«Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии
Из опыта работы
«Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях
у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 111 «Серебряное копытце» (МБДОУ «Детский сад № 111»), г. Прокопьевск |
Из опыта работы
«Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях
у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Составители: Борискина М.А., учитель-логопед
Ахметгалиева А.М., учитель - логопед
«Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить».
К.Д. Ушинский
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности.
Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – создание условий для формирования у них интерес к деятельности, создание условий вовлеченности.
ВИДЫ МОТИВАЦИЙ
Внутренняя мотивация – это искреннее желание самого ребенка заниматься чем-либо
Внешняя мотивация-это стимулирующее выполнение деятельности, поощрение, похвала (если я сделаю, меня похвалят)
Главное в занятиях – интерес и любопытство детей. А там где нет интереса, нет и вовлеченности в учебный процесс, а следовательно нет и познания. Механическое усвоение материала приводит к быстрому его забыванию. Другими словами КПД образовательного процесса стремиться к нулю.
А мне хочется, чтобы ребенок САМ бежал получать знания, чтобы он ЖАЖДАЛ новой встречи с учителем, чтобы он по собственному ЖЕЛАНИЮ выполнял домашнее задание.
Что может помочь педагогу сформировать устойчивый интерес у ребенка к образовательной деятельности? Как сделать обучение желанным? Какие педагогические приемы можно использовать для взращивания интереса к обучению? Что может взбудоражить мозг ребенка и простимулировать к познанию?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к «двигателю» образовательного процесса - мотивации.
Если коротко, мотивация – это то, что дает ребенку энергию, внутреннюю силы на преодоление трудностей и желание их преодолевать, добывать знания, которая обязательно приведет к успеху и завершенности в любой сфере.
Личный опыт показывает, что для детей дошкольного возраста базовой становиться внешняя положительная мотивация, с ее помощью легко заинтересовать ребенка, привлечь его внимание к изучаемой теме, разжечь желание действовать, получать новые знания, преодолевать трудности, находить решения, пробудить интерес и любознательность.
Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые.
1. Словесные методы:
беседа
разговор
чтение
рассказывание стихотворений
рассматривание картинки
чтение художественной литературы
пересказы текстов
2. Наглядные методы:
показ игрушек, предметов
наблюдение явлений природы, труда взрослых, за детской деятельностью
рассматривание живых объектов
показ образца(показ проектов)
использование кукольного театра, фланелеграфа
ИКТ
3. Практические методы:
упражнения (оказание помощи)
совместные действия логопеда и ребёнка
выполнение поручений
4. Игровые методы:
дидактические игры
подвижные игры
игры-забавы
инсценировки
словесные.
Приемы мотивации, которые я применяю на своих занятиях.
Для детей дошкольного возраста очень действенно работает мотивация-
Поощрение
(похвала, наклейки, медальки, штампики, значки, жетоны и т.д)
Игровая мотивация
«Помоги игрушке». Весь ход занятий пропитан общением с персонажем и помощью ему. Здесь ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Подобный прием я использую на занятиях по обучению элементам грамоты. На ЭТИХ занятия к нам приходят «гости», каждый раз они разные. Каждый раз новый гость рассказывает новую историю.
Наличие таких особенностей и исключительностей делают занятий по обучению грамоте более привлекательными для детей, пробуждают жажду познания новой тайны и рождают в них чувство неуемного любопытства.
В таком состоянии дети сами «поглощают» знания
Помощь взрослому или «Помоги мне»
Здесь мотивом для детей является общение логопедом, возможность получить от него признание и одобрение, а также интерес к делам, которые можно выполнять вместе.
Я очень люблю использовать этот прием, т.к. он удовлетворяет природную потребность ребенка быть взрослым, быть наравне с логопедом. И если логопед довериться детям, то они очень достойно, старательно и с большим чувством ответственности отнесутся к доверенному им делу.
Теперь вы не противопоставлены друг другу, вы - одна команда. Это один из мощнейших стимулов ребенка в любой деятельности, в том числе и образовательной.
Подвижность на занятии
Использование на занятиях квестов, подвижных игр и заданий делают занятия более динамичными, позволяют активизировать внимание детей и настроить их на достижение цели. Здесь можно быть уверенным, что цель обучения будет достигнута.
Вот несколько вариантов того, как я использую этот прием на своих занятиях:
- Найди предмет, в название которого есть заданный звук.
Здесь ребятам разрешается ходить по групповой комнате и искать среди окружающих предметов те, которые соответствует заданию педагога. Затем мы можем сделать из них выставку.
- Определяем количество слогов в словах. На столе перед детьми выкладывается набор предметных картинок различной слоговой структуры. В разных уголках игровой комнаты располагаются «домики» для одно- , дву- и трехсложных слов. Задача детей расселить картинки по «домам».
- Квест – задания;
- Обыгрывание с одновременным проговариванием приставочных глаголов. Наша группа превращается в природную зону с горами, холмами, равнинами, реками и озерами, которые мы (птицы, бабочки, летчики, шоферы, велосипедисты) должны пролететь, перелететь, облететь, подлететь, влететь, вылететь и т.д. Может быть использован любой глагол движения (ехать, лететь, идти, бежать и др.)
- Изображение букв с помощью пантомимы или жестов;
- Игры с мячом (один – много, назови ласково, исправь ошибку, у кого кто? игры на словообразование прилагательных от существительных, приставочных глаголов и др.);
Поиск приключений
Данный метод основан на желании перевоплощаться, превращаться и оказываться в фантазийных местах, преодолевать трудности, побеждать злодеев и еще раз доказывать себе свою исключительность, значимость и важность. Дети всегда с интересом относятся к таким заданиям и всегда готовы немедленно броситься их выполнять.
Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР превращает сложный процесс коррекции речи в более привлекательный, легкий и желанный. Это связано с тем, что дети подсознательно воспринимают компьютер как развлечение, отдых, заведомо что-то интересное. Яркость образов, их живость, возможность задействовать большее количество анализаторов, альтернативные варианты выстраивания новых дополнительных ассоциативных рядов и даже короткое время трансляции материалов – все это в значительной степени облегчает коррекционный процесс, по средством подготовки психологической основы для восприятия учебного материала.
Комплекс «Играй и Развивайся»
Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают мотивацию и познавательную активность.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод :
Задача педагога - дать каждому из своих воспитанников возможность пережить положительные эмоции удивления, изумления, восторга, связанные с радостью достижения, собственной успешности, укрепляющейся веры в себя. Материал, подкрепленный положительной мотивацией, запоминается детьми прочно и надолго. Ибо "Познание начинается с удивления" (Аристотель).
Создание предметов своими руками
Данный вид мотивации основан на желании ребёнка творить и создавать что-то новое. Применительно к логопедической практике это может быть:
- «зарабатывание» счетных палочек с последующим конструированием из них. Под «зарабатыванием» понимается выполнение каких-либо задания, инструкций.
- Использование камушков Марблс;
- составление слов из букв разрезной азбуки;
- выполнение звуко-буквенного анализа с помощью прищепок.
- танграмов, пазлов, мазаик, конструктора, детали которых предлагается ребенку «заработать»/ заслужить/ добыть.
Для настроения «Божья коровка» из цветной бумаги
Литература
- Ажермачева З.Н., Медова Н.А. Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи. – Томск,2017
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2006.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2012. – С. 41–42.
- Воробьева В. К. О принципах обеспечения мотивации в процессе обучения связной речи учащихся с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии / под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской. М., 1980. 141 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., 2009.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.
- Козина И. Б. Формирование мотивации к учению у дошкольников с нарушением произношения: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 174 с1997. 416 с.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 2010.
- Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2010.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 2011.
Интернет-источники:
- http://festival.1september.ru/articles/556915/
- http://www.myshared.ru/slide/483358/
- https://multiurok.ru/files/vystuplieniie-na-mo-motivatsiia-uchiebnoi-dieiatie.html
- http://portal2011.com/motivatsiya-kak-effektivnyj-sposob-vovlecheniya/.
- https://www.youtube.com/watch?v=_Vnmhl5BmIw
- https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/05/23/sozdanie-polozhitelnoy-motivatsii-kak-sredstvo
Предварительный просмотр:
Варианты организации занятий с использованием:
литературных персонажей героев мультфильмов
сказочных сюжетов
воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений
элементов сюжетно-дидактической игры.
При этом необязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью, либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного творчества педагога и ребенка.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
В педагогической литературе выделяют 2 вида мотивации:
1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят или подарят).
2. Внутренняя мотивация - (положительная или отрицательная).
Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).
Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 111 «Серебряное копытце»
Формирование положительной мотивации к занятиям у детей
с тяжелыми нарушениями речи
Составители:
Борискина М.А., учитель-логопед
Ахметгалиева А.М., учитель - логопед
Добиться положительного
«Копилка сказочных историй»
К нам пришел гость:
Веселая школа
результата в работе с детьми с
тяжелыми нарушениями речи можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий, используя комплексно-игровой метод.
Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов, и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются.
Проявляющаяся картинка.
Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно
«проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для
ребенка (изображение
цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа,
который и приготовил все задания.
- он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
- гость не умеет делать
артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;
- гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить:
- помоги герою;
- исправь ошибки героя.
В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.
Идем в гости:
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж.
По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя
задания педагога или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)
Мы пришли в гости:
- удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
- поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.
В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими
учениками учится
сам, помогает другим, выполняя задания педагога, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное за- дание.
Сюжетно-тематические занятия обращены к чувствам ребенка. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки.
Главное, о чем необходимо помнить, занятие от начала до конца должно быть добрым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительская работа с педагогами в форме «круглого стола». Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию дошкольника
Представленный материал носит просветительский характер, а форма работы-"круглый стол" способствует более глубокому осознананию представленного материала....

Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям, коррекционной деятельности у детей с ОНР.
Материал будет полезен педагогам логопедических групп. Затронута важная проблема мотивации дошкольников с ОНР к логопедическим занятиям, проанализированы возможности формирования положительной мотивац...
Формирование положительной мотивации обучения при развитии выносливости у дошкольников
Каждое наше занятие неспроста начинается с вводной части. Именно во время ее проведения организм настраивается на предстоящую работу. Поэтому, основной целью вводной части занятия является формировани...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".
Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Статья Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с ТНР
Л.Е. КудряшоваУчитель - логопедМБДОУ – ЦРР «детский сад №9 – «Родничок» г. Няндома Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей...









