Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Иванова (Калуцкая) Татьяна Валерьевна

Районное методическое объединение

Тема: «Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_23-24.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «РОДНИК» (МБДОУ «Детский сад№9 «Родник»)

        __________________________________________________________________

238321, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Константиновка,

ул. Березовая, д.1, тел. и факс (8-401-51) 3-77-93, 89211036698

Районное методическое объединение

Тема: «Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда»

Выполнил:

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Иванова Татьяна Валерьевна

п. Константиновка, 2024г

Последнее время наблюдается значительный рост числа детей с нарушениями речи, что подталкивает нас, учителей-логопедов искать коррекционные инновации, способствующие развитию речи, мышления, памяти и координации движений. Одним из эффективных методов коррекции речи является метод мозжечковой стимуляции. 

Мозжечковая стимуляция - это серия коррекционно-развивающих и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка, которые отвечают за формирование высших психических функций.

Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 1960-х годах он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физические упражнения, более успешны в образовательной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.

 Ф. Бильгоу разработал балансировочную доску, с помощью которой обнаружил прямую связь между физической активностью во время балансировки и способностью к чтению. Это стало прорывом в методологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей.

Исследования метода мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали высокую эффективность в коррекционном процессе у дефектологов, нейропсихологов, неврологов и логопедов и т.д. Предлагаю вам ряд упражнений мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда:

1. Игры на автоматизацию звука в слогах. Ребенок стоит на балансире, произносит за педагогом слоги (открытые, закрытые) отбивая мяч об пол, мишень, фишки. Можно ловить мешочки (мячи) с хлопком, разными руками, перекидывая из руки в руки либо бросать его педагогу. Также в автоматизации слогов удобно применять мяч-маятник. Воспитанник повторяет слоги одновременно отбивает маятник (меняя руки, двумя руками, заданной рукой).

2. Игры на автоматизацию звука в словах, предложениях. Перед ребенком мишень со словами с заданным звуком. Воспитаннику предлагается попасть мячом (мешочком) поочередно в картинки, проговаривая их. Затем назвать и попасть по диагонали, нижний левый угол, правый и т.д. Таким образом мы не только автоматизируем звук, но и развиваем пространственное ориентирование, что в будущем поможет дошкольнику в освоении письма. Можно предложить ребенку произвольно бросить мяч (мешочек, мяч – маятник в фишки) в 2-3 предмета и придумать предложение, в котором все эти слова употребляются. Либо планкой толкнуть мяч-маятник в фишки с изображением цифр (какую цифру выбьет, столько и нужно придумать предложений).

3. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи:

- «Посчитай-ка» воспитанник толкает мяч-маятник в фишки и начинает счет предмета, соответствующей цифре. Можно предложить обратный счет.

- «Один-много». Ребенок бросает мяч в предметы, ловить и называет множественное число.

- «Назови ласково» (назвать уменьшительно-ласкательную форму слова).

- «Какой? Какая?» воспитаннику предлагается назвать прилагательное к заданной картинке (можно усложнить задание, используя планку и назвать соответствующее числу количество прилагательных).

- «Адрес картинки». Дошкольник выбивает картинку и называет ее точный «адрес» (второй ряд, третий слева, под …, над…, между итд).

- «Чего не стало?», «Что видит во сне?», «Мечтаю об» итд. воспитаннику предлагается ответить на вопросы с заданными словами (предложно-падежные конструкции).

- «Разноцветные фантазии», ребенок планкой бьет по мячу-маятнику и называет предметы заданного цвета.

- «Придумай рекламу», воспитанник бьет по мишени и придумывает краткую творческую характеристику предмету, чтобы кто-то захотел ее приобрести.

4. Игры на развитие фонематического восприятия. Учитель-логопед предлагает попасть мячом (мешочком) только в те слова, где заданный звук находится в начале (середине, конце) слова. Отбивать предметы, называя местоположение заданного звука в словах. Определить первый, последний звук слова, количество и т.д.

Балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, педагогами и психологами не только при наличии патологий. Может ошибочно показаться, что данная методика - довольно простой набор упражнений, но не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и сохранять равновесие.

Стимуляция мозжечка происходит за счет многозадачности инструкций -  координации движений в сочетании с речевыми упражнениями, тем самым можно реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

*Копия печатного издания*Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации"Речевое развитие является ...

Выступление "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Выступление на конкурсе "Современные образовательные технологии" Принцип наглядности является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативнос...