предложении | 6 | Я положу перед тобой серию картинок, а ты должна по ним составить предложение
молодец
![]() Супер! Еще картинка
![]() Молодец! И последнее
![]() Молодец, Лера У тебя отличная фантазия!
|
Хорошо!
Лора ловит рыбу
Лука рубит дрова
Кроты лазают в сене
Вороны болтают о погоде |
12. Закрепление звуков в тексте | 3 | А сейчас я прочитаю тебе текст.
Тебе понадобится веер букв ![C:\Users\USER\Downloads\photo_5456212954488897547_y.jpg]()
когда услышишь слово со звуком «Л» должна показать на веере букв букву Л ![C:\Users\USER\Downloads\photo_5456212954488897549_y.jpg]()
а когда услышишь звук «Р» должна показать букву Р ![C:\Users\USER\Downloads\photo_5456212954488897548_y.jpg]()
все понятно?
Вот в аквариуме рыбки — Шаловливые улыбки. Рыбки в крапинку, в горошек, С плавниками, но без ножек. Есть в полоску, есть цветные, Черно-белые, любые.
|
Да!
|
13. Итог занятия | 1 | Лера, о чём мы говорили на сегодняшнем занятии? Какая посуда нам сегодня встретилась?
Верно! А ты помнишь какие звуки мы учились произносить? Как произносится эти звуки?
Что тебе понравилось и запомнилось на занятии больше всего?
| О звуке и букве «Л» и «Р». И о посуде Ложка, вилка, тарелка, скалка, самовар, сковорода, кружка, сахарница Да, звуки «Л» и «Р»
ребенок повторяет артикуляцию звуков
Мне понравилось больше всего гадать на ромашке! |
14. Домашнее задание | 2 | Дома тебе предстоит повторить анализ артикуляции звуков «Л» и «Р», и их характеристику. А так же выучить стишок на выбор про букву и звук «Л» и «Р» |
|
15. Оценка деятельности ребенка | 1 | Ну что, Лерочка, наше занятие подошло к концу, твоё настроение такое же хорошее, как и в начале занятия? Я очень рада! Лосяшу и Кар Карычу понравилось, как ты работала сегодня, ты большая молодец, поэтому в подарок они оставляют тебе конфетку, держи! Им пора бежать к своим друзьям смешарикам, давай попрощаемся с ними, пока-пока, Лосяш! Пока-пока Кар Карыч! Ты сегодня очень хорошо постаралась, Лерочка, за это ты можешь выбрать 3 наклейки! Пошли расскажем маме, какая ты молодец сегодня |
Пока_пока!!! |