Главные вкладки
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа-сравнения по теме «Дикие животные осенью»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Поздняя осень - это время перемен в природе, которое затрагивает всех живых существ, включая животных. Изменившиеся условия жизни вызывают у них необходимость приспособиться к новым условиям...
Составить рассказ про диких животных детям старшего докшольногов возраста может быть трудно, но в этом нам поможет мнемотаблица.
Использование мнемотаблицы при составление рассказа поможет выстроить логику рассказа, расширить словарный запас, образное мышление,воображение, способствует формированию связной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
«Составление рассказа-сравнения по теме «Дикие животные осенью»
Задачи:
- Совершенствовать умение детей составлять рассказ-сравнение, используя мнемотаблицу.
- Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий…
- Воспитывать целеустремленность, стремление к самовыражению.
Ход занятия:
Учитель-логопед: На улице поздняя осень. Интересно, а что сейчас в лесу? Голый, холодный лес, но в нем тихо. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях.
- А кто остался? (Ответы детей)
- Плохо осенью в лесу животным, голодно, холодно становится. В пустом лесу легко заметить и зайчика, и лису, и белку, которые поменяли цвет шерстки.
- Торопятся набить свои кладовые, делают запасы пищи впрок животные и каждый день благодарят осень за ее подарки.
- Хотите, ребята побывать в осеннем лесу и понаблюдать за животными? Чтобы попасть в лес, надо вспомнить, какие животные там живут. (Ответы детей)
Игра «Чудесный мешочек»
Дети стоят в кругу. Учитель-логопед пускает по кругу мешочек, в котором лежат фигурки животных. Ребенок достает животное, называет его, передает мешочек дальше.
Учитель-логопед: Лес для животных – дом, где они охотятся, пасутся, выводят потомство – в общем, круглый год заняты делом. Чувствуют они себя в этом доме хорошо, потому что приспособлены к жизни в лесу. Лес большой, значит в нем много животных? (согласование сущ. в разных падежах: волков, лис, медведей, зайцев…). Это дикие животные.
- Почему мы называем их дикими? (Ответы детей)
- Давайте рассмотрим животных и поиграем
Игра «Закончи предложение»
1. У медведя маленькие, круглые… (уши), косолапые… (лапы). И поэтому его называем… (косолапым, неуклюжим).
2. У лисы длинный пушистый… (хвост), вытянутая…(мордочка). Она любит длинным хвостом быстро заметать следы, значит, мы о ней скажем какая она? (длиннохвостая, шустрая, хитрая)
3. У зайца длинные…(уши), быстрые…(ноги), короткий пушистый… (хвост), значит он…(быстроногий, длинноухий, короткохвостый)
4. У волка острые, крепкие… (зубы), далековидящие…(глаза). Он – зубастый, зоркий.
5. У ежа тонкие колючие… (иголки), чуткий… (нос), ноги коротенькие, поэтому еж… (коротконогий, колючий).
6. У белки красивый, пушистый… (хвост), на лапках цепкие… (коготки), на ушах… (кисточки), она быстро может прыгать с ветки на ветку в лесу, значит белка какая…(ловкая).
7. У рыси пушистая, пятнистая… (шерсть), на ногах острые… (когти), на ушах… (кисточки). Она охотится на других животных, значит рысь – хищник, она ловко прыгает с дерева на дерево, значит это животное…(ловкое).
8. У кабана тело покрыто жесткими волосками… (щетиной), его нос как у свиньи… (пятачок), которым кабан быстро может рыть землю, на мордочке два острых… (клыка), чуткие, большие… (уши), на ногах… (копыта).
- Самое маленькое животное леса, о нем тоже необходимо сегодня сказать: мышка.
9. У мышки вытянутая… (мордочка), длинный, тонкий…(хвост), острые… (зубки), любит ими все грызть. Мышка такая маленькая, что может пролезть в самую узкую щелку, значит она какая… (шустрая, ловкая, быстрая, острозубая, длиннохвостая).
Учитель-логопед: Вот как много разных слов мы сказали о животных! А теперь надо вспомнить жилища животных, тогда нам будет легче понять, что для животных – зима.
Игра «Чей дом?»
- К зиме все звери готовят себе дома:
Медведь выбирает… (берлогу)
Белка ищет… (дупло)
Лиса роет… (нору)
Волк устраивает… (логово)
Мышка зимует… (в норке)
- Какого самого маленького зверька мы назвали? (мышка)
Учитель-логопед: Мышки особенно усердно натаскивают себе припасы. Многие из них вырыли себе норки прямо в стогах сена и каждую ночь воруют зерно с полей. Надо оберегать от них урожай.
А многие звери таких кладовых себе не устраивают.
Они сами себе кладовые. Просто наедятся за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и все тут.
Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь. А уж кровь разносит пищу по всему телу. Кто так спит? (медведь, барсук, енот, еж). Они крепко спят всю зиму, а жир их не только питает, но еще и греет, он холода не пропускает.
- Чем поздней осенью занят медведь? (таскает сухие ветки). А еще добавит мох и под корнями сваленного дерева устроит себе берлогу.
- Обратите внимание на белок. На одной картинке она рыжая, а на другой серая. Кто знает, почему? (меняет цвет шерстки). Зачем? (чтобы ее было незаметно). Шерстка становится густая, шелковистая. Зачем? (она теплее летней).
- Кто еще меняет цвет шерсти? (лиса, заяц) – обратить внимание на картинки.
- Что белка заготавливает на зиму? (запасает орехи, желуди, складывает их в дупло, а грибы развешивает на колючих сучках – сушиться). Зачем? (зимой найдет и полакомится). А кроме еды, что важно приготовить белке? (дупло).
- Как она его утепляет? (веточками, сучками, да еще и подстилку теплую выстелет, а в морозы прикроется пушистым хвостиком и спит).
- Еж собирает грибочки, дикие яблочки, найдет ямку в трухлявом пне, натаскает туда листьев – вот и готово жилье на зиму.
- Много мы с вами вспомнили, что знаем о диких животных. Как вы думаете, теперь легко будет составить рассказ о животных?
Физкультминутка:
Скачет белка-шалунишка,
Рвёт в сосновых ветках шишки.
Лапками сжимает ловко
И несёт в свою кладовку.
Учитель-логопед: Рассказ наш будет не обычный. Надо выбрать двух понравившихся вам животных, и рассказать, чем они отличаются друг от друга и что у них общего.
А поможет нам план, который подскажет, о чем сказать сначала, о чем потом. (мнемотаблица) (см. приложение)
- Сначала скажем, какие это животные.
- Затем необходимо рассказать, как они выглядят: цвет, части тела, чем покрыты, голос, чем питаются, где живут и какую пользу приносят человеку.
Составление рассказов детьми.
Рефлексия: Мы сумели с вами составить рассказ-описание? Почему? Вечером вы можете составить рассказы-описания о других животных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе с использованием элементов кинезиологии. Тема: «Дифференциация [ Б – Б’] «Мебель».
Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию детей в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезада...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Осень"
Задачи:- уточнить и закрепить знание детей об осени (сезонные изменения); - напомнить название осенних месяцев;- расширять словарь по теме «Осень»; -учить употреблять существительные единс...

открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе: "Дифференциация звуков Л-Ль. Лесные дикие животные".
В сказочно-игровой форме, дети закрепляют навыки произношения и различения звуков Л-Ль в словах, словосочетаниях, предложениях, рассказе с игровыми персонажами - Прокурор Согласных, Леший, заяц, белка...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе с ОНР III уровня Тема: «История русской матрешки»
Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой-матрешкой....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема «Дикие животные»
Обобщение и систематизация знаний у детей о диких животных...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Цель: формировать у детей у...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «В огороде-осень»
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «В огороде-осень»...
