«Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии

Ахметгалиева Анна Михайловна

Из опыта работы

«Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях

у дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 111 «Серебряное копытце»

(МБДОУ «Детский сад № 111»), г. Прокопьевск

Из опыта работы

«Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях

у дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи»

Составители:    Борискина М.А., учитель-логопед

Ахметгалиева А.М.,  учитель - логопед

«Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить».

К.Д. Ушинский

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. 

Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – создание условий для формирования у них интерес к деятельности, создание  условий вовлеченности.

ВИДЫ МОТИВАЦИЙ

Внутренняя мотивация – это искреннее желание самого ребенка заниматься чем-либо

Внешняя мотивация-это стимулирующее выполнение деятельности, поощрение, похвала (если я сделаю, меня похвалят)

Главное в занятиях – интерес и любопытство детей. А там где нет интереса, нет и вовлеченности в учебный процесс, а следовательно нет и познания.  Механическое усвоение материала приводит к быстрому его забыванию. Другими словами  КПД образовательного процесса стремиться к нулю.

А мне хочется, чтобы ребенок САМ бежал  получать знания, чтобы он ЖАЖДАЛ новой встречи с учителем, чтобы он по собственному ЖЕЛАНИЮ выполнял домашнее задание.

Что может помочь педагогу сформировать устойчивый интерес у ребенка к образовательной деятельности?  Как сделать обучение желанным?   Какие педагогические приемы можно использовать для взращивания интереса к обучению? Что может взбудоражить мозг ребенка и простимулировать к познанию?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к «двигателю» образовательного процесса -  мотивации.

Если коротко, мотивация – это то, что дает ребенку энергию, внутреннюю силы на преодоление трудностей и желание их преодолевать, добывать знания, которая обязательно приведет к успеху и завершенности в любой сфере.

Личный опыт показывает, что для детей дошкольного возраста базовой становиться внешняя положительная мотивация, с ее помощью легко заинтересовать ребенка, привлечь его внимание к изучаемой теме, разжечь желание действовать, получать новые знания, преодолевать трудности, находить решения, пробудить интерес и любознательность.

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые.

1. Словесные методы:

беседа

разговор

чтение

рассказывание стихотворений

рассматривание картинки

чтение художественной литературы

пересказы текстов

2. Наглядные методы:

показ игрушек, предметов

наблюдение явлений природы, труда взрослых, за  детской деятельностью

рассматривание живых объектов

показ образца(показ проектов)

использование кукольного театра, фланелеграфа

ИКТ

3. Практические методы:

упражнения (оказание помощи)

совместные действия логопеда и ребёнка

выполнение поручений

4. Игровые методы:

дидактические игры

подвижные игры

игры-забавы

инсценировки

словесные.

Приемы мотивации, которые я применяю на своих занятиях.

Для детей дошкольного возраста очень действенно работает мотивация-

Поощрение
(похвала, наклейки, медальки, штампики, значки, жетоны и т.д)

Игровая мотивация  

 «Помоги игрушке». Весь ход занятий пропитан общением с персонажем и помощью ему. Здесь ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Подобный прием я использую на занятиях по обучению элементам грамоты. На  ЭТИХ занятия к нам приходят «гости», каждый раз они разные. Каждый раз новый гость рассказывает новую историю.

Наличие таких особенностей и исключительностей делают занятий по обучению грамоте более привлекательными для детей, пробуждают жажду познания новой тайны и рождают в них чувство неуемного любопытства.

В таком состоянии дети сами «поглощают» знания

Помощь взрослому   или «Помоги мне»

Здесь мотивом для детей является общение логопедом, возможность получить от него признание и одобрение, а также интерес к делам, которые можно выполнять вместе.

Я очень люблю использовать этот прием, т.к. он удовлетворяет природную потребность ребенка быть взрослым, быть наравне с логопедом. И если логопед довериться детям, то они очень достойно, старательно и с большим чувством ответственности отнесутся к доверенному им делу.

Теперь вы не противопоставлены друг другу, вы - одна команда. Это один из мощнейших стимулов ребенка в любой деятельности, в том числе и образовательной.

Подвижность на занятии

Использование на занятиях квестов, подвижных игр и заданий делают занятия более динамичными, позволяют активизировать внимание детей и настроить их на достижение цели. Здесь можно быть уверенным, что цель обучения будет достигнута.

Вот несколько вариантов того, как я использую этот прием на своих занятиях:

  • Найди предмет, в название которого есть заданный звук.

Здесь ребятам разрешается ходить по групповой комнате и искать среди окружающих  предметов те, которые соответствует заданию педагога. Затем мы можем сделать из них выставку.

  • Определяем количество слогов в словах. На столе перед детьми выкладывается набор предметных картинок различной слоговой структуры. В разных уголках игровой комнаты располагаются «домики» для одно- , дву- и трехсложных слов. Задача детей расселить картинки по «домам».
  • Квест – задания;
  • Обыгрывание с одновременным проговариванием приставочных глаголов. Наша группа превращается в природную зону с горами, холмами, равнинами, реками и озерами, которые мы (птицы, бабочки, летчики, шоферы, велосипедисты) должны пролететь, перелететь, облететь, подлететь, влететь, вылететь и т.д. Может быть использован любой глагол движения (ехать, лететь, идти, бежать и др.)
  • Изображение букв с помощью пантомимы или жестов;
  • Игры с мячом (один – много, назови ласково, исправь ошибку, у кого кто? игры на словообразование прилагательных от существительных, приставочных глаголов и  др.);

 Поиск приключений

 Данный метод основан на желании перевоплощаться, превращаться и оказываться в фантазийных местах, преодолевать трудности, побеждать злодеев и еще раз доказывать себе свою исключительность, значимость и важность. Дети всегда с интересом относятся к таким заданиям и всегда готовы немедленно броситься их выполнять.

Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР превращает сложный процесс коррекции речи в более привлекательный, легкий и желанный. Это связано с тем, что дети подсознательно воспринимают компьютер как развлечение, отдых, заведомо что-то интересное. Яркость образов, их живость, возможность задействовать большее количество  анализаторов, альтернативные варианты выстраивания новых дополнительных  ассоциативных рядов и  даже короткое время трансляции материалов – все это в значительной степени облегчает коррекционный процесс, по средством подготовки психологической основы для восприятия учебного материала.

Комплекс «Играй и Развивайся»
Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают мотивацию и познавательную активность.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод :

Задача педагога - дать каждому из своих воспитанников возможность пережить положительные эмоции удивления, изумления, восторга, связанные с радостью достижения, собственной успешности, укрепляющейся веры в себя. Материал, подкрепленный положительной мотивацией, запоминается детьми прочно и надолго. Ибо "Познание начинается с удивления" (Аристотель).

Создание предметов своими руками 

Данный вид мотивации основан на желании ребёнка творить и создавать что-то новое. Применительно к логопедической практике это может быть:

  • «зарабатывание» счетных палочек с последующим конструированием из них. Под «зарабатыванием» понимается выполнение каких-либо задания, инструкций.
  • Использование камушков Марблс;
  • составление слов из букв разрезной азбуки;
  • выполнение звуко-буквенного анализа с помощью прищепок.
  • танграмов, пазлов, мазаик, конструктора, детали которых  предлагается ребенку «заработать»/ заслужить/ добыть.

Для настроения «Божья коровка» из цветной бумаги

Литература

  1. Ажермачева З.Н., Медова Н.А. Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи. – Томск,2017
  2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2006.
  3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2012. – С. 41–42.
  4. Воробьева В. К. О принципах обеспечения мотивации в процессе обучения связной речи учащихся с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии / под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской. М., 1980. 141 с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., 2009.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.
  7. Козина И. Б. Формирование мотивации к учению у дошкольников с нарушением произношения: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 174 с1997. 416 с.
  8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 2010.
  9. Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.  
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2010.
  11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 2011.

Интернет-источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/556915/
  2. http://www.myshared.ru/slide/483358/
  3. https://multiurok.ru/files/vystuplieniie-na-mo-motivatsiia-uchiebnoi-dieiatie.html
  4. http://portal2011.com/motivatsiya-kak-effektivnyj-sposob-vovlecheniya/.
  5.   https://www.youtube.com/watch?v=_Vnmhl5BmIw
  6.   https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/05/23/sozdanie-polozhitelnoy-motivatsii-kak-sredstvo



Предварительный просмотр:

Варианты организации занятий с использованием:

*  литературных персонажей *  героев мультфильмов

*  сказочных сюжетов

*  воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений

*  элементов сюжетно-дидактической игры.

При этом необязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью, либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если        позволяют        возможности совместного творчества педагога и ребенка.


Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

В педагогической литературе выделяют 2 вида мотивации:

1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят или  подарят).

2. Внутренняя мотивация - (положительная или отрицательная).

Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 111 «Серебряное копытце»

текст при наведении

Формирование положительной мотивации к занятиям у детей

с тяжелыми нарушениями речи

Составители:  

 Борискина М.А., учитель-логопед

Ахметгалиева А.М.,  учитель - логопед

Добиться        положительного


«Копилка сказочных историй»

К нам пришел гость:


Веселая школа

результата   в        работе   с    детьми   с

 тяжелыми нарушениями речи можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий, используя комплексно-игровой метод.

Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации        речи,        развития познавательных                процессов,        и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются.

Проявляющаяся картинка.

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания        части                картинки переворачиваются,        постепенно

«проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для

ребенка (изображение

цветка, игрушки и др.) или        портрет персонажа,

который        и приготовил все задания.


  1. он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
  2. гость не умеет делать

артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;

  1. гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить:
  • помоги герою;
  • исправь ошибки героя.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

Идем в гости:

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж.

По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя

задания педагога или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)

Мы пришли в гости:

  1. удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
  2. поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

В        одном        случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими

учениками        учится

сам, помогает другим, выполняя задания педагога, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное за- дание.

Сюжетно-тематические        занятия обращены к чувствам ребенка. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки.

Главное, о чем необходимо помнить, занятие от начала до конца должно быть добрым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просветительская работа с педагогами в форме «круглого стола». Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию дошкольника

Представленный материал носит просветительский характер, а форма работы-"круглый стол" способствует более глубокому осознананию представленного материала....

Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям, коррекционной деятельности у детей с ОНР.

Материал будет полезен педагогам логопедических групп. Затронута важная проблема мотивации дошкольников с ОНР к логопедическим занятиям, проанализированы возможности формирования положительной мотивац...

Формирование положительной мотивации обучения при развитии выносливости у дошкольников

Каждое наше занятие неспроста начинается с вводной части. Именно во время ее проведения организм настраивается на предстоящую работу. Поэтому, основной целью вводной части занятия является формировани...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Статья Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с ТНР

Л.Е. КудряшоваУчитель - логопедМБДОУ – ЦРР «детский сад №9 – «Родничок» г. Няндома Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей...