Коррекционное направление Старшая логопедическая группа «А» Тема: «Звук [с]. Буква С»
план-конспект занятия по логопедии

Рогожина Елена Александровна

Цель: ознакомление детей со звуком [с] и буквой С.

Задачи:

Коррекционно – речевые:

- учить детей характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам,

- упражнять детей в делении слов на слоги,

-совершенствовать умение определять позицию заданного звука в слове,

- закреплять навыки правильного произношения звука [с]  изолированно, в словах, в предложениях, в тексте,

- расширять и активизировать словарь по теме «День защитника Отечества» 

- совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь,

- формировать умение делать выводы, умозаключения.

Коррекционно – неречевые:

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, неречевое дыхание, зрительное внимание,

- развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду 

- воспитывать доброжелательность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_zvuk_s._bukva_s.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

города Сорочинска Оренбургской области

Конспект

логопедического занятия

Коррекционное направление

Старшая логопедическая группа «А»

Тема: «Звук [с]. Буква С»

   

Подготовила:

Рогожина Елена Александровна

логопед I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»

Тема: «Звук [с]. Буква С»

Цель: ознакомление детей со звуком [с] и буквой С.

Задачи:

Коррекционно – речевые:

- учить детей характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам,

- упражнять детей в делении слов на слоги,

-совершенствовать умение определять позицию заданного звука в слове,

- закреплять навыки правильного произношения звука [с]  изолированно, в словах, в предложениях, в тексте,

- расширять и активизировать словарь по теме «День защитника Отечества»  

- совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь,

- формировать умение делать выводы, умозаключения.

Коррекционно – неречевые:

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, неречевое дыхание, зрительное внимание,

- развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду  

- воспитывать доброжелательность

Работа над словарем: согласный, твердый, глухой звук, буква С, слог, танкист, артиллерист, санитар, сапер, снайпер, матрос, спасатель, десантник, радист, старшина, солдат, истребитель, пилот, пограничник.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация, установка на внимательное прослушивание нового материала.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации,  выводы.

3.Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово, дидактические игры, работа в рабочих тетрадях, физкультминутка, самомассаж лица, артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковая игра.

4.Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов деятельности, дидактические игры, использование художественного слова, проблемные ситуации, сюрпризный момент

5.Приемы оценки и самооценки: похвала, поощрение, самооценка, оценка логопеда.

Создание среды для организации и проведения занятия: индивидуальные зеркала, буква С, пособие на развитие силы голоса «Назойливый комарик», пособие «Самолет», предметные картинки: танкист, артиллерист, санитар, сапер, снайпер, матрос, спасатель, десантник, радист, старшина, солдат, истребитель, пилот, пограничник, игрушки к игре «Подарки»: слон, собака, сумка, солнышко, самолет, самосвал, стакан, салфетки, ананас, автобус, нарцисс, абрикос, гладиолус, листы бумаги с буквой С, синие карандаши, ватные шарики, мольберт, магнитофон с музыкальной записью.

Виды детской деятельности в занятии: игровая, коммуникативная, учебная, продуктивная, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

Любознательный, активный.

Расширение и активизация словаря по теме «Защитники Отечества», звук [с] и буква С, развитие фонематических процессов.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

Активность, самостоятельность, взаимодействие со сверстниками, самооценка.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Знакомство со звуком с, буквой С,

Акустико – артикуляционный образ звука [с],  

 Игры «Защитники Отечества»,  «Подарки»

учить детей характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам;  упражнять детей в делении слов на слоги; совершенствовать умение определять позицию заданного звука в слове; закреплять навыки правильного произношения звука [с]  изолированно, в словах, в предложениях, в тексте

Речевое развитие

Составление характеристики звука [с]

Игра на развитие силы голоса «Назойливый комарик»

Игра «Защитники Отечества»

Игра «Подарки»

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Чтение стихотворений

совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь, формировать умение делать выводы, умозаключения.

закреплять навыки правильного произношения звука [с]  изолированно, в словах, в предложениях, в тексте

Физическое развитие

Самомассаж лица «Солнышко проснулось»

 Артикуляционная гимнастика

Игра на развитие силы голоса «Назойливый комарик»

Упражнение на развитие неречевого дыхания

 Пальчиковая гимнастика «Снежинки», Физкультминутка «Самолет»

Работа в тетрадях

Развивать  общую, мелкую, артикуляционную моторику, неречевое дыхание, зрительное внимание

 Социально – коммуникативное развитие

Игра «Защитники Отечества»

Игра «Подарки»

Работа в тетрадях

Развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду

План занятия:

  1. Вводная часть                                                                               5 мин.                                                                  -Самомассаж лица «Солнышко проснулось»

          -Артикуляционная гимнастика

  1. Основная часть                                                                       13 -18 мин.

- Объявление темы занятия

     - Акустико – артикуляционный образ звука [с]

     - Игра на развитие силы голоса «Назойливый комарик»

     - Упражнение на развитие неречевого дыхания

     - Связь звука и буквы

     - Игра «Защитники Отечества»

     - Физкультминутка «Самолет»

     - Игра «Подарки»

     - Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

     - Работа в тетрадях.

  1. Заключительная часть                                                              2 мин.

     - Подведение итогов

     -Сюрпризный момент

Длительность занятия                                                                   20-25 мин.

Ход занятия:

Части занятия

Содержание занятия

Области

Вводная

Самомассаж лица

«Солнышко проснулось»

Артикуляционная гимнастика

- Здравствуйте ребята. Начнем наше занятие, как обычно с массажа лица.

- Солнышко проснулось,

лобика коснулось,

лучиками провело

и погладило, погладило, погладило.

Ходит пальчик по дорожке

Вверх – вниз, вверх – вниз

Будут розовыми щечки

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Вышел дождик на прогулку

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку.

Жили у бабуси два веселых гуся

Один серый, другой белый

Два веселых гуся.

Солнышко проснулось,

лобика коснулось,

лучиками провело

и погладило, погладило, погладило.

Дети выполняют следующие движения под музыку: поглаживание, растирание, постукивание, пощипывание мышц лица.  

Артикуляционные упражнения:

«Бегемотики», «Лягушата», «Слоник», «Мостик», «Качели»

Физическое развитие

Физическое развитие

Основная

Объявление темы занятия

Акустико – артикуляционный образ звука

Игра на развитие силы голоса «Назойливый комарик»

Упражнение на развитие неречевого дыхания

Связь звука и буквы

Игра «Защитники Отечества» на выделение слов со звуком [с], на деление слов на слоги, на составление предложений с заданными словами

Физкультминутка «Самолет»

Игра «Подарки»

на определение место звука [с] в слове.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Работа в тетрадях.

- Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие по стране звуков и букв. С каким звуком мы сегодня познакомимся, вы узнаете из стихотворения «Свист»

В таких словах – повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

«собака», «сумка», «сахар», «лист» -

Сейчас вам стало ясно?

- Догадались? Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком [с].

Произнесение звука хором, а затем индивидуально, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.

-Ребята, какое положение принимают губы при произнесении звука [с]? (Они растянуты в улыбке)

- А что вы можете сказать о зубах? (зубы сближены и создают преграду для воздушной струи)

- Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы)

- А теперь скажите, какой звук [с]? (согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета)

- Приложите руку к горлышку и скажите, он вибрирует? (Нет)

 - Значит, звук [с] какой: глухой или звонкий? (глухой)

По просьбе логопеда несколько детей повторяют полную характеристику звука [с] (Согласный, твердый, глухой)

Изолированное произнесение звука [с] с постепенным повышение и понижением силы голоса.

- У каждого звука есть подружка – буква.

Но прошел сильный снегопад и букву завалило снегом. Для того, чтобы ее увидеть, надо подуть на снег.

Дети подходят к столу и дуют на ватные шарики.

Логопед показывает букву С.

- Дети, это буква С.

  Шел конь, подковами звеня.

Как буква С, следы коня.

- На что похожа буква С? (подкова, мостик, качели, полукруг)

- Эта буква согласная или гласная? (согласная)

- Она глухая или звонкая? (глухая)

По просьбе логопеда несколько детей повторяют характеристику буквы С (Согласная, глухая)

- Эта буква новая, мы с ней только познакомились, а новая буква, как бы именинница.

- Ребята, в воскресенье будет еще один праздник. Какой? (День защитника Отечества) Кто защищает нашу Родину, люди каких профессий? (солдат, пограничник, матрос, танкист…)

- А буква С приглашает нас в гости на именины. Вы согласны? (да).

- В гости мы полетим на самолете, выберите картинки военных со звуком с.

Дети выбирают картинку и берут ее себе.

- На столе остались еще картинки, почему вы их не выбрали? (Потому что, в их названиях нет звука с)

- А теперь построились в ряд, приготовились к посадке. К посадке на самолет готовы? (да).

- Кто готов к посадке? (дети называют выбранную картинку с военным)

- Молодцы, все правильно выбрали картинки, со звуком с.

- Сейчас каждый сделает столько шагов к самолету, сколько слогов в названии его картинки.

Дети поочередно произносят название картинки, затем шагают.

- Сколько ты сделал шагов? Почему?

Аналогично шагают все дети.

- Кто ближе всех подошел к самолету? Значит в чьем названии больше всего слогов?

- Вот мы и собрались. Для того, чтобы посадить военного в самолет необходимо произнести полное предложение

- Десантник летит на самолете.

- Матрос летит на самолете.

Аналогично составляют предложения все дети.

- Приготовились к полету? (да)

- Самолет построим сами

Понесемся над лесами

Понесемся над лесами

 А потом вернемся в садик.

- Ребята, буква С уже нас встречает. На день рождения принято ходить с подарками. Буква С приготовила красивые коробочки для подарков, но они необычные, а со схемами. Кто помнит, что обозначают эти схемы? (в первой схеме звук [с] находится в начале слова, а во второй в конце слова)

- Правильно. Теперь выберете игрушку, определите, где находится звук с и положите в соответствующую коробку.

Дети выполняют задание, а затем вместе с логопедом проверяют правильность выполнения.

- Молодцы, все подарки разложили правильно.

- Дети, буква С довольна подарками, но ей немного скучно без подружек. Давайте пройдем за столы и нарисуем букву С.

- А сначала разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

- Стою и снежинки в ладошку ловлю

Я зиму и снег, и снежинки люблю

Но где же снежинки? В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки, куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи

Как видно ладошки мои горячи.

Дети обводят букву С и закрашивают ее синим карандашом. Затем подносят свои рисунки плакату с буквой С.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально - коммуникативное развитие

Физическое развитие,

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально - коммуникативное развитие

Физическое развитие,

Речевое развитие

Физическое развитие

Заключительная

Подведение итогов

Сюрпризный момент

- Дети,  с каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком [с])

- Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)

- К какой букве мы ходили на именины? (к букве С)

-Какая это буква? (согласная, глухая)

-Ребята, вам понравилось играть с буквой С? Что больше всего понравилось? А что было трудным для вас?

- Дети букве С тоже очень понравился праздник. И она приготовила для вас угощение, которое начинается со звука [с]. Кто догадался?

- Правильно, сушки. Угощайтесь.

- Молодцы ребята, вы отлично поработали.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Самоанализ логопедического занятия

Тема: «Звук [с]. Буква С»

Цель: ознакомление детей со звуком [с] и буквой С.

В логопедическом занятии я определила следующие задачи: коррекционно – речевые: учить детей характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам, упражнять детей в делении слов на слоги,

совершенствовать умение определять позицию заданного звука в слове,

закреплять навыки правильного произношения звука [с]  изолированно, в словах, в предложениях, в тексте, расширять и активизировать словарь по теме «День защитника Отечества», совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь, формировать умение делать выводы, умозаключения. Коррекционно – неречевые: развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, неречевое дыхание, зрительное внимание, развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду, воспитывать доброжелательность. Все поставленные задачи взаимосвязаны и соответствуют психолого - -педагогическим и возрастным особенностям детей, теме занятия.

В ходе занятия осуществлялась интеграция таких образовательных областей, как речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

На своем занятии я использовала 3 группы методов: словесные: чтение стихов, объяснение, беседа. Наглядные методы: показ иллюстраций, картинок, игрушек, сюрпризные моменты. Практические: самомассаж лица, артикуляционная гимнастика, дидактические игры, практическая работа в тетрадях, физкультминутка, упражнение на дыхание.

 Логопедическое занятие имело следующую структуру: вводная часть, основная и заключительная.

В вводной части я подвела детей к предстоящей деятельности путем создания положительного фона, определила цели предстоящей работы и выполнила артикуляционную гимнастику, самомассаж лица.

Основную часть начала с чтения стихотворения, которое направило внимание детей на изучение нового звука. Работая с зеркалами, дети уточнили артикуляцию звука [с], дали ему характеристику. Игровое упражнение «Назойливый комарик» было направлено на изолированное произнесение звука [с] и на развитие зрительного внимания.  Проводя связь, между звуком и буквой, включила упражнение на дыхание «Подуй на снежок», которое так же послужило сюрпризным моментом – появление буквы С. Дидактическую игру «Защитники Отечества» я провела, для того, чтобы дети практически поупражнялись в произношении слов со звуком [с], в поиске слов со звуком [с], в делении слов на слоги, а так же в составлении предложений с данными словами. Не нарушая структуры занятия, я предусмотрела автоматизацию звука [с] в тексте в ходе физкультминутки «Самолет». Физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики, положительно влияют на здоровье детей и решают поставленные коррекционные задачи. Физкультминутка была тесно связана с темой занятия и являлась переходным мостиком к следующей части занятия. Развитию фонематических процессов способствовала игра «Подарки», где дети упражнялись в подборе слов (игрушек) к предложенным  схемам. Так же вела работу по развитию мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Снежинки», обводка и закрашивание буквы С.

На третьем этапе занятия подвела итоги и предоставила детям возможность самостоятельно определить свое настроение от прошедшей деятельности,  определить трудности, которые возникали в процессе выполнения заданий.

Логопедическое занятие прошло продуктивно. Дети с заданием справились. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и обучение грамоте с использованием технологий наглядного моделирования...

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"

Целью данного занятия является знакомство  со звуком  [ж] , буквами Ж, ж....

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"

Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...