Роль чистоговорок в речевом развитии детей.
консультация по логопедии (средняя группа)

Романова Татьяна Геннадьевна

Чистоговорки - это ритмичные, зарифмованные фразы, содержащие различные сочетания звуков, слогов, слов. Их часто используют для тренировки дикции и постановке речи. В данной консультации родителям предлагается практический материал для отработки разных звуков. Играйте с детьми в удовольствие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_chistogovorok_v_razvitii_rechi_detey.docx106.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль чистоговорок в речевом развитии детей»

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.

         Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки по чистоговоркам  является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми  развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.

Чистоговорки можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы  с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.  

Задачи в работе с чистоговорками:

· развивать восприятие темпа,

· развивать восприятие ритма,

· развивать речевое дыхание,

· развивать навыки управления силой голоса,

· отрабатывать силу и координацию воздушной струи,

· отрабатывать модуляцию голоса,

· отрабатывать правильный темп речи,

· отрабатывать интонационную выразительность речи,

· отрабатывать четкость дикции,

обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов. 

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

             

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:

· постепенно ускорять или замедлять темп произношения;

· выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса;

· выделять паузами слово с закрепляемым звуком.

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чуства рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

     В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить  ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.

 ***

Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.
Ла-ла-ла: отвесная скала.
Лу-лу-лу: обойдем скалу.
Лы-лы-лы: сели слева от скалы.

 ***

Са-са-са: на столе оса.

Су-су-су: боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало у осы.
Се-се-се: кисель дадим осе.

***

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы. 

Ду-ду-ду — растут яблоки в саду,
Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту

Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи
Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.

***

Ба-ба-ба,ба - Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе - потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,бу - не нужна уже труба!

***

Ва-ва-ва,ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы,вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве,ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву,ву -Васильков букет нарву.

***

Ги-ги-ги,ги - испекли мы пироги.
Га-га-га - заболела нога.
Ге-ге-ге - плохо ноге.
Ги-ги-ги - мама жарит пироги!
Ге-ге-ге - позабыл о ноге.
Гу-гу-гу - на кухню бегу.
Ги-ги-ги - хороши пироги!

***

Жа, жа, жа — мы видели ежа.

Жи, жи, жи — у меня ножи.

Жу, жу, жу — на лужок хожу.

Жу, жу, жу - флаг в руке держу.

Жок, жок, жок — у меня флажок.

 ***

Зи-зи-зи,зи-зи- - обезьянку привези!
Зя-зя-зя,зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи,зи-зи- раз нельзя-не привози.

***

Ры-ры-ры - в руках шары,
Ра-ра-ра - начинается игра,
Ру-ру-ру - бью рукою по шару,
Ро-ро-ро - упал шар в ведро.

***

Чи, чи, чи — готовим куличи.
Чи, чи, чи — испеку в печи.
Че, че, че — полоски на мяче.
Че, че, че — муха на плече.

***

Чо, чо, чо — очень горячо.
Чок, чок, чок — мычит бычок.
Чу, чу, чу — громко хохочу.
Чу, чу, чу — маме покричу.

***

Ши - ши - ши, ши - ши - ши,

Что - то шепчут камыши.

Ше - ше - ше, ше - ше- ше,

Это утка в камыше.

Ша - ша -ша, ша - ша - ша,

Выходи из камыша!

Ше - ше - ше, ше - ше- ше,

Нет уж - утки в камыше.

 

Желаю вам успехов и красивой, правильной речи!!!

 

 

dmtsnovayastudiya1dmtsnovayastudiya1dmtsnovayastudiya1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии детей средней группы

Конспект родительского собрания...

Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет

Основные факторы успешного речевого развития детей. Материал к родительскому собранию....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Организация деятельности воспитателя по развитию речи ребенка в детском саду....

Роль загадки в речевом развитии детей

Разгадывание загадки и ее составление требует пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного.Загадка развивает любознательность, наблюдательность, учит...

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей»

Начиная с дошкольного возраста мы, взрослые знакомим детей с литературным искусством. Еще в младенчестве, многие из Вас читали деткам потешки, рассказывали сказки, пели колыбельные. Психологи предлага...

Роль родителей в речевом развитии детей

Учёные утверждают , что до пяти лет ребёнок при нормальном развитии должен усвоить 2,5-3 тысячи слов. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи играет правильное воспитание в семье....

Роль сказки в речевом развитии детей

Сказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которог...