Главные вкладки

    «Волшебные бабочки»
    методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме

    Иванова Елена Геннадьевна

     

    Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике «Волшебные бабочки»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanimatelnyy_material.doc45.5 КБ
    Файл matematika_s_mamoy.docx16.99 КБ
    Файл volshebnye_babochki.docx16.58 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                               ДОУ СОШ №4

                                                                                        дошкольные группы

                                                                                     Воспитатель Иванова Е.Г.

           Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников.

                                                 

    Обучению дошкольников началам математики  в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

     Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.  Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?

    Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

    Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

    Актуальность

    Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте (содержание, методы),  ориентированна в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счётом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивает подготовку детей к усвоению абстрактных математических понятий в школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а, те, которые  проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.

    В последнии десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти.  Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей .Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. 

    Цель:

    Создание дидактических и педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста , как основы познавательной активности.

    Задачи:

    1. Развивать воображение, креативность мышления ( умение гибко, оригинально мыслить)
    2. Гармонично сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало
    3. Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия
    4. Формировать базисные математические представления, речевые умения

    Направления работы:

    1. Работа с детьми
    2. Работа с родителями
    3. Работа с педагогами

    Работа с детьми:

    1. Дидактические игры
    2. Математические игры и задачи
    3. Развлечения

    Дидактические игры

    Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения  способствуют развитию любознательности и умственных способностей( задачи-шутки, загадки. головоломки)

    Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

    Математические игры и задачи

    Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов .Слушая условия задачи, ребенок должен быть очень внимательным , чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т.д.

    Математические развлечения

    Все дети любят праздники и развлечения. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, сплачивают детей, создают бодрое настроение. Развлечение строится на понятийном багаже, который уже сложился у детей. Сюжет строится на вовлечении детей в происходящее, на возможности проявления детьми эрудиции и находчивости и , конечно же, признания и достижений.

    Математический уголок « Заниматика»

    Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

    Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно- пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

    Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

    “Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    Работа с родителями

    Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир .Задача педагога по данной проблеме- донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Для решения данной проблемы были проведены следующие мероприятия:

    1. Консультации
    2. Родительские собрания
    3. Оформление папок- передвижек
    4. Презентации
    5. Мастер-класс
    6. Математическая игротека
    7. Дни открытых дверей

    Работа с педагогами

    В работе с педагогами были использованы следующие формы работы:

    1. Консультации
    2. Создание картотеки математических игр
    3. Участив в совещаниях, семинарах
    4. Проведение открытых занятий


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей« Математика с мамой»

    В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике: - счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти; - предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка; - узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг); - основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек; - сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче. Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Наглядность - важный принцип обучения ребенка.Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей. Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.Играем вмести с детьмиСчет в дороге Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т.Мячи и пуговицы Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.Угадай, сколько в какой руке В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.Счет на кухне Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.Сложи квадрат Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей и предложите ему составить из них фигуру. Разнообразить задания можно до бесконечности.Успехов вам и вашим детям!



    Предварительный просмотр:

    Конспект ООД по рисованию в средней группе

    Тема«Волшебные бабочки»

    Цель: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования.

    Задачи:

    • расширять представление детей о лете, как времени года,

    • знакомить детей с нетрадиционным способом рисования «пальчиками» и «ватными палочками»

    • развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику,

    • воспитывать умения радоваться работе сверстников

    Интеграция образовательных областей«Художественно - эстетическое развитие» (рисование«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Физическое развитие»«Социально – коммуникативное»

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная

    Материал: краски «Гуашь», силуэты бабочек, ватные палочки, презентация «Лето и бабочки», аудиозаписи «Песенка о лете» - из мультфильма "Дед Мороз и лето», спокойная музыка во время работы.

    Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

    Ход занятия:

    Организационный момент:

    Разминочная загадка

    Зеленеют луга,

    В небе радуга – дуга,

    Солнцем озеро согрето

    Всех зовёт купаться … (лето)

    Дети в свободной форме садятся на коврик.

    Воспитатель: - Правильно лето. А что вы знаете о лете?. После какого времени года наступает лето? Что происходит летом в природе? Сейчас на улице летают бабочки? Как вы думаете, мы должны охранять бабочек и почему(ответы детей)

    Основная часть:

    Показ презентации «Лето и бабочки»

    Создание игровой ситуации «Приход бабочки в гости»

    Воспитатель: А теперь закройте глазки и представьте лето. Солнышко ярко светит, на полянке бабочки летают. Ой, вы слышите, кто-то плачет? Посмотрите вокруг, кто это плачет?

    (силуэт нераскрашенной бабочки)

    Воспитатель: Что с тобой случилось?

    - Посмотрите на меня, скоро наступит лето, а у меня и моих подружек нет наряда. Наши крылышки некрасивые.

    -А мне кажется, мы сможем вам помочь. Не расстраивайтесь, давайте ребята поможем бабочкам. Мы раскрасим ваши крылышки. Но сначала давайте превратимся в бабочек и полетаем

    Двигательная активность “Бабочки”

    Ветер бабочек качает,

    Влево, вправо наклоняет.

    Раз нагнулись,

    Два нагнулись.

    Три немножко подтянулись

    Полетели, полетели

    И на стульчики присели.

    Дети садятся за столы

    Воспитатель: для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

    Пальчиковая гимнастика «Доброе утро»

    Доброе утро, здравствуй, Иван!

    Перекрещивают большие пальцы

    Доброе утро, здравствуй, Степан!

    Перекрещивают указательные пальцы

    Доброе утро, здравствуй, Сергей!

    Перекрещивают средние пальцы

    Доброе утро, здравствуй, Матвей!

    Перекрещивают безымянные пальцы

    Доброе утро, здравствуй, Никитушка!

    Перекрещивают мизинцы

    Упражнение «Массаж кончиков пальцев»

    Воспитатель: Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Давайте еще покатаем карандаш между ладонями. А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)

    Воспитатель: Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию.

    Воспитатель: Для того чтобы украсить бабочек, нам не понадобятся кисточки. Отгадайте, чем мы будем их украшать? Мы их украсим с помощью пальчиков: пальчик нужно будет окунуть в краску, которая больше вам понравится. Вот так (показ воспитателя). И так несколько раз. Можно украсить бабочек разным цветом. Для этого мы рисуем другим пальчиком и макаем уже в другую краску.

    Также мы можем украсить бабочку с помощью ватных палочек, для этого макаем в краску не пальчик, а палочку и рисуем полосочки или кружочки. (показ воспитателя)

    Продуктивная деятельность «Рисование бабочки»

    (Во время работы детей звучит спокойная музыка).

    Воспитатель: А теперь давайте возьмём салфеточку и вытрем наши пальчики (можно использовать влажные салфетки, чтобы хорошо удалить краску).

    Заключительная часть

    Воспитатель: Посмотрим на наших бабочек, какие они стали? (Красивые, разноцветные, весёлые). Вам понравилось так рисовать?

    Рефлексия. Выставка детских работ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Волшебные бабочки»

    Тема НОД «Волшебные бабочки»...

    Художественный труд - на тему "Волшебные бабочки"

    Непосредственно-образовательная деятельность, художественный труд - аппликация с использованием двухстороннего скотча и шерстяных нитей, для украшения крыльев у бабочек....

    Конспект занятия по рисованию совместно с родителями "Эти волшебные бабочки"

    конспект занятия по рисованию для проведения совместно с родителями с использованием нетрадиционной техники - рисование ладонями....

    Дидактическая игра "Волшебные бабочки"

    Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний цветов, совершенствование умений распределять предметы от большего к меньшему и обратно....

    Конспект НОД на тему "Волшебные бабочки"

    В конспекте описан ход НОД по рисованию, целью которой является развитие познавательных способностей детей через освоение рисования в художественной технике ­монотипия. ...