Игры на развитие слухового внимания у детей 2-3 лет
консультация по логопедии
Речевой слух – способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический, звукочастотный, ритмический слух, восприятие темпа речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 129.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8»
города Сорочинска Оренбургской области
Консультация для родителей
«Игры на развитие слухового внимания
у детей 2-3 лет»
Подготовила
Рогожина Елена Александровна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 8»
г Сорочинск
Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности слухового внимания и речевого слуха.
Слуховое внимание – способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое, оно дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.
Речевой слух – способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический, звукочастотный, ритмический слух, восприятие темпа речи.
Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки речи (фонемы), благодаря чему осуществляется различение слов, в том числе и близких по звучанию: рак – лак – мак, мышка – мишка – пышка, уголь – угол и т. п.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху)
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушению чтения и
письма в школе. Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия приводит к обеднению словаря, нарушениям грамматического строя речи, так как не позволяет достаточно четко воспринимать и различать окончания, приставки и суффиксы слов, что негативно влияет на письмо и чтение в школьном возрасте. Развитие правильного звукопроизношения, а тем более его коррекция возможны только при опережающем формировании фонематического восприятия.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать звуки окружающего мира и речь людей). Поэтому очень важно учить ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми.
Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа «Кто услышит больше звуков?», «Что звучало?» Затем игры на различение звуков. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук игрушки – пищалки и погремушки, потом не так резко отличающиеся друг от друга, чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки – пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать «голос» у каждого из двух предметов, затем просят отвернуться или закрыть глаза и воспроизводят звук одним из предметов. Потом просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала. Для полноценного формирования слухового внимания и восприятия узнавание и различение звуков очень важно производить только на слух, исключая зрение.
Игры на различение звуков по силе (громко – тихо) Это игры типа «Какие часы тикают?», «какой зайка застучал?» и т. д. Взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы, громко произнося: «тик – так», а затем как тикают маленькие часы, тихо произнося: «тик – так». Затем произносит «тик – так» то громко, то тихо и предлагает ребенку угадать, какие часы тикали? По такому принципу проводятся игры «Какой зайчик стучал?», «Какая кукла плакала?».
Игры на определение направления звука Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит)?». Например, мобильный телефон, на который производится звонок с другого телефона (или заведенный будильник), прячется в легкодоступных местах. Ребенок угадывает, откуда исходит звук.
Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражания. Это игры типа «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?». Сначала взрослый знакомит ребенка со звукоподражаниями различным животным и птицам (му – му – мычит корова, ква – ква – ква – квакает лягушка, ко – ко – ко – кудахчет курочка…) Затем просит его отвернуться или закрыть глазки и воспроизводит звукоподражание одного из этих животных или птиц. Потом просит ребенка отгадать, кто их позвал? (к ним в гости пришел?) Очень полезно знакомить детей и с настоящими голосами животных и птиц, а потом проводить игры на их различение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

Игры для развития слухового внимания детей 3-4 лет. Памятка для родителей.
Цель упражнений на развитие слухового внимания — научить ребенка слушать и слышать. Развитие слухового внимания является основой развития фонематического слуха (различение на с...

Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".
Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...

Игры на развитие слухового внимания детей старшего дошкольного возраста
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука....

“Игры на развитие слухового внимания детей старшего дошкольного возраста”
В консультации представлена картотека игр, направленных на развитие слухового внимания старших дошкольников....

Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, определения наличия или отсутствие звуков в слове, местоположени...


