Технология развития дыхания у дошкольников младшего и среднего возраста.
учебно-методический материал по логопедии

Технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология117.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития дыхания у дошкольников

младшего и среднего возраста.

Цель использования технологии.

Развитие правильного дыхания, формирование грудобрюшного типа дыхания, выработка направленной воздушной струи.

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности.

  1. Изучение типа дыхания у детей.
  2. Подбор наглядных пособий для работы над дыханием.
  3. Систематизация различных приемов дыхательной гимнастики.
  4. Формирование грудобрюшного типа дыхания.
  5. Формирование направленной воздушной струи.
  6. Развитие артикуляционного аппарата.
  7. Нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи.

Результат использования технологии.

Использование технологии позволило:

- выстроить последовательную работу по воспитанию правильного дыхания,

- подобрать наглядные пособия для работы над дыханием,

- систематизировать различные приемы дыхательной гимнастики,

- улучшить грудобрюшной тип дыхания,

- выработать направленную воздушную струю,

- начать работу по постановке правильного звукопроизношения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дыхание – физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма образующейся углекислоты. Частота и глубина дыхания регулируется рефлекторно и зависит от выносливости дыхательных мышц. Главной движущей силой и активным участником процесса дыхания выступает диафрагма. Она задействована в разных типах дыхания, но степень ее участия разная (Воробьева Т.А. [3]).

Типы дыхания:

Грудной (верхнереберный) – дыхание осуществляется в верхних и средних отделах грудной клетки. Участие диафрагмы слабое. Грудное дыхание способствует перебору воздуха, короткому выдоху и утомлению.

Брюшной (диафрагмальный) – дыхание совершается в нижнем отделе грудной клетки. Такое дыхание ухудшает качество звука.

Грудобрюшной (диафрагмально-реберный) – дыхание совершается мышцами грудной клетки и брюшного пресса. Это наиболее глубокий и оптимальный тип дыхания.

У большинства детей с нарушениями речи можно наблюдать нарушение дыхания.

Виды нарушения дыхания.

  1. Поверхностное дыхание, неритмичное.
  2. Укороченное прерывистое дыхание.
  3. Наличие дополнительных движений на вдохе и выдохе.
  4. Слабая, рассеянная воздушная струя.
  5. Задержка дыхания, дополнительные вдохи.
  6. Произнесение фраз на вдохе.
  7. Назальный выдох.

Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Почему вредно дышать через рот? Воздуха в легкие попадает значительно меньше, работают только верхние отделы, следовательно, организм получает меньше кислорода. Далее изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно.

Цель использования технологии. Развитие правильного дыхания, формирование грудобрюшного типа дыхания, выработка направленной воздушной струи.

Задачи работы.

  1. Изучение типов дыхания у детей.
  2. Подбор наглядных пособий для работы над дыханием.
  3. Систематизация различных приемов дыхательной гимнастики.
  4. Формирование грудо-брюшного типа дыхания.
  5. Формирование направленной воздушной струи.
  6. Нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи.

Тренировать дыхание можно на различных занятиях:

- на музыкальных занятиях при выполнении вокальных упражнений;

- на занятиях ритмикой при выполнении специальных логоритмических упражнений;

- на занятиях по плаванию в бассейне под руководство тренера;

- на занятиях по развитию речи при выполнении физкультминутки;

- на подгрупповых занятиях по звукопроизношению и на индивидуальных логопедических занятиях при выполнении специальной дыхательной гимнастики

Требования к занятиям по работе над дыханием:

- выполнение дыхательных упражнений на протяжении всей коррекционной работы над звукопроизношением;

- выполнение упражнений в хорошо проветриваемом помещении;

- дозированность упражнений (3-5 раз за один прием);

- обработка инструментов перед каждым использованием;

- свободное, не напряженное положение тела при выполнении упражнений;

- не стоит проводить упражнения с детьми, страдающими респираторными заболеваниями.

Для работы над дыханием необходимо помнить о разных видах воздушной струи и учитывать это при последующей работе над постановкой правильного звукопроизношения.

Виды воздушной струи:

- широкая, теплая (при произнесении шипящих звуков) / узкая, холодная (при произнесении свистящих звуков);

- слабая / сильная;

- рассеянная / направленная.

Процесс формирования правильного дыхания, как и любой другой вид деятельности, имеет свою последовательность и особенности работы. Ниже представлена система работы по развитию правильного дыхания на протяжении учебного года.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Первоначально мы провели работу по изучению у детей типа дыхания, его объёма и длительности. Полученные данные были зафиксированы в речевой карте в соответствующих графах. Далее проводилась работа непосредственно по формированию правильного дыхания.

На основе различных методик (Воробьева Т.А. [3], Фомичева М.Ф. [4], Бурлакина О.В. [2], Янушко Е.А. [5]) мы выстроили систему работы над правильным дыханием и разделили ее на 4 этапа. Данная система рассчитана на работу с детьми с речевыми нарушениями и позволяет постепенно подготовить детей к работе над звукопроизношением.

Этапы и приемы работы

Упражнения

  1. этап. Научить делать вдох через нос с последующим плавным выдохом через рот, не надувая щеки.

Приемы:

выполнение ритмичных движений.

«Кораблик»

«Мишки-зайки»

«Ежик по лесу идет»

Параллельно по необходимости делать артикуляционную гимнастику и массаж для щек и губ.

  1. этап. Научить делать вдох через нос и сильный выдох через рот.

Приемы:

упражнения с движениями,

упражнения с предметами:

- мяч (подбросить или прокатить – пропеть звуки),

- дуть на желобки, ворота, катушки, машинки, вата,

- дуть в дудочки и свистки,

- дуть на бумажные пособия,

- дуть на вертушки,

- задания с водой,

- использование зондов.

компьютерные игры

рисование дорожек (прямых, спиралевидных)

«Пропевание гласных звуков с движениями»

«Активная зарядка с гласными»

«Пропевание с ритмом»

«Пропевание гласных и их сочетаний с разной силой звучания»

«Формирование выдоха без речевого сопровождения»

Параллельно по необходимости делать артикуляционную гимнастику и массаж для щек и губ.

  1. этап. Отработка центральной воздушной струи.

Приемы:

- дуть на вертушки, катушки, шарики, бумажные пособия, вату,

- выполнять артикуляционные упражнения.

«Блинчик» научить распластывать язык.

«Заборчик» научить удерживать губы в улыбке.

Параллельно по необходимости выполнять логопедический массаж в зависимости от тонуса мышц.

4 этап. Отработка воздушной струи в зависимости от группы звуков

Приемы:

см. 3 этап +

- изолированное закрепление поставленного звука в движениях.

- для свистящих:

удерживать губы в улыбке

удерживать широкий язык

выработка центральной воздушной струи, направленной вниз.

- для шипящих:

удерживать округленные губы

удерживать язык чашечкой

выработка центральной воздушной струи, направленной вверх.

- для [р]:

удерживать язык вверху,

формировать сильный выдох.

- для [л]:

Формирование воздушной струи, проходящей между боковыми краями языка и щеками.

Традиционно работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (Акименко В.М. [1]). Далее следует провести дифференциацию ротового и носового дыхания. После чего ведется работа по формированию речевого дыхания. Далее вырабатывается центральная воздушная струя и струя, необходимая для постановки определенных групп звуков.

Вся работа по формированию правильного дыхания начинается с самого начала учебного года и строится последовательно в соответствии с вышеуказанными этапами.

Задания включаются как в подгрупповые, так и в индивидуальные занятия. Задания из первого и второго этапа проводятся со всеми детьми. Третий и четвертый этап проводятся в зависимости от конкретного вида нарушения звукопроизношения.

Ниже представлены некоторые игры и упражнения для каждого этапа.

1 этап.

Ежик по лесу идет

Он еду себе найдет,

Вот грибочек за пеньком,

Вот черника под кустом.

Ребенок стоит, руки на поясе. Делать вдох с одновременным поворотом головы вправо и отведением правой руки в сторону. После выдоха и возврата в исходное положение упражнение выполняется с поворотом влево.

2 этап.

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Маятник»

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

3 этап.

Игра «Прокати мяч к воротам»

Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из пенопласта. Играющий должен дуть на мяч и попасть в ворота.

«Кто дольше сможет подуть на листики?»

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики. Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

4 этап.

«Остуди чай»

Закрепление умения направлять воздушную струю посередине языка вверх.

Улыбнуться, приоткрыть рот, установить язык в форме чашечки за верхние зубы и подуть вверх.

«Проведи линии».

Произноси звук [с] на одном выдохе.

Картинки по запросу насос раскраска СКартинки по запросу дорожки со звуком с

Картинки по запросу кран с водой раскраскаСКартинки по запросу дорожки со звуком с

Картинки по запросу ветер раскраскаСКартинки по запросу дорожки со звуком с

Таким образом, процесс воспитания у детей правильного дыхания должен проходить систематически, последовательно с учетом соблюдения всех требований к занятию.

Использование технологии позволило:

- выстроить последовательную работу по развитию правильного дыхания,

- подобрать наглядные пособия для работы над дыханием,

- систематизировать различные приемы дыхательной гимнастики,

- улучшить у детей грудобрюшной тип дыхания,

- выработать направленную воздушную струю,

- начать работу по постановке правильного звукопроизношения.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработка и применение технологии осуществляется второй год обучения с детьми младшей и средней группы.

Ниже приведена сводная таблица данных с 2017 по 2019 учебный год.

учебный год

начало-конец года

норма

средний

низкий

2017-2018

Сентябрь

16

24

60

Май

35

50

15

2018-2019

Сентябрь

38

38

24

Январь

61

30

9

Как видно на рисунке 1, представленная система позволила достичь положительных результатов. На протяжении всего периода использования технологии возросло количество детей, у которых нормализовалось дыхание. Постепенно стало сокращаться число детей со средним и низким уровнем развития дыхания.

У детей был сформирован длительный выдох, выработана направленная воздушная струя, начата работа по постановке правильного звукопроизношения.

Полученные данные говорят об эффективности применяемой технологии и дальнейшем ее использовании в логопедической работе с детьми.

Рисунок 1. Сводные данные развития дыхания у детей.

Список литературы.

  1. Акименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 141 с.
  2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2012. – 80 с.
  3. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2014. – 112 с.
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
  5. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М.: Теревинф, 2010. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста

Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»....

технология развития дыхания

презентация для родителей...

Технология развития дыхания

Технология направлена на приобретение дыхательных  навыков у большинства детей 5-6 лет с речевыми нарушениями. Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использова...

Технологии развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего возраста....

Развитие STEAM – компетенций у детей среднего возраста через использование технологии «6 кирпичиков»: «Развитие математических способностей с использованием технологии 6 кирпичиков LEGO для детей 4-5 лет»

Развитие STEAM – компетенций у детей среднего возраста через использование технологии «6 кирпичиков»:«Развитие математических способностей с использованием технологии 6 кирпичи...