Занятие "Ориентировка в пространстве"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Антонова  Елена Михайловна

Занятие по математике, где дети путешествуют по сказке  "Гуси-лебеди" и выполняя задания на ориетировку в пространстве, освобождают Ванечку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по математике в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Задачи образовательных областей:

Познание:

  • Совершенствовать счетные навыки детей.
  •  Учить соотносить цифру с количеством предметов.
  • Развивать мыслительные операции в узнавание геометрических фигур, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: влево, вправо, прямо, над,  под,  между, впереди, сзади.
  • Умение ориентироваться на листе.

Физическая культура:

  • Формировать стойкую привычку к здоровому образу жизни.

Здоровье: 

  • Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.
  • Развивать навыки артикуляционного уклада.

Безопасность:

  • Приобщать к способам безопасного поведения при переходе речки;

Социализация:

  • Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать в парах, индивидуально, коллективно для достижения общей цели.
  • Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

  • Осваивать элементарные навыки речевого этикета;
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
  • Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.
  • Учить сопереживать чужому горю.

Труд:

  • Поощрять желание участвовать в  совместном труде

Музыка:

  • Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков)

Художественная литература:

  • Закрепить с детьми  знания  русских народных сказок, умение узнавать персонажа из сказки «Гуси-лебеди».

Художественное творчество:

  • Обогащать творческий потенциал ребенка

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гуси-лебеди»,  показ иллюстраций, беседа по сказке.

 Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

«Дорога добра», «Журчанье речки», запись голоса «Яблоньки», «Печки», «Речки», «Ёжика», «Бабы Яги», «Скрипа избушки»  .                    

Материал: Демонстрационный:

Клубок с ниткой шерстяной; письмо с картой;  макет «яблонька», «печка», ухват, кувшины, скатерть, большой поднос, 3 разноцветных тарелочки, изделия из  теста, треугольной, квадратной, круглой формы; ткань для речки, пластины-доски  разной величины; коврик для ёжика, мольберты маленькие  по кол-ву детей, наборы геометрических фигур на каждого ребёнка,  домик Бабы -Яги, театрализованная кукла «Баба Яга», «Ванечка», «Ёжик», имитация забора, дощечки с «гвоздями», 4 стола, мольберт, набор карточек для игры «Оживи картину»: яблоня, травка, яблоки, ёжик, белочка, солнышко, облако, птичка, корзина, домик; экран, ноутбук,  колонки.

Раздаточный:  угощение от Ванечки, набор геометрических фигур, дощечки с  гвоздями, маленькие мольберты.

                                            Ход игровой ситуации

Дети заходят, здороваются с гостями.

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно математику начинать!

 (катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что  он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В:  Смотрите, рядом  письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси – лебеди к  Бабе- Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не видать мне больше свободы».

- Дети, герой какой сказки  попал в беду, просит нас помочь ему?  Мы поможем Ванюше? Д.: Да!

В. Давайте расскажем клубочку о нас,  о тех, кто же собирается выручать Ваню. Пусть каждый из вас назовёт   своего  друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

 Игровое упр. «Связующая нить»

В.Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа «Капелька», мы все любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед  к  Ване и скажи ему, что мы обязательно его выручим. Правда, ведь, ребята?(бросаю клубочек вперед)

В.: Тогда нам нужно отправляться в путь, но как мы пойдем, не зная дороги? Ой, смотрите, в конверте письма лежит карта, на ней нарисованы широкие реки, ёжик , печка, яблоня. Так ведь нам туда и нужно! Только видите, многие места на карте невидны, размыты – придется нам вспомнить , кто должен нам встретится на пути и расставить цифры.

 Игра «Вставь цифру по порядку»  Музыка «Дорога добра»

В.: На карте видно, что мы должны идти прямо 7 шагов. Куда идем?

Смотрите, у нас на пути стоит печка.

        Дети:Печка, печка, скажи, куда полетели гуси-лебеди, где живет Баба Яга

Запись голоса печки

Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу.

 Пирожки  треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа, а пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите по середине  стола.  

Игра «Разложи правильно пирожки» 

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество  соответствует цифре  (дети поясняют) и скажите каких пирожков больше всего?

В. Ребята, смотрите, печка передала нам знак.

   Что здесь написано (ребенок читает)– Печка передала знак  надо повернуть направо и сделать  5 шагов прямо вперёд.

В. Смотрите, на пути у нас  и правда стоит яблонька

Дети:Яблонька, яблоня скажи, куда гуси лебеди полетели?

Голос яблоньки.   Отдохните рядом со мною на полянке, да оживите мне картину тогда скажу, даже  знак вам подарю.

 Игра «Оживи картину» - дети превращаются в «художников» берут картинки и по указанию воспитателя рисуют картину: травка выросла по середине внизу, домик нарисуйте в левом верхнем углу и т.д.

 Подсказка 3 шага прямо.

В. Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

По карте мы должны дальше выйти к речке

В.: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Д.: Нет. Река широкая.

В.: Правильно, очень широкая река.

-Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

В.:  Но подождите, здесь лежат какие-то доски, мы можем сделать мостик.

А какие по длине доски?

Д.: Одна длинная, другая короткая. Дети опытным выбирают нужную доску, накладывают одну на другую.

В.: Какую доску надо перекинуть через реку, чтобы перейти по ней, как по мостику? Какой она длины?

Д.:. Нам нужно перекинуть длинную доску через реку.

 В.: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Пойдем дальше. Дальше нам придется столкнуться со многими трудностями, ведь Баба- Яга завела нас на трудную дорогу.  

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

В. Егор, посмотри на карту и скажи, кто  нас ждет впереди? Ёжик

 Дети: Ёжик , скажи куда гуси-лебеди полетели? Куда Ванечку унести посмели?

Ёжик:  Я с радостью вам скажу. Но и вы мне помогите: украсьте мою полянку «красивыми ковриками».

  Игра «Запомни  повтори» - дети смотрят на образец и повторяют рисунок на ковре, обращая внимание на расположение геометрических фигур.

    Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

  Дети за столами украшают коврик.

В: Назовите, где расположена на коврике геометрическая фигура у которой все стороны равны и назовите её? (квадрат в правом нижнем углу) и т.д.

Ёжик, оставил нам подсказку:  Ищите знак в группе

Налево пойдете – домой попадете

Прямо пойдете – к гостям попадете

Направо пойдете – к Бабе Яге попадете. Куда пойдем?  А давайте подразним Бабу Ягу.

Физкультминутка:

Бабка Ёжка костяная ножка,

Нос крючком волоса торчком,

С печки упала правую ножку сломала,

Пошла баба в правый край раздавила там сарай,

Пошла баба в левый край наших деток не пугай!

В. А вот и избушка на курьих ножках.

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.

Баба Яга: - Кто это там меня беспокоит?

В. Ребята скажите, откуда мы пришли?

Дети: Это мы, дети старшей группы «Капелька».

   Наш девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. Отпусти нашего Ваню.

Баба Яга: -Фу – фу – фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?

Мы пришли за Ваней. Отпусти его, Баба Яга.

-Ой, какие шустрые, он мне самой нужен: забор у меня сломался.

-Мы тебе поможем.

Баба Яга: Ну ладно так уж и быть. На верхней рейке гвозди есть, а на нижней нет. Отремонтируйте  мне забор справа на лево от меньшего количества гвоздей на рейке к большему.

Дети выкладывают цифры на нижней рейке(6, 5,4,3,2)

-Отгадайте, каких птиц я больше люблю: гусей или лебедей.

        

Игра «Назови соседей числа слева, справа»

Баба Яга (недовольно): Ваня, Ваня! Я хотела его съесть, да больно уж он  сказки веселые рассказывает, говорит и друзья у него хорошие. Ладно, так и быть, отпущу!  Иди, Ваня к своим друзьям,   (отдает куклу),  а я  пойду в другой детский сад, может,  найду там не послушных детей и заберу к себе. Берегитесь, неслухи!

В. Нам пора возвращаться в обратный путь. Вы не забыли дорогу. Куда надо повернуть ? налево.

Звучит музыка «Дорога добра» дети идут с Ванечкой домой.

В: Что вам больше всего запомнилось на пути. Как называется сказка, в которой мы с вами побывали? Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, умеете считать, ориетироваться  в пространстве, помогаете друг другу.Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.

А, теперь каждый из вас похвалите себя, скажите я – молодец (дети передают друг другу Ванечку). Ванечка угощает детей  печеньем. Спасибо вам большое за занятие, вы все сегодня постарались и спасли Ванечку от Бабы Яги.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....

«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление

Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....

Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и  расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...