Роль чистоговорок в речевом развитии детей.
консультация по логопедии (средняя группа)
Чистоговорки - это ритмичные, зарифмованные фразы, содержащие различные сочетания звуков, слогов, слов. Их часто используют для тренировки дикции и постановке речи. В данной консультации родителям предлагается практический материал для отработки разных звуков. Играйте с детьми в удовольствие!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 106.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль чистоговорок в речевом развитии детей»
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.
Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки по чистоговоркам является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.
Чистоговорки можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Задачи в работе с чистоговорками:
· развивать восприятие темпа,
· развивать восприятие ритма,
· развивать речевое дыхание,
· развивать навыки управления силой голоса,
· отрабатывать силу и координацию воздушной струи,
· отрабатывать модуляцию голоса,
· отрабатывать правильный темп речи,
· отрабатывать интонационную выразительность речи,
· отрабатывать четкость дикции,
обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
· постепенно ускорять или замедлять темп произношения;
· выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса;
· выделять паузами слово с закрепляемым звуком.
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чуства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.
***
Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.
Ла-ла-ла: отвесная скала.
Лу-лу-лу: обойдем скалу.
Лы-лы-лы: сели слева от скалы.
***
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало у осы.
Се-се-се: кисель дадим осе.
***
Бы, бы, бы – идёт дым из трубы.
Ду-ду-ду — растут яблоки в саду,
Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи
Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.
***
Ба-ба-ба,ба - Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе - потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,бу - не нужна уже труба!
***
Ва-ва-ва,ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы,вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве,ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву,ву -Васильков букет нарву.
***
Ги-ги-ги,ги - испекли мы пироги.
Га-га-га - заболела нога.
Ге-ге-ге - плохо ноге.
Ги-ги-ги - мама жарит пироги!
Ге-ге-ге - позабыл о ноге.
Гу-гу-гу - на кухню бегу.
Ги-ги-ги - хороши пироги!
***
Жа, жа, жа — мы видели ежа.
Жи, жи, жи — у меня ножи.
Жу, жу, жу — на лужок хожу.
Жу, жу, жу - флаг в руке держу.
Жок, жок, жок — у меня флажок.
***
Зи-зи-зи,зи-зи- - обезьянку привези!
Зя-зя-зя,зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи,зи-зи- раз нельзя-не привози.
***
Ры-ры-ры - в руках шары,
Ра-ра-ра - начинается игра,
Ру-ру-ру - бью рукою по шару,
Ро-ро-ро - упал шар в ведро.
***
Чи, чи, чи — готовим куличи.
Чи, чи, чи — испеку в печи.
Че, че, че — полоски на мяче.
Че, че, че — муха на плече.
***
Чо, чо, чо — очень горячо.
Чок, чок, чок — мычит бычок.
Чу, чу, чу — громко хохочу.
Чу, чу, чу — маме покричу.
***
Ши - ши - ши, ши - ши - ши,
Что - то шепчут камыши.
Ше - ше - ше, ше - ше- ше,
Это утка в камыше.
Ша - ша -ша, ша - ша - ша,
Выходи из камыша!
Ше - ше - ше, ше - ше- ше,
Нет уж - утки в камыше.
Желаю вам успехов и красивой, правильной речи!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в речевом развитии детей средней группы
Конспект родительского собрания...
Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет
Основные факторы успешного речевого развития детей. Материал к родительскому собранию....
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Организация деятельности воспитателя по развитию речи ребенка в детском саду....

Роль загадки в речевом развитии детей
Разгадывание загадки и ее составление требует пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного.Загадка развивает любознательность, наблюдательность, учит...

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей»
Начиная с дошкольного возраста мы, взрослые знакомим детей с литературным искусством. Еще в младенчестве, многие из Вас читали деткам потешки, рассказывали сказки, пели колыбельные. Психологи предлага...

Роль родителей в речевом развитии детей
Учёные утверждают , что до пяти лет ребёнок при нормальном развитии должен усвоить 2,5-3 тысячи слов. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи играет правильное воспитание в семье....

Роль сказки в речевом развитии детей
Сказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которог...

