Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Зима на Кубани. Признаки зимы в нашем крае".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Диденко Елена Фёдоровна

Содержит речевой материал  на обогащение и активизацию словаря по теме "Зима", формирование грамматического строя речи, а также развитие артикуляционной и мелкой моторики. Особое внимание уделено региональному компоненту (а именно признакам зимы в Краснодарском крае).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_na_kubani._priznaki_zimy_v_nashem_krae.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Зима на Кубани. Признаки зимы в нашем крае».

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме на Кубани, активизация и расширение словаря по теме.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

1. Уточнить и расширить представления о характерных признаках зимы в Краснодарском крае (мягкая, малоснежная, с дождями, туманами, возможны кратковременные морозы и снегопад).

2. Активизировать словарь по теме: существительные (зима, мороз, снег, иней, сосулька, сугроб, лед, туман, гололед, снежинка, снегопад, метель, куртка, шапка, сапоги); прилагательные (холодная, морозная, снежная, белая, пушистая, скользкая, мокрая, кубанская, мягкая); глаголы (идет (снег, дождь), падает, кружится, замерзло, покрылось, наступила).

3. Совершенствовать грамматический строй речи:

   · Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных (снег – снежок, снежинка – снежиночка).

   · Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе (белый снег, ледяная сосулька, пушистый иней).

   · Закреплять употребление простых предлогов (на, в, с) в речи (снег на полях, играем во дворе, сосулька с крыши).

коррекционно-развивающие:

1. Развивать речевое дыхание (длительный плавный выдох).

2. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

3.Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление.

коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть и ценить его красоту в разное время года.

2. Формировать навыки сотрудничества, умение слушать товарища.

Оборудование: Ноутбук/интерактивная доска, презентация «Зима на Кубани» (фото зимней Кубани: заснеженные горы, иней на деревьях, туман в степи, сосульки в городе, люди в зимней одежде); предметные картинки по теме «Зима»; снежинки из бумаги на ниточках для дыхательной гимнастики; мяч; аудиозапись спокойной инструментальной музыки; мольберт, макет зимнего дерева, белые «снежные» комочки из ваты.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

· Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Достает конверт с загадкой). Это загадка:

  Снег пушистый стелется, улица бела,

  И метёт метелица. К нам пришла…

· Дети отгадывают. Логопед выставляет картинку-символ «Зима».

· Логопед: Правильно! Тема нашего занятия – «Зима». Но зима везде разная. Мы живем на чудесной Кубани. Давайте поговорим о том, какая зима в нашем родном краю.

II. Основная часть.

1. Беседа «Зима на Кубани» с использованием презентации.

· Просмотр слайдов. Логопед задает вопросы:

  · Какое время года наступило? (Зима).

  · Какая бывает зима? (Холодная, снежная, морозная, белая).

  · А какая зима у нас, на Кубани? (Мягкая, теплая, малоснежная, дождливая, с туманами).

  · Что происходит зимой с реками у нас, на Кубани? (Они не всегда замерзают, может быть тонкий лед).

  · Часто ли идет снег? (Редко, снег быстро тает).

  · Что появляется на деревьях и крышах после оттепели? (Сосульки, иней).

  · Как люди одеваются зимой на Кубани? (Носят куртки, шапки, сапоги, но не всегда очень теплые).

  · Что мы можем увидеть зимним утром? (Туман, гололед, иней на траве).

2. Дидактическая игра «Подбери слово» (с мячом).

Цель: согласование прилагательных с существительными.

· Логопед бросает мяч ребенку и начинает фразу, ребенок заканчивает.

  · Снег (какой?) – белый, холодный, пушистый, мокрый (если тает).

  · Лед (какой?) – скользкий, прозрачный, тонкий, холодный.

  · Погода (какая?) – морозная, зимняя, пасмурная, ветреная.

  · Зима (какая?) – холодная, кубанская, мягкая, снежная.

  · Сосулька (какая?) – ледяная, холодная, блестящая, острая.

3. Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы».

Цель: подготовка артикуляционного аппарата.

· «Горка» – кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута.

· «Снежинки» («Часики») – движения языком влево-вправо.

· «Лопатка» – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

· «Морозный ветерок» – длительный выдох через узкую щель между губами (рука контролирует струю воздуха).

4. Дыхательная гимнастика «Снежинки».

Дети берут бумажные снежинки на ниточках. По команде делают глубокий вдох носом и длительно выдыхают ртом, «раскачивая» снежинку. Следим, чтобы не поднимались плечи.

5. Дидактическая игра «Большой – маленький».

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

· Логопед показывает картинку, дети называют предмет и его «ласковую» форму.

  · Снег – снежок, снежочек.

  · Снежинка – снежиночка.

  · Сосулька – сосулечка.

  · Сугроб – сугробик.

  · Шапка – шапочка.

  · Лед – ледок.

6. Физкультминутка «Снежок».

(Координация речи с движением)

1,2,3,4 (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят» меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладят одной ладонью другую)

И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый

снежок)

Два – поймаем. (ловят снежок)

Три – уроним (снова бросают

И сломаем (хлопают)

7. Работа над предложением и предлогами. Игра «Где что лежит?»

На мольберте – макет зимнего дерева. Логопед предлагает детям «украсить» дерево и описать, куда они кладут снег (ватные комочки).

· Ребенок: Я кладу снег НА ветку. Я кладу снег ПОД дерево. Я кладу снег В дупло. Снег лежит ВОКРУГ дерева.

· Логопед помогает в построении фразы, акцентирует предлоги.

III. Заключительная часть.

1. Итоговая беседа. Рефлексия.

· Логопед: О чем мы сегодня говорили?

· Какая зима на нашей Кубани? (Мягкая, теплая, малоснежная).

· Чем она отличается от зимы на севере? (Там много снега, сильные морозы, у нас снега мало, морозы слабые).

· Что вам больше всего понравилось на занятии?

2. Похвала детям.

· Логопед хвалит всех детей за работу, отмечает наиболее активных.

Домашнее задание (рекомендации родителям):

· На прогулке обратить внимание на зимние изменения в природе.

· Понаблюдать за погодой, за деревьями, покормить птиц.

· Нарисовать рисунок «Зимний день на Кубани».

· Выучить любое короткое стихотворение о зиме.

Индивидуальная работа (намечается по ходу занятия):

· Для детей с низким уровнем речевой активности – побуждать к ответам на простые вопросы, давать образец ответа.

· Для детей с нарушениями звукопроизношения – контролировать поставленные звуки в спонтанной речи во время игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля — начале марта....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме «Масленица»

Цель: активизация знаний и речевых умений детей по теме «Масленица».Задачи:Коррекционно-обучающие:– ознакомление с традициями празднования масленицы;– закрепление в активном сл...