Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Зима на Кубани. Признаки зимы в нашем крае".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Содержит речевой материал на обогащение и активизацию словаря по теме "Зима", формирование грамматического строя речи, а также развитие артикуляционной и мелкой моторики. Особое внимание уделено региональному компоненту (а именно признакам зимы в Краснодарском крае).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Зима на Кубани. Признаки зимы в нашем крае».
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме на Кубани, активизация и расширение словаря по теме.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
1. Уточнить и расширить представления о характерных признаках зимы в Краснодарском крае (мягкая, малоснежная, с дождями, туманами, возможны кратковременные морозы и снегопад).
2. Активизировать словарь по теме: существительные (зима, мороз, снег, иней, сосулька, сугроб, лед, туман, гололед, снежинка, снегопад, метель, куртка, шапка, сапоги); прилагательные (холодная, морозная, снежная, белая, пушистая, скользкая, мокрая, кубанская, мягкая); глаголы (идет (снег, дождь), падает, кружится, замерзло, покрылось, наступила).
3. Совершенствовать грамматический строй речи:
· Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных (снег – снежок, снежинка – снежиночка).
· Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе (белый снег, ледяная сосулька, пушистый иней).
· Закреплять употребление простых предлогов (на, в, с) в речи (снег на полях, играем во дворе, сосулька с крыши).
коррекционно-развивающие:
1. Развивать речевое дыхание (длительный плавный выдох).
2. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
3.Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление.
коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть и ценить его красоту в разное время года.
2. Формировать навыки сотрудничества, умение слушать товарища.
Оборудование: Ноутбук/интерактивная доска, презентация «Зима на Кубани» (фото зимней Кубани: заснеженные горы, иней на деревьях, туман в степи, сосульки в городе, люди в зимней одежде); предметные картинки по теме «Зима»; снежинки из бумаги на ниточках для дыхательной гимнастики; мяч; аудиозапись спокойной инструментальной музыки; мольберт, макет зимнего дерева, белые «снежные» комочки из ваты.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
· Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Достает конверт с загадкой). Это загадка:
Снег пушистый стелется, улица бела,
И метёт метелица. К нам пришла…
· Дети отгадывают. Логопед выставляет картинку-символ «Зима».
· Логопед: Правильно! Тема нашего занятия – «Зима». Но зима везде разная. Мы живем на чудесной Кубани. Давайте поговорим о том, какая зима в нашем родном краю.
II. Основная часть.
1. Беседа «Зима на Кубани» с использованием презентации.
· Просмотр слайдов. Логопед задает вопросы:
· Какое время года наступило? (Зима).
· Какая бывает зима? (Холодная, снежная, морозная, белая).
· А какая зима у нас, на Кубани? (Мягкая, теплая, малоснежная, дождливая, с туманами).
· Что происходит зимой с реками у нас, на Кубани? (Они не всегда замерзают, может быть тонкий лед).
· Часто ли идет снег? (Редко, снег быстро тает).
· Что появляется на деревьях и крышах после оттепели? (Сосульки, иней).
· Как люди одеваются зимой на Кубани? (Носят куртки, шапки, сапоги, но не всегда очень теплые).
· Что мы можем увидеть зимним утром? (Туман, гололед, иней на траве).
2. Дидактическая игра «Подбери слово» (с мячом).
Цель: согласование прилагательных с существительными.
· Логопед бросает мяч ребенку и начинает фразу, ребенок заканчивает.
· Снег (какой?) – белый, холодный, пушистый, мокрый (если тает).
· Лед (какой?) – скользкий, прозрачный, тонкий, холодный.
· Погода (какая?) – морозная, зимняя, пасмурная, ветреная.
· Зима (какая?) – холодная, кубанская, мягкая, снежная.
· Сосулька (какая?) – ледяная, холодная, блестящая, острая.
3. Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы».
Цель: подготовка артикуляционного аппарата.
· «Горка» – кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута.
· «Снежинки» («Часики») – движения языком влево-вправо.
· «Лопатка» – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
· «Морозный ветерок» – длительный выдох через узкую щель между губами (рука контролирует струю воздуха).
4. Дыхательная гимнастика «Снежинки».
Дети берут бумажные снежинки на ниточках. По команде делают глубокий вдох носом и длительно выдыхают ртом, «раскачивая» снежинку. Следим, чтобы не поднимались плечи.
5. Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
· Логопед показывает картинку, дети называют предмет и его «ласковую» форму.
· Снег – снежок, снежочек.
· Снежинка – снежиночка.
· Сосулька – сосулечка.
· Сугроб – сугробик.
· Шапка – шапочка.
· Лед – ледок.
6. Физкультминутка «Снежок».
(Координация речи с движением)
1,2,3,4 (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят» меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый
снежок)
Два – поймаем. (ловят снежок)
Три – уроним (снова бросают
И сломаем (хлопают)
7. Работа над предложением и предлогами. Игра «Где что лежит?»
На мольберте – макет зимнего дерева. Логопед предлагает детям «украсить» дерево и описать, куда они кладут снег (ватные комочки).
· Ребенок: Я кладу снег НА ветку. Я кладу снег ПОД дерево. Я кладу снег В дупло. Снег лежит ВОКРУГ дерева.
· Логопед помогает в построении фразы, акцентирует предлоги.
III. Заключительная часть.
1. Итоговая беседа. Рефлексия.
· Логопед: О чем мы сегодня говорили?
· Какая зима на нашей Кубани? (Мягкая, теплая, малоснежная).
· Чем она отличается от зимы на севере? (Там много снега, сильные морозы, у нас снега мало, морозы слабые).
· Что вам больше всего понравилось на занятии?
2. Похвала детям.
· Логопед хвалит всех детей за работу, отмечает наиболее активных.
Домашнее задание (рекомендации родителям):
· На прогулке обратить внимание на зимние изменения в природе.
· Понаблюдать за погодой, за деревьями, покормить птиц.
· Нарисовать рисунок «Зимний день на Кубани».
· Выучить любое короткое стихотворение о зиме.
Индивидуальная работа (намечается по ходу занятия):
· Для детей с низким уровнем речевой активности – побуждать к ответам на простые вопросы, давать образец ответа.
· Для детей с нарушениями звукопроизношения – контролировать поставленные звуки в спонтанной речи во время игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Домашние животные"
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект итогового выпускного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по теме: «Путешествие в страну Знаний»
Конспект: "Путешествие в страну Знаний"...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»
Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»
Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля — начале марта....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме «Масленица»
Цель: активизация знаний и речевых умений детей по теме «Масленица».Задачи:Коррекционно-обучающие:– ознакомление с традициями празднования масленицы;– закрепление в активном сл...
