Учимся не из-под палки: нестандартный подход в использовании палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми
презентация по логопедии
Палочки Кюизенера – это набор разноцветных счетных палочек. Изначально они были придуманы как многофункциональное математическое пособие, которое позволяет формировать понятие о числовой последовательности, составе числел, отношениях «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и т.д. Однако в реальности сфера применеиня палочек Кюизенера гораздо шире: например, они могут выступить в качестве полезного подспорья в работе учителя логопеда, поскольку с помощью данного пособия можно через руки ребёнка развивать детское творчество, фантазию, воображение, познавательную активность, наглядно-действенное мышление, внимание и пространственное ориентирование, формировать комбинаторные и конструкторские способности, улучшать состояние мелкой моторики, а также развивать речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое палочки Кюизенера ? Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют числами в цвете, цветными палочками, цветными числами или цветными линеечками. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития математических способностей у детей
Традиционное использование палочек Кюизенера Счётные палочки Кюизенера - это многофункциональное математическое пособие, которое позволяет формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», развивать умения детей конструировать .
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным пособием, которое позволяет через руки ребёнка развивать детское творчество, фантазию, воображение, познавательную активность, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование; формировать комбинаторные и конструкторские способности; улучшать состояние мелкой моторики, развивать речь. Всё это позволяет использовать палочки Кюизенера в логопедической работе.
Метод наглядного моделирования как вариант инновационных технологий Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Детское мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для ребёнка гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Большую помощь в этом оказывает моделирование и модели.
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Благодаря зрительному восприятию информации происходит её более эффективное сохранение и воспроизведение, а, соответственно, и развитие речи.
Учимся не «из-под палки»! Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных разделах коррекционной работы учителя-логопеда
Раздел: развитие грамматического строя речи Варианты игровых упражнений «Один-много» Цель: научить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе. Описание: детям предлагается обозначить каждый предмет палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета. Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много». Например: «лимон – лимоны».
«Найди семью слов» Цель: научить детей подбирать однокоренные слова к именам существительным. Описание: ребёнку предлагается картинка, например, снег . Необходимо подобрать однокоренные слова и выложить их с помощью палочек. Начало, середина и конец слова выкладываются палочками разного цвета и длины.
«У кого сколько?» Цель: научить детей согласованию количественных числительных с существительными. Описание: ребёнку предлагаются предметные картинки, например, кит, бегемот, клоун . Под ними нужно выложить определённое количество палочек (1, 2, 3…). Вопросы логопеда: «Сколько китов у тебя получилось? Сколько бегемотов?» и т.д. Количество палочек нужно варьировать.
А вот более простой вариант этой игры Описание: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки. Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»
Раздел: развитие связной речи Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. В том числе совместно с использованием логических блоков Дьенеша . Сказка «Волк и семеро козлят» Описание: дети характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Логопед совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности дети лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и персонажей.
Сказка «Три медведя» Описание: пересказывая сказку, дети с помощью набора палочек могут изобразить её атрибуты: три стульчика, три стола, три кроватки разных размеров. Таким же образом с помощью блоков Дьенеша можно моделировать различных сказочных героев: медведя, медведицу, медвежонка-Мишутку.
Сказка «Теремок» Описание: логопед предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша , а затем творчески видоизменяет конец сказки: лесным жителям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем. Эту работу дети самостоятельно выполняют из палочек Кюизенера . Таким образом, параллельно с развитием связной речи мы работаем и над мелкой моторикой.
Раздел: развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза Варианты игровых упражнений: «Сколько в слове гласных звуков?» «Раздели словечко» «Слова бывают длинными и короткими» Цель: сформировать умение выделять гласные звуки на фоне слова на слух и по картинкам; делить слова на слоги. Описание: Детям раздаются предметные картинки. Нужно найти гласные звуки в слове и назвать их. Затем – определить количество слогов. В процессе упражнения гласные звуки, слоги и слова выкладываются палочками разной длины.
«Повтори за мной» Цель: отработка слоговых структур различных типов, автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма. Описание: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово. Дети повторяют слоги и слова, нажимая на каждую из палочек.
Раздел: элементы грамоты Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью дети могут выкладывать: отдельные буквы (анализируя, сравнивая их элементы); слоги; короткие слова.
Игровое упражнение «Найди букву» Цель: закрепление элементов букв, развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений. Инструкция: Найди букву (например, А, Т, К, М и т.д.) и выложи её из палочек на квадрате.
Сопутствующей задачей игровых упражнений с использованием палочек Кюизенера является развитие у детей высших психических функций, таких как внимание, память, восприятие, мыслительные операции, а также развитие мелкой моторики.
Заключение Работая с палочками Кюизенера , дети выполняют разные речевые задания. Почти каждая лексическая тема даёт учителю-логопеду возможность использовать их в работе и создать на их основе определённую систему, включающую в себя совмещение деятельности ребёнка, элементов игры и обучения с постепенным переходом от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности. Таким образом происходит постепенное усложнение обучающих задач и условий игровых упражнений, повышение умственной активности детей в решении каждой из поставленных задач. Создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля детей, что имеет огромное значение для их будущей учебной деятельности в школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В докладе представлен материал по использованию нетрадиционного обрудования - балансировочной доски , в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.
Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Здоровьесбережение в ДОУ...

Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Наряду с традиционными методами логопедической работы я предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. ...

Мастер класс учителя-логопеда на тему "Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя логопеда"
Использование ИКТ-технологийв коррекционной работе учителя-логопеда...
