методическая разработка занятия в средней группе по математике "В стране геометрических фигур"
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

 

Интегрированная непосредственно   образовательная деятельность  с доминирующей образовательной  областью познание  с детьми среднего дошкольного возраста  «В стране геометрических фигур».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_sred_gruppa_geometr_figury.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»

Интегрированная непосредственно

образовательная деятельность

  с доминирующей образовательной

областью познание

с детьми среднего дошкольного возраста

 «В стране геометрических фигур»

Подготовила: Шаргаровская В.В.

Доминирующая образовательная область – познавательное развитие, которая интегрируется с такими образовательными областями: как социально- коммуникативная, речевое развитие, физическое развитие.

Программное  содержание: закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

образовательные задачи: Уточнить знания детей о геометрических фигурах.

Закрепить знание цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

Совершенствовать  навыки счёта до четырёх.

Развивающие задачи: развивать ориентировку на плоскости,  развивать логическое мышление, память, умение выражать свои мысли, впечатления.

Воспитательные задачи: воспитывать желание узнавать новое,  культуру общения, чувство удовлетворения от хорошо выполненного задания.

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с грустной и веселой миной, геометрические фигуры  разного цвета и величины , карточки с геометрическими фигурами, карточки с двумя полосками, счетные палочки и нити на каждого ребенка .

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.

Ход занятия

Организационный момент: Стук в дверь. Воспитатель получает письмо, очень удивляется, от кого же оно могло прийти?

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром я получила  конверт с письмом. Давайте прочтем вместе. Это приглашение в страну геометрических фигур.

Им не с кем играть, поэтому они очень грустные. Давайте мы им поможем и они станут веселые и счастливые. Вы хотите  отправиться  в путешествие по  стране геометрических фигур?

Занятия – путешествия  обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, преодоление трудностей. Совершают реальные путешествия мысли, воображения, решают логические задачи, заставляют думать, догадываться, сравнивать. Развивают творческую личность ребенка.

Дети: Да.

Воспитатель:  Для  того  чтобы  туда  попасть,  надо  отгадать  загадки.        

                         С  детства  я знакомый  твой,  

                          Каждый  угол  здесь  прямой.

                          Все  четыре  стороны  одинаковой  длины.

                          Вам  представиться я  рад.

                          А  зовут  меня     (Квадрат)

                         

                          Нет  углов  у  меня

                          И  похож  на  блюдце  я,

                          На  тарелку  и  на  крышку,

                          На  крыльцо,  на  колесо.  ( Круг)

                         

                          Моя  загадка  коротка:

                          Три  стороны  и  три  угла.

                           Кто  я?  (Треугольник) 

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
                                (
Прямоугольник)

 А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
(Фигуры)

                 

Воспитатель:   Как одним словом назовем квадрат, круг, треугольник, прямоугольник?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель:   Молодцы!   Все  загадки отгадали. Ваши  отгадки  -  ключ  к  волшебной стране.  Покружись, покружись и в страну геометрических фигур окажись.(дети кружатся)

Воспитатель:  Мы  с вами попали в страну геометрических фигур.

  Нас встречают жители страны геометрических фигур. Какие фигуры вы видите? (На мольберте выставлены  «грустные» геометрические фигуры,  окрашенные в разные цвета.  Такие  фигуры сравнивать легче, чем фигуры одного цвета.)

Дети: треугольник,  квадрат,  круг,   прямоугольник.

Воспитатель:  поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуй Треугольник,  здравствуй Квадрат,  здравствуй Круг,  

здравствуй Прямоугольник.

Воспитатель:  Ребята,  в  стране  геометрических  фигур  все  фигуры  перепутались  их  надо  разложить    в домики.  

Д/ игра «Найди свое место»

Детям   раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. На стульях, поставленные в ряд или в круг, кладут карточки с изображением этих геометрических фигур. Все расходятся по группе, бегая под бубен. Под условленным сигналом воспитателя дети находят свое место. Таким образом, изображение фигуры служит средством  для достижения цели.

Воспитатель:   Почему ты выбрал этот домик?

Ребенок:   Потому что у меня геометрическая фигура  треугольник, красного цвета а в этот  домик живет такая же фигура, такого - же цвета,  у которой три стороны , три угла.

Воспитатель: Молодцы  ребята. Вы все справились .  Треугольник  приглашает вас поиграть.

(На столах карточки с двумя полосками)

Положите 3 треугольника на верхнюю полоску.

Воспитатель:  Данияр , сколько треугольников ты положил на  верхнюю полоску?

Ребенок: Я  положил 3 треугольника.

Воспитатель:    На нижнюю полоску положите на 1 треугольник  больше, чем на верхнюю.

(дети выполняют).

Воспитатель:    Сколько  треугольников на нижней полоске?

Дети:  На нижней полоске 4 треугольника.

Воспитатель:     На сколько треугольников на нижней полоске больше, чем на верхней ?

Дети: На нижней полоске на 1 треугольник больше, чем на верхней.

Воспитатель:    Что надо сделать, чтобы треугольников на нижней и на верхней полосе было поровну?

 Дети: Нужно на верхнюю полоску поставить ещё 1 треугольник.

(воспитатель выполняет)

Воспитатель:    Сколько треугольников стало на верхней полоске?

Дети:  На верхней полоске стало 4 треугольника.

Воспитатель:   Сколько треугольников на верхней и нижней полоске?

Дети: Поровну.

Воспитатель убирает 1 треугольник с верхней полоски.

Дети: А ещё что можно  сделать, чтобы треугольников было поровну?  

Дети:  Можно убрать с нижней полоски 1 треугольник.

Воспитатель:    Сколько треугольников на верхней и  нижней полосе?

Дети:  Поровну. На нижней и  верхней полосе по 3 треугольника.

Воспитатель:    Молодцы.

Ребята, Круг приглашает вас погулять. Дети, выходите, пожалуйста.

Минутка  для отдыха

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В  поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре

Полетели, закружились.

Повторяется два раза.

           

Воспитатель:     Молодцы. Вы большие умницы.

Ребята, Прямоугольник  предлагает  вам интересную игру.

На свете все на все похоже:

Змея на ремешок из кожи;

Луна на круглый глаз огромный,

Журавль на тощий кран подъемный;

Кот полосатый на пижаму;

Ты на меня , а я на маму.

Все предметы которые нас окружают на что-то похожи. Давайте найдем предметы похожие на геометрические фигуры.

  Игра «Найди предмет по форме»

Для игры нужны геометрические фигуры  (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник), предметы и игрушки различной формы. Каждый ребенок получает одну из фигур.

Воспитатель:    Разойдитесь по группе и найдите предмет или игрушку похожей формы.

Воспитатель:    Кто нашел игрушку такой формы? Как она называется?

 Дети: У меня тарелка, она круглой формы, похожа на круг.

Дети  показывают свои предметы и рассказывают,  на какую геометрическую фигуру они похожи.

Воспитатель:    Садитесь за стол. Перед вами волшебные палочки. Давайте покажем нашим фигурам какие вы ловкие и умелые. Задание такое: составить из палочек фигуры: круг, треугольник,  прямоугольник и четырёхугольники.

(два квадрата: большой и маленький, разделить квадрат на два треугольника, составить из двух прямоугольников квадрат)

Д/игра «Волшебные палочки». На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям (например, осязательно-двигательного обследования и др.). В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска.

Воспитатель:    Ребята, прямоугольник предлагает из трех палочек составить круг. Кто может делать?

Дети: Из палочек нельзя сложить круг.

Воспитатель:    Почему? Что интересного мы должны помнить о круге?

Дети: У круга нет углов.

Воспитатель:    Верно. Молодцы. А теперь возьмите нитки и попробуйте сложить круг. Получается?

Дети: Да.

Воспитатель:    Жителям страны геометрических фигур очень понравилось ,как вы с ними играли. Посмотрите на них, они вам улыбаются. Они больше не грустят.

Молодцы. Но нам пора прощаться с треугольником, квадратом, прямоугольником и кругом.

Дети: До свидания.

Воспитатель:            1,2,3 покружись и в нашей группе окажись. Ребята, Вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы оказались с вами? Какие фигуры нас встретили? Какая фигура имеет три угла?  Как называется фигура без углов?  У какой фигуры все стороны одинаковы?

Воспитатель спрашивает каждого ребенка, что именно ему понравилось. 

Воспитатель:    Вы молодцы и большие умницы. И мы с вами еще не раз будем путешествовать и узнавать много интересного.

            Педагог постоянно поддерживает   у детей интерес к занятиям по математике. Хорошее побудительное   воздействие оказывает на детей поощрение, поддержка словом, положительная оценка, что позволяет малышам почувствовать удовлетворение от своих достижений. У них развивается вкус к приобретенным знаниям.  

Методическая разработка создана в контексте реализации педагогической инициативы по теме: «Занимательная математика». Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой