Занятие по развитию математических представлений у детей 6-7 лет с ОНР. Область «Познание». Лексическая тема «Одежда»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Гончар Лидия Фёдоровна

В конспекте занятия подробно описывается применение различных способов познания: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам, сравнение, экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию математических представлений у детей 6-7 лет с ОНР. Область «Познание». Лексическая тема «Одежда»

Образовательные задачи.

Формирование навыков количе ственного счета в пределах десяти.

Закрепление в речи количе ственных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?»

Ознакомление с составом числа («два», «три»). Соотнесе ние числа и цифры. Подготовка к формированию представлений об арифметиче ских действиях.

Совершенствование умения узнавать и разли чать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, пря моугольник).

Формирование навыка сравнения двух предметов по величине (ширине, длине) спосо бами наложения и приложения, умения пользоваться сравни тельными прилагательными (шире, уже, длиннее, короче).

Коррекционно-развивающие задачи.

 Развитие мыслительной и речевой деятельности, координации речи с движением, тон кой моторики, речевого слуха.

Воспитательные задачи.

 Воспитание активности, инициа тивности, самостоятельности, навыков сотрудничества.

Оборудование. 

Магнитная доска, коврограф, предметные картинки с изображениями одежды и обуви, разноцветные геометрические фигуры, плоскостные изображения кукольных платьев и пуговицы к ним, цветные карандаши, разноцветные сектора для составления круга, плоскостное изображение свитера, контейнер с геомет рическими фигурами, игровизоры по количеству детей.

Предварительная работа. 

Знакомство с цифрами от «1» до «9» и с числом «10» в игровой и совместной деятельности.

Ход занятия.

Организационный момент.

Упражнение «Мы мо дельеры».

 (Педагог приглашает детей к коврографу и помещает на него предметные картинки с изображениями одежды.)

- Сегодня мы продолжим разговор об одежде, и сейчас вы станете модельерами. Соберите изображения одежды из геометрических фигур. Старайтесь работать все вместе, дружно,  помогайте друг другу.

(Дети выкладывают изображения одежды)

- Какая одежда у вас получилась? Из каких фи гур вы ее собрали?

(Мы сделали шорты. Для этого нам потребовались два больших прямоугольника, один маленький и два малень ких треугольника.)

- Для чего вам потребовались маленькие тре угольники?

(Это карманы.)

- Какие по форме карманы у шортов?

(Карманы треугольные.)

- Опишите следующие модели одежды.

(Дети описывают платье из прямоугольника, треуголь ника и двух кругов, рубашку из боль шого прямоугольника, четырех маленьких прямоугольников и треугольника, юбку из маленького прямоугольника и пяти треуголь ников.

- Молодцы! Из вас получились отличные моде льеры.

(Педагог убирает пособия с коврографа и предлагает детям сесть на стульчики, стоящие перед ксерографом.)

 Игра «Портниха».

 (Педагог помещает на магнитную доску плоскостное изобра жение кукль)

Наша Маша-мастерица

Вяжет мишке рукавицы,

Зайке шьет штанишки,

Клоуну — манишку.

- А кукле Маша решила сшить новые платья. У нее есть три куска ткани: розовый, белый и голубой. Белую ткань Маша. будет использовать для отделки, а из розовой и голубой шить платья. Нужно, чтобы платья были разными по цвету. Если Маша будет шить два платья, то какого цвета они будут?

(Маша сошьет одно розовое и одно голубое платье.)

(Педагог помещает на магнитную доску плоскостные изоб ражения розового и голубого платьев.)

- Как получилось два платья? Одно розовое и одно голубое — всего два платья.

(Педагог убирает плоскостные изображения.)

-  Если Маша будет шить три платья, сколько будет розовых и сколько голубых?

(Одно голубое и два розовых платья или два голубых и одно розовое платье.)

(Педагог помещает на доску изображения одного голубого и двух розовых платьев (у них разная отделка) и во второй ряд двух голубых (у них разная отделка) и одного розового.)

- Какой вывод можно сделать? Из каких чисел можно составить число «три»?

(Число «три» можно составить из чисел «один» и «два» или «два» и «один».)

 (Педагог убирает все плоскостные изображения, кроме двух, с доски.)

3. Упражнение «Сравни платья

 (Педагог снимает с доски плоскостные изображения и при глашает детей к себе.)

- Сравним розовое и голубое платья по длине. Что для этого можно сделать?

(Можно приложить розовое платье к голубому или наложить голубое платье на розовое.)

(Двое детей выполняют указанные действия.)

(Розовое платье длинное, а голубое платье короткое. Розовое платье длиннее голубого. Голубое платье короче ро зового.)

- Отлично. Теперь сравните платья по ширине. Что вы для этого сделаете?

(Мы наложим розовое платье на голубое.)

- И какой вывод сделаете?

(Голубое платье широкое, а розовое — узкое. Розо вое платье уже голубого. Голубое платье шире розового.)

{Педагог вновь помещает на доску изображения платьев.)

4. Упражнение «Сосчитай пуговицы».

(Дети садятся на стульчики. Педагог привлекает их внимание к пуговицам, расположенным на платьях в ряд.)

-  Сосчитайте пуговицы на розовом платье. Сколько их всего?

(Дети пересчитывают пуговицы.)

(На розовом платье десять пуговиц.)

-  А сколько пуговиц на голубом платье?

(На голубом платье восемь пуговиц.)

- На платье какого цвета больше пуговиц?

(На розовом платье пуговиц больше, чем на го лубом.)

- На сколько пуговиц больше на розовом платье, чем на голубом?

(На розовом платье на две пуговицы больше, чем на голубом.)

- На сколько пуговиц меньше на голубом платье, чем на розовом?

(На голубом платье на две пуговицы меньше, чем на розовом.)

- Что нужно сделать, чтобы пуговиц на платьях стало поровну?

(Нужно добавить на голубое платье две пуговицы.)

(Педагог прикрепляет две пуговицы на изображение голубого платья.)

- Сколько теперь пуговиц на голубом платье?

(На голубом платье теперь тоже десять пуговиц.)

- Что можно сказать о количестве пуговиц на розовом и голубом платьях?

(Теперь на розовом и голубом платьях пуговиц по ровну, одинаковое количество.)

- По сколько пуговиц на розовом и голубом пла тьях?

(На розовом и голубом платьях по десять пуговиц.)

(Педагог убирает две пуговицы с голубого платья.)

- Как по-другому можно уравнять количество пуговиц на розовом и Голубом платьях?

(Нужно убрать две пуговицы с розового платья.)

(Педагог убирает две пуговицы с розового платья.)

- Сколько теперь пуговиц на розовом платье?

(Дети пересчитывают пуговицы на розовом платье.)

(На розовом платье теперь восемь пуговиц.)

- Что теперь можно сказать о количестве пуговиц на платьях?

(На голубом и розовом платьях пуговиц поровну, одинаковое количество, по восемь.)

 (Педагог убирает изображения с коврографа.)

5. Пальчиковая гимнастика «У Матрешииой сестрицы...»

 (Педагог предлагает детям встать около стульчиков и вы полнить знакомую пальчиковую гимнастику.)

У Матрешиной сестрицы     Ритмичные удары пальца ми правой руки, начиная с указательного,   по левой ладони.

По деревне небылицы:        Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке,              На каждое название животного загибают

В теплом полушубке,             пальцы на обеих руках, начиная с больших.

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже                  Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и

Корова в рогоже.                     удары кулачками.

- О скольких животных говорится в этой потеш ке? Сосчитайте.

(О шести животных.)

- А сколько названий одежды для животных вы услышали? Сосчитайте.

(Всего семь названий одежды.)

6. Игра «Подбери одежду».

{Педагог предлагает детям сесть на ковер и кладет на него четыре разноцветных сектора круга.)

- «Разноцветный круг» вам уже знаком. Для начала вы должны сложить крут так, чтобы правильно показать чередование времен года.

{Дети все вместе складывают круг и комментируют свои действия.)

(Белая часть круга — зима, светло-зеленая — весна, красная — лето, желтая — осень.)

- После какого времени года наступает весна?

(Весна наступает после зимы.)

- Перед каким временем года наступает лето?

(Лето наступает перед осенью.)

(Педагог кладет на ковер предметные картинки с изображе ниями одежды и обуви для разных сезонов.)

- Подберите одежду и обувь для каждого из вре мен года и расскажите об этом.

(Дети раскладывают картинки на сектора и комментируют свои действия.)

1-й ребенок. Шубку, меховую шапочку, рукавички и меховые сапожки мы положили на белую часть круга, потому что такую одежду и обувь носят зимой. А белая часть круга у нас обозначает зиму.

2-й ребенок. Шорты, футболку, бейсболу и сандалии мы положили на красную часть круга, потому что такую одежду и обувь носят летом. А красная часть круга у нас обозначает лето.

3-й ребенок. Плащ, берет, и резиновые сапожки мы по ложили на желтую часть круга, потому что такую одежду носят осенью. А желтая часть круга у нас обозначает осень.

4-й ребенок. Комбинезон, вязаную шапочку и ботинки мы положили на светло-зеленую часть круга, потому что такую одежду носят весной. А светло-зеленая часть крута у нас обозначает весну.

- Вы дали толковые объяснения и правильно вы полнили все задания. Я горжусь вами!

(Педагог убирает пособия)

7. Работа в игровизоре . Упражнение «Нарисуй пуговицы». Со отнесение числа и цифры. (Педагог приглашает детей за столы, на которых приготов лены игровизоры)

- В подложке игровизора нарисованы комбинезоны для мишек. На комбинезонах обозначено разное количество и форм пуговиц. Сколько пуговиц на каждом комбинезоне? Сосчитайте и нарисуйте.

(Дети выполняют задание. Педагог оказывает им необходи мую помощь.)

8.   Игра «Украсим свитер».

(Педагог помещает на магнитную доску плоскостное изоб ражение свитера, ставит на столик контейнер с геомет рическими фигурами и приглашает детей к доске.)

- Давайте украсим вот этот свитер орнаментом. Слушайте мои инструкции и точно выполняйте их. Украсьте среднюю полосу на груди тремя красными треугольниками.

(Один из детей выполняет задание.)

- Верх воротника украсьте орнаментом из жел тых кругов.

(Один из детей выполняет задание.)

- Таким же орнаментом украсьте низ рукавов и нижний край свитера.

(Один из детей выполняет задание.)

- Теперь в верхней полосе на груди слева вы ложите бантик из желтых треугольников.

(Один из детей выполняет задание.)

- Вот какой красивый свитер получился. Мо лодцы! Вы точно выполнили мои инструкции.

(В завершение можно предложить детям рассказать, какие части свитера украшены орнаментами. После того как дети выполнят и это задание, педагог убирает пособие.)

9.Организация окончания занятия.

 Оценка работы детей.

(Педагог    предлагает    детям    вспомнить,     что    нового они узнали на занятии, чему научились, в какие новые игры играли, а потом оценивает деятельность каждого ре бенка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу «Формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы общеразвивающей направленности образовательная область «Познание»

       Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познание» для детей средней группы составлена на основе...

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Занятие по развитию математических представлений у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе

Занятие по  развитию математических представлений у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе позволит педагогу (воспитателю, дефектологу) разнообразить или дополнить свой основной материал с...

Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание»

Формировать понятие и представления о вычитании; продолжать знакомить со знаком «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровне; решать задачи на вычитание....

Конспект занятия по развитию математических представлений для детей с ОНР в подготовительной группе

Занятие соответствует лексической теме "Поздняя весна. Перелётные птицы". Задачи занятия: совершенствовать умение составлять и решать задачи, пользоваться математическими знаками;  разв...