ИКТ в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Ахметгалиева Анна Михайловна

Сообщение из опыта работы

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда.

Ахметгалиева А.М. МБДОУ «Детский сад № 111».

 

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в рамках внедрения ФГОС ДО

Задачи:

Познакомить педагогов с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

Распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования по использованию ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей-логопедов.

Сообщение из опыта работы

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда.

Ахметгалиева А.М. МБДОУ «Детский сад № 111».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в рамках внедрения ФГОС ДО

Задачи:

Познакомить педагогов с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

Распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования по использованию ИКТ.

ИКТ в работе учителя-логопеда

Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Какие требования есть при использовании ИКТ

Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

Нормы и требования к организации работы ИКТ оборудования в ДОУ и работе с ним.

САНПИН: Занятия с использованием ЭСО с детьми младше 5 лет не проводятся (пп 2.4.5; 2.10.2; 3.5.1; 3.5.4 СП 2.4.3648-20)

Экран монитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Планшет можно класть на стол под углом 30⁰ (пп 3.5.7 СП 2.4.3648-20).

Освещение кабинета для занятий (пп 2.8.2, 3.5.3,3.5.15 СП 2.4.3648-20)

Во время занятий с ЭСО детям нужна гимнастика для глаз и физкультминутка для осанки (пп 2.10.2 СП 2.4.3648-20)

Дезинфекция ЭСО проводится ежедневно (пп 2.5.14 СП 2.4.3648-20). Использовать смартфоны в обучении запрещено (3.5.3 СП 2.4.3648-20)

Максимальное время, которое дети могут проводить с ЭСО непрерывно или в день: Интерактивная доска 7 мин непрерывно, 20 мин в день; ПК или ноутбук 15 мин непрерывно, 20 мин в день; планшет 10 мин непрерывно, 10 мин в день.

Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

В чем преимущества использования ИКТ?

Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

Основные направления деятельности при использовании ИКТ

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.

Работа с детьми предполагает:

  • Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий.
  • Проведение подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.
  • Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.

Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.

Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:

  • сохранение необходимой информации;
  • построение графиков и диаграмм;
  • оформление документации и стендовой информации;
  • с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
  • полноценный обмен информации с коллегами;
  • участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.

Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.

Интерактивный Комплекс «Играй и  Развивайся»

комплекс для образовательных подвижных занятий с детьми от 3 до 7 лет. Программа включает в себя блоки занятий: окружающий мир, безопасность, развитие речи. Дети могут с помощью движений тела, рук и ног управлять интерфейсом программы. Благодаря этой технологии дети больше не будут сидеть у монитора, а будут учиться в подвижном увлекательном процессе в игровой форме.

Играй и развивайся – это яркие и красочные занятия с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей. Подвижные занятия дают новые возможности в работе. Занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают мотивацию и познавательную активность, развивают мышление, память, координацию, воображение. Сам процесс доставляет детям много радости, но при этом они изучают множество полезных предметов, приобретают новые знания, умения и навыки.

При работе с комплексом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. На занятиях с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся» важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.

Для работы с комплексом потребуются телевизор или проектор, а также ноутбук, к которому подключается датчик Kinect, входящий в комплект. Датчик очень компактный, поэтому его можно переносить и использовать в любом помещении. Датчик Kinect считывает движения ребенка, компьютер помещает данные в игру, на экране проецируется ребенок в игровой реальности.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию. Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.

Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии. Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Таким образом, ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...