Коррекционное направление Старшая логопедическая группа «А» Тема: «Звук [с]. Буква С»
план-конспект занятия по логопедии
Цель: ознакомление детей со звуком [с] и буквой С.
Задачи:
Коррекционно – речевые:
- учить детей характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам,
- упражнять детей в делении слов на слоги,
-совершенствовать умение определять позицию заданного звука в слове,
- закреплять навыки правильного произношения звука [с] изолированно, в словах, в предложениях, в тексте,
- расширять и активизировать словарь по теме «День защитника Отечества»
- совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь,
- формировать умение делать выводы, умозаключения.
Коррекционно – неречевые:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, неречевое дыхание, зрительное внимание,
- развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду
- воспитывать доброжелательность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8»
города Сорочинска Оренбургской области
Конспект
логопедического занятия
Коррекционное направление
Старшая логопедическая группа «А»
Тема: «Звук [с]. Буква С»
Подготовила:
Рогожина Елена Александровна
логопед I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»
Тема: «Звук [с]. Буква С»
Цель: ознакомление детей со звуком [с] и буквой С.
Задачи:
Коррекционно – речевые:
- учить детей характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам,
- упражнять детей в делении слов на слоги,
-совершенствовать умение определять позицию заданного звука в слове,
- закреплять навыки правильного произношения звука [с] изолированно, в словах, в предложениях, в тексте,
- расширять и активизировать словарь по теме «День защитника Отечества»
- совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь,
- формировать умение делать выводы, умозаключения.
Коррекционно – неречевые:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, неречевое дыхание, зрительное внимание,
- развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду
- воспитывать доброжелательность
Работа над словарем: согласный, твердый, глухой звук, буква С, слог, танкист, артиллерист, санитар, сапер, снайпер, матрос, спасатель, десантник, радист, старшина, солдат, истребитель, пилот, пограничник.
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация, установка на внимательное прослушивание нового материала.
2.Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, выводы.
3.Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово, дидактические игры, работа в рабочих тетрадях, физкультминутка, самомассаж лица, артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковая игра.
4.Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов деятельности, дидактические игры, использование художественного слова, проблемные ситуации, сюрпризный момент
5.Приемы оценки и самооценки: похвала, поощрение, самооценка, оценка логопеда.
Создание среды для организации и проведения занятия: индивидуальные зеркала, буква С, пособие на развитие силы голоса «Назойливый комарик», пособие «Самолет», предметные картинки: танкист, артиллерист, санитар, сапер, снайпер, матрос, спасатель, десантник, радист, старшина, солдат, истребитель, пилот, пограничник, игрушки к игре «Подарки»: слон, собака, сумка, солнышко, самолет, самосвал, стакан, салфетки, ананас, автобус, нарцисс, абрикос, гладиолус, листы бумаги с буквой С, синие карандаши, ватные шарики, мольберт, магнитофон с музыкальной записью.
Виды детской деятельности в занятии: игровая, коммуникативная, учебная, продуктивная, чтение художественной литературы.
Планируемые результаты:
Любознательный, активный.
Расширение и активизация словаря по теме «Защитники Отечества», звук [с] и буква С, развитие фонематических процессов.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
Активность, самостоятельность, взаимодействие со сверстниками, самооценка.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Знакомство со звуком с, буквой С, Акустико – артикуляционный образ звука [с], Игры «Защитники Отечества», «Подарки» | учить детей характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам; упражнять детей в делении слов на слоги; совершенствовать умение определять позицию заданного звука в слове; закреплять навыки правильного произношения звука [с] изолированно, в словах, в предложениях, в тексте |
Речевое развитие | Составление характеристики звука [с] Игра на развитие силы голоса «Назойливый комарик» Игра «Защитники Отечества» Игра «Подарки» Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Чтение стихотворений | совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь, формировать умение делать выводы, умозаключения. закреплять навыки правильного произношения звука [с] изолированно, в словах, в предложениях, в тексте |
Физическое развитие | Самомассаж лица «Солнышко проснулось» Артикуляционная гимнастика Игра на развитие силы голоса «Назойливый комарик» Упражнение на развитие неречевого дыхания Пальчиковая гимнастика «Снежинки», Физкультминутка «Самолет» Работа в тетрадях | Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, неречевое дыхание, зрительное внимание |
Социально – коммуникативное развитие | Игра «Защитники Отечества» Игра «Подарки» Работа в тетрадях | Развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду |
План занятия:
- Вводная часть 5 мин. -Самомассаж лица «Солнышко проснулось»
-Артикуляционная гимнастика
- Основная часть 13 -18 мин.
- Объявление темы занятия
- Акустико – артикуляционный образ звука [с]
- Игра на развитие силы голоса «Назойливый комарик»
- Упражнение на развитие неречевого дыхания
- Связь звука и буквы
- Игра «Защитники Отечества»
- Физкультминутка «Самолет»
- Игра «Подарки»
- Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
- Работа в тетрадях.
- Заключительная часть 2 мин.
- Подведение итогов
-Сюрпризный момент
Длительность занятия 20-25 мин.
Ход занятия:
Части занятия | Содержание занятия | Области |
Вводная Самомассаж лица «Солнышко проснулось» Артикуляционная гимнастика | - Здравствуйте ребята. Начнем наше занятие, как обычно с массажа лица. - Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило, погладило, погладило. Ходит пальчик по дорожке Вверх – вниз, вверх – вниз Будут розовыми щечки Вверх – вниз, вверх – вниз. Вышел дождик на прогулку Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку. Жили у бабуси два веселых гуся Один серый, другой белый Два веселых гуся. Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило, погладило, погладило. Дети выполняют следующие движения под музыку: поглаживание, растирание, постукивание, пощипывание мышц лица. Артикуляционные упражнения: «Бегемотики», «Лягушата», «Слоник», «Мостик», «Качели» | Физическое развитие Физическое развитие |
Основная Объявление темы занятия Акустико – артикуляционный образ звука Игра на развитие силы голоса «Назойливый комарик» Упражнение на развитие неречевого дыхания Связь звука и буквы Игра «Защитники Отечества» на выделение слов со звуком [с], на деление слов на слоги, на составление предложений с заданными словами Физкультминутка «Самолет» Игра «Подарки» на определение место звука [с] в слове. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Работа в тетрадях. | - Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие по стране звуков и букв. С каким звуком мы сегодня познакомимся, вы узнаете из стихотворения «Свист» В таких словах – повсюду свист, Он слышен здесь прекрасно: «собака», «сумка», «сахар», «лист» - Сейчас вам стало ясно? - Догадались? Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком [с]. Произнесение звука хором, а затем индивидуально, с наблюдением за артикуляцией в зеркале. -Ребята, какое положение принимают губы при произнесении звука [с]? (Они растянуты в улыбке) - А что вы можете сказать о зубах? (зубы сближены и создают преграду для воздушной струи) - Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы) - А теперь скажите, какой звук [с]? (согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета) - Приложите руку к горлышку и скажите, он вибрирует? (Нет) - Значит, звук [с] какой: глухой или звонкий? (глухой) По просьбе логопеда несколько детей повторяют полную характеристику звука [с] (Согласный, твердый, глухой) Изолированное произнесение звука [с] с постепенным повышение и понижением силы голоса. - У каждого звука есть подружка – буква. Но прошел сильный снегопад и букву завалило снегом. Для того, чтобы ее увидеть, надо подуть на снег. Дети подходят к столу и дуют на ватные шарики. Логопед показывает букву С. - Дети, это буква С. Шел конь, подковами звеня. Как буква С, следы коня. - На что похожа буква С? (подкова, мостик, качели, полукруг) - Эта буква согласная или гласная? (согласная) - Она глухая или звонкая? (глухая) По просьбе логопеда несколько детей повторяют характеристику буквы С (Согласная, глухая) - Эта буква новая, мы с ней только познакомились, а новая буква, как бы именинница. - Ребята, в воскресенье будет еще один праздник. Какой? (День защитника Отечества) Кто защищает нашу Родину, люди каких профессий? (солдат, пограничник, матрос, танкист…) - А буква С приглашает нас в гости на именины. Вы согласны? (да). - В гости мы полетим на самолете, выберите картинки военных со звуком с. Дети выбирают картинку и берут ее себе. - На столе остались еще картинки, почему вы их не выбрали? (Потому что, в их названиях нет звука с) - А теперь построились в ряд, приготовились к посадке. К посадке на самолет готовы? (да). - Кто готов к посадке? (дети называют выбранную картинку с военным) - Молодцы, все правильно выбрали картинки, со звуком с. - Сейчас каждый сделает столько шагов к самолету, сколько слогов в названии его картинки. Дети поочередно произносят название картинки, затем шагают. - Сколько ты сделал шагов? Почему? Аналогично шагают все дети. - Кто ближе всех подошел к самолету? Значит в чьем названии больше всего слогов? - Вот мы и собрались. Для того, чтобы посадить военного в самолет необходимо произнести полное предложение - Десантник летит на самолете. - Матрос летит на самолете. Аналогично составляют предложения все дети. - Приготовились к полету? (да) - Самолет построим сами Понесемся над лесами Понесемся над лесами А потом вернемся в садик. - Ребята, буква С уже нас встречает. На день рождения принято ходить с подарками. Буква С приготовила красивые коробочки для подарков, но они необычные, а со схемами. Кто помнит, что обозначают эти схемы? (в первой схеме звук [с] находится в начале слова, а во второй в конце слова) - Правильно. Теперь выберете игрушку, определите, где находится звук с и положите в соответствующую коробку. Дети выполняют задание, а затем вместе с логопедом проверяют правильность выполнения. - Молодцы, все подарки разложили правильно. - Дети, буква С довольна подарками, но ей немного скучно без подружек. Давайте пройдем за столы и нарисуем букву С. - А сначала разогреем пальчики. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» - Стою и снежинки в ладошку ловлю Я зиму и снег, и снежинки люблю Но где же снежинки? В ладошке вода. Куда же исчезли снежинки, куда? Растаяли хрупкие льдинки – лучи Как видно ладошки мои горячи. Дети обводят букву С и закрашивают ее синим карандашом. Затем подносят свои рисунки плакату с буквой С. | Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Речевое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально - коммуникативное развитие Физическое развитие, Речевое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально - коммуникативное развитие Физическое развитие, Речевое развитие Физическое развитие |
Заключительная Подведение итогов Сюрпризный момент | - Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком [с]) - Какой это звук? (согласный, твердый, глухой) - К какой букве мы ходили на именины? (к букве С) -Какая это буква? (согласная, глухая) -Ребята, вам понравилось играть с буквой С? Что больше всего понравилось? А что было трудным для вас? - Дети букве С тоже очень понравился праздник. И она приготовила для вас угощение, которое начинается со звука [с]. Кто догадался? - Правильно, сушки. Угощайтесь. - Молодцы ребята, вы отлично поработали. | Познавательное развитие Речевое развитие |
Самоанализ логопедического занятия
Тема: «Звук [с]. Буква С»
Цель: ознакомление детей со звуком [с] и буквой С.
В логопедическом занятии я определила следующие задачи: коррекционно – речевые: учить детей характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам, упражнять детей в делении слов на слоги,
совершенствовать умение определять позицию заданного звука в слове,
закреплять навыки правильного произношения звука [с] изолированно, в словах, в предложениях, в тексте, расширять и активизировать словарь по теме «День защитника Отечества», совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь, формировать умение делать выводы, умозаключения. Коррекционно – неречевые: развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, неречевое дыхание, зрительное внимание, развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду, воспитывать доброжелательность. Все поставленные задачи взаимосвязаны и соответствуют психолого - -педагогическим и возрастным особенностям детей, теме занятия.
В ходе занятия осуществлялась интеграция таких образовательных областей, как речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
На своем занятии я использовала 3 группы методов: словесные: чтение стихов, объяснение, беседа. Наглядные методы: показ иллюстраций, картинок, игрушек, сюрпризные моменты. Практические: самомассаж лица, артикуляционная гимнастика, дидактические игры, практическая работа в тетрадях, физкультминутка, упражнение на дыхание.
Логопедическое занятие имело следующую структуру: вводная часть, основная и заключительная.
В вводной части я подвела детей к предстоящей деятельности путем создания положительного фона, определила цели предстоящей работы и выполнила артикуляционную гимнастику, самомассаж лица.
Основную часть начала с чтения стихотворения, которое направило внимание детей на изучение нового звука. Работая с зеркалами, дети уточнили артикуляцию звука [с], дали ему характеристику. Игровое упражнение «Назойливый комарик» было направлено на изолированное произнесение звука [с] и на развитие зрительного внимания. Проводя связь, между звуком и буквой, включила упражнение на дыхание «Подуй на снежок», которое так же послужило сюрпризным моментом – появление буквы С. Дидактическую игру «Защитники Отечества» я провела, для того, чтобы дети практически поупражнялись в произношении слов со звуком [с], в поиске слов со звуком [с], в делении слов на слоги, а так же в составлении предложений с данными словами. Не нарушая структуры занятия, я предусмотрела автоматизацию звука [с] в тексте в ходе физкультминутки «Самолет». Физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики, положительно влияют на здоровье детей и решают поставленные коррекционные задачи. Физкультминутка была тесно связана с темой занятия и являлась переходным мостиком к следующей части занятия. Развитию фонематических процессов способствовала игра «Подарки», где дети упражнялись в подборе слов (игрушек) к предложенным схемам. Так же вела работу по развитию мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Снежинки», обводка и закрашивание буквы С.
На третьем этапе занятия подвела итоги и предоставила детям возможность самостоятельно определить свое настроение от прошедшей деятельности, определить трудности, которые возникали в процессе выполнения заданий.
Логопедическое занятие прошло продуктивно. Дети с заданием справились. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1
Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7
Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»
Коррекционно-развивающее занятие, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и обучение грамоте с использованием технологий наглядного моделирования...

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"
Целью данного занятия является знакомство со звуком [ж] , буквами Ж, ж....

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"
План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"
Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».
Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...
