занятие на категорию
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Шамаева Наталья Ивановна

Занятие показывала на присвоение высшей категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_kategoriyu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по математике

«Поможем гномику вернуться домой»

II младшая группа

Программное содержание:

Цель: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства), их количестве (столько, столько, поровну).

Образовательные:

актуализация представлений о геометрических фигурах; пользоваться словами «широкий», «узкий»; развитие представлений детей о различиях предметов (по цвету, форме), правильно называть цвета; группировать предметы по форме; учить сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство; обучение самостоятельному массажу рук и мимической мускулатуры, тренировка подвижности лицевых мышц,  пальцев и кистей рук.

Развивающие:

совершенствование связной  речи;  развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения; пространственной ориентировки; закрепление умения составлять целое из частей.

Воспитательные:

воспитание доброты, отзывчивость

Словарная работа

Квадрат, треугольник, широкая, узкая, желтый, синий, красный, столько, сколько, поровну.

Материалы к занятию: магнитофон, кассета с записями, игрушка ГНОМ, билетики-геометрические фигуры на каждого из картона; массажный коврик для закаливания однотонные;  мост-паззл, разрезанный в форме геометрических фигур по числу детей; наборы счетных палочек на каждого (дополнительно карточки с линиями домика для детей слабого уровня); бабочки; цветы; ковролин;  мольберт,

  1. Организационный момент (легкая музыка: вальс или детский марш).

- Ребята, к нам сегодня пришли на занятие гости, поэтому встретим их как хорошие хозяева. В нашу группу  заглянуло солнышко и хочет с нами поиграть! Протяните ладошки!

Ладошка - это солнышко,

 А пальчики – лучи

Просыпайтесь, лучики,

Согревайтесь рученьки.    

(Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.   Направление движения - от кончиков пальцев к основанию.)

(Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки направление движения - от кончиков пальцев к основанию).

Солнышко проснулось,    

Лобика коснулось        

И погладило, и погладило                          

(проводить пальцами обеих рук    по лбу: от середины лба к верхней части ушей.)

Солнышко проснулось

К щечкам прикоснулось,

И погладило, и погладило.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки  потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Т.А Куликовская

(Проводить пальцами обеих рук щекам: от носа к средней части ушей)

(Поглаживающие движения пальцами от середины, лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. В конце потянуться руками вверх и улыбнуться.)

2. Основная часть

Д/Игра «Билет на поезд»

- Ребята, слышите, кто-то плачет? (плач). Да это гномик! Что случилось гномик, почему ты плачешь? Гномик говорит, что он гулял, но налетел сильный ветерок и унёс его далеко от дома и теперь он не может вернуться домой. Поможем гномику вернуться? А на чём же мы отправим его в дорогу. (Дети предлагают свои варианты, воспитатель, не отвергая вариантов детей, предлагает отправиться на поезде, гном также едет с детьми в вагончике.)

Каждый ребёнок берёт билет (геометрическую фигуру,  которой соответствует такая же на спинке стула), и садится в вагончик.

— Заняли свои места, отправляемся!

Звучит фонограмма №1 (Паровозик)

Д/Игра «Собери мостик»

- Ребята, наш поезд, почему-то остановился. Давайте выйдем из поезда и посмотрим. Звучит фонограмма №2 («Плеск воды»). Посмотрите, да это же речка! А вот ручеек!  Какая речка - широкая или узкая? А ручеек?  (Ответы детей.)

-    Что же нам делать, как мы поможем гномику попасть домой? Как  можно перебраться через речку

Дети могут предложить переплыть на лодке, перебраться через речку вплавь и т. п. Не отвергая детских вариантов, воспитатель подводит и еще одному варианту — построить мост.

- Гномик говорит, что мостик разрушил ветерок-проказник, он предлагает положить детальки из которых можно построить мост на свои места. Ребята, возьмите детали моста – вот эти геометрические фигуры и подойдите ко мне, будем строить мост для гномика. (Дети выполняют задание).

- Какие фигуры встречались при постройке моста?

После того как постройка моста будет завершена, гномик перебирается через речку по мосту, а дети её перепрыгивают.

Д/Игра «Бабочки» (работа на ковролине)

- Ребята, мы с вами оказались на цветочной  полянке!

Распустились здесь цветы

Небывалой красоты.

- Посмотрите,  гномик говорит, что ветерок занёс сюда бабочек!

- Скоро будет дождик, надо помочь бабочкам спрятаться от дождика! Как же мы можем помочь бабочкам? (Дети предлагают свои варианты.)

- Давайте поможем бабочкам спрятаться. Каждая бабочка должна сесть на цветок. Дети сажают бабочек на цветы. Воспитатель задаёт вопросы:

- Сколько бабочек? (Столько, сколько цветов, поровну)

- Ребята, а теперь вспомните, куда мы с вами идём? (Искать домик гномика, помогаем гномику вернуться домой.)

Пальчиковая гимнастика  «Очки»

- Ребята, давайте посмотрим - далеко ли до домика гномика?  Оденем  волшебные очки!

(Дети одевают очки: Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребёнок подносит к глазам). Обыгрывается ситуация: воспитатель сначала спрашивает детей, что и кого они видят сквозь волшебные очки. А домик гномика вы видите? Где он будет жить? Давайте поможем ему. Посмотрите, я сейчас построю дом для гнома, а вы для его друзей.

Д/Игра «Построй дом гному »

Дети собирают дом из палочек на партах.

- Вот ребята, мы и помогли гномику вернуться домой! Гномик говорит нам большое спасибо и приглашает нас потанцевать!

Дети танцуют (звучит фонограмма). Дети прощаются с гномиком и, возвращаются в поезд и едут домой.

3 Итог занятия.

Дети собираются вокруг воспитателя.

- Кому мы сегодня помогали? Воспитатель хвалит детей.


Самоанализ

Мною было проведено комплексное занятие по формированию элементарных математических представлений «Поможем гномику вернуться домой» для детей II младшей группы. Возраст детей – 3-4 года, на занятии присутствовало 12 детей, которые посещают дошкольное учреждение второй год. Краткая характеристика детей группы представлена в ваших раздаточных материалах. Занятие по перспективному плану 14, тип занятия – комплексное, закрепляющее.

  1. При планировании занятия были учтены программные задачи, поставленные в программе «Радуга» для данной возрастной группы по формированию начальных математических представлений: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства), их количестве (столько, столько, поровну), а также возрастные особенности детей данного возраста: наглядно-образный характер мышления, начало самооценивания результатов деятельности, сосредоточенность познавательной деятельности на реальном предметном мире, усвоение материала в практической деятельности. На занятии широко примела наглядный материал и материал, направленный на преимущественное решение познавательных задач с помощью наглядно-образного мышления (путем практического манипулирования и образного представления).

С детьми была проведена предварительная работа на занятиях и в повседневной жизни.

  1. На занятии решались следующие задачи:
  1. Образовательные:

актуализация представлений о геометрических фигурах; формирование умения пользоваться определениями «широкий», «узкий»; продолжать учить детей различать предметы по цвету, правильно называть цвета; группировать предметы  форме; учить сравнивать по количеству, используя обобщенные понятия «много-мало»; обучение самостоятельному массажу рук и мимической мускулатуры, тренировка подвижности лицевых мышц,  пальцев и кистей рук.

  1. Развивающие:

совершенствование связной  речи;  развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных операций; пространственной ориентировки; закрепление умения составлять целое из частей.

  1. Воспитательные:

воспитание доброты, отзывчивости.

  1. Здоровьесберегающие: создание условий для активного движения, обогащения опыта детей движениями под музыку, рационализация двигательной активности детей.

Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря на основе знакомства детей с окружающей действительностью и углубления представлений о ней; учить понимать слова, выражающие контрастные качества (широкий-узкий); учить сравнивать по количеству, используя обобщенные понятия «много-мало».

Г) Комплексность решения задач заключалась в том, что на практически каждом этапе занятия, в большинстве игр и упражнений в разнообразных видах деятельности (игра, практическая деятельность, общение со взрослым), с помощью таких методов как проблемная ситуация, творческое упражнение (требующее комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет), дидактическая игра, упражнения и др.

Все задачи решались во взаимосвязи, плавно вытекали одна из другой, при этом взаимосвязь прослеживалась также в межпредметном плане: на занятии решались задачи сохранения и укрепления здоровья детей (физическое воспитание), развития речи, познавательного развития детей, музыкально-эстетического развития.

Д) стержневой задачей являлась организация занятия в форме продуктивной деятельности с математическим содержанием.

  1. В начале занятия я использовала метод тактильной активизации умственной деятельности детей в качестве эмоционально-психологического настроя на игру-занятие. Мотивацию на игровой, практический характер занятия, объединение его единым сюжетом я использовала на протяжении всего занятия.

В ходе занятия я использовала разнообразные формы и методы: проблемная ситуация (как помочь гномику, бабочкам, как можно перебраться через речку), дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций сравнения, классификации, развитие памяти, восприятия, внимания: «Билет на поезд», «Собери мостик», «Бабочки», «Построй дом гномику», игровое  творческое упражнение «Собери мостик».

Здоровьесберегающие задачи я решала посредством рациональной организации двигательной деятельности детей на занятии, использованием метода активизации умственной деятельности в начале занятия, пальчиковой, зрительной гимнастики «Очки» в середине занятия, использовании динамических  пауз (перепрыгни через реку, едем на поезде под музыку).

Музыкальное сопровождение я использовала как решение задач обогащения опыта детей, создания оптимального темпа работы детей на занятии, активизации эмоциональной сферы детей, создания положительного эмоционального настроя на работу.

Широко использовался наглядный и раздаточный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим и возрастным требованиям, нестандартное оборудование (коврограф, игровой занимательный материал (выкладывание счетных палочек)).

Все методы соответствуют возрастным возможностям детей, требованиям программы «Радуга».

  1. Форма организации занятия соответствовала возрастным психофизическим возможностям детей: большинство заданий носило игровой, практический характер, организовано было фронтально со всеми детьми при оказании индивидуально-дифференцированной дозированной помощи, поэтапном предъявлении образцов.
  2. На занятии я использовала художественные средства (музыка, элементы пластических движений), игру, общение со взрослым, двигательная деятельность, игровой занимательный материал. Дифференцированный подход проявился в дозированной поэтапной помощи при выполнении задании, подготовке карточек-образцов. Содержание занятия соответствовало разделу «Формирование элементарных математических представлений» программы Т.Н. Дороновой «Радуга».
  3. В качестве форм организации детской деятельности, за счет которых обеспечивалась работоспособность, я использовала: метод активизации умственной деятельности, игровая мотивация, динамические паузы, элементы пальчиковой, зрительной гимнастики, создание оптимального темпа работы детей на занятии за счет музыкального сопровождения.
  4. Все задачи удалось (удалось частично: указать что) решить, запланировано дальнейшее закрепление тех ЗУН, которые предъявлялись на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурное занятие из категории Образ, «Моя мама - самая лучшая на свете»

Развитие ориентации на добрые отношения к близкому, родному человеку. Внимательное, уважительное отношение к маме.Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у мамы работа, домашние де...

Конспект НОД. Открытое занятие для категории. "На службе Родины"

Предназначен для детей с ОНР  5 - 6 -летнего возраста....

Конспект занятия «КАКАЯ ОНА ОСЕНЬ? Вид занятия: интегрированное занятие - путешествие, сюжетное. Воспитатель: Варава ОксанаАлександровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории.

Формировать представления о признаках осени;объяснять смену осеннего настроения, используя макет «Окошко погоды». Закрепить знания детей о дарах осени в процессе лепки овощей. Развивать способности пе...

Конспект открытого занятия С детьми старшего возраста Тема: « Мифические животные в нашем городе» Воспитатели: Панкратова Ю.В.- высшая категория, Силенок С.А. – высшая категория

Конспект открытого занятия С детьми  старшего возрастаТема: « Мифические животные в нашем городе» Воспитатели:Панкратова Ю.В.- высшая категория,Силенок С.А. – высшая к...

Конспект проведения итогового занятия в группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 лет Социокультурная категория - «Благодарное слово» Категория - «Труд души» Тема - «Любимая сказка» Воспитатели: Кузнецова Н.В. Дата: 28.03.2019год. Время: 16

Конспект проведения итогового занятияв группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 летСоциокультурная категория - «Благодарное слово»Категория - «Труд души&r...

Конспект проведения итогового занятия в группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 лет Социокультурная категория - «Благодарное слово» Категория - «Труд души» Тема - «Любимая сказка»

Конспект проведения итогового занятияв группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 летСоциокультурная категория - «Благодарное слово»Категория - «Труд души&r...