Игры и игровые упражнения как средство формирования ЭМП у детей старшего дошкольного возраста.
презентация к занятию по математике (подготовительная группа) на тему

Глушко Валентина Викторовна

Цель данной работы показать методику введения новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное открытие этих знаний детьми; развития у детей вариативного и образного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения дошкольников через развивающие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentantsiya.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель данной работы показать методику введения новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное открытие этих знаний детьми; развития у детей вариативного и образного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения дошкольников через развивающие игры.

Слайд 2

Автор работы: Глушко Валентина Викторовна. Тема: Игры и игровые упражнения как средство формирования ЭМП у детей старшего дошкольного возраста. ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 3

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно-выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они раньше начинали учиться в школе. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение конструировать, оперировать предметами, знаками и символами. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Особенной популярностью у педагогов и родителей пользуются палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша.

Слайд 4

Игровые палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел: - класс белых чисел образует число один, он представлен белыми палочками ; класс красных чисел – числа, кратные двум (2,4,8 ), это палочки розового ( 2 ), красного ( 4), бардового ( 8 ) цветов ; класс синих чисел – числа, кратные трем ( 3, 6, 9). Это палочки голубого (3), фиолетового (6), синего ( 9 ) цветов; -класс желтых чисел – числа, кратные пяти (5,10 ), он представлен палочками желтого (5) и оранжевого ( 10 ) цвета; -класс черных чисел образует число семь, это палочки черного цвета.

Слайд 5

Квадрат. Цель: закрепить представления детей о квадрате, научить моделировать его из цветных палочек. - закрыть окошечки; сделать квадрат из палочек одного цвета. Цель: закрепить представления детей о прямоугольнике, научить моделировать его из цветных палочек. - выложить прямоугольник по контуру; - закрыть окошечки; - сделать прямоугольник из палочек одного цвета. Прямоугольник.

Слайд 6

Цвет. Длина. Число. Цель: учить устанавливать соответствие между цветом, длинной и числом. предложить детям выложить домики в порядке увеличения их размера и подобрать каждому домику крышу – палочку соответствующего размера. Когда дети хорошо усвоят подбор палочек по размеру домиков, игру можно усложнить, предложив выложить цифры от одного до десяти, в окошечки домиков по порядку.

Слайд 7

Высокий, низкий, широкий. Цель: развивать представления детей о высоте. обратить внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы. Обсудить с детьми какой забор высоки, а какой низкий, подвести детей к самостоятельному выводу: чем больше число на крыше домика, тем выше забор. Цель: развивать представления детей о ширине. Обратить внимание детей на то, что перед ними два разных человечка – один мальчик и одна девочка – и предложить детям построить для них лесенки. Подвести детей к выводу о том, что девочке понадобится узкая лесенка, а мальчику – широкая.

Слайд 8

Развитие у детей количественных представлений. Цель: на практике познакомить детей с понятиями «больше, меньше». Организация деятельности: сообщить детям о том, что числа умеют разговаривать, но они разговаривают не словами, а знаками. Затем предложить детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубую. Подвести детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнить эти числа надо приложить палочки друг к другу или наложить их друг на друга. 1. Игровое упражнение «Как разговаривают числа». Познакомить детей со знаками « > , < », показать, как выполняется запись «3 < 4» или «4 >3 ». Спросить детей, на сколько 4 больше трех и на сколько 3 меньше 4. Для этого воспользоваться белой палочкой – единичкой. В следующем задании задача усложняется: детям предлагается выложить три палочки разного цвета и подвести к следующему выводу, что: «Если 5 меньше 6, а 6 больше 5, то 5 меньше 7. Предложить эти неравенства выложить с помощью знаков и символов.

Слайд 9

2. Игровое упражнение «Числовые домики». Цель: учить детей составлять число из единиц. Организация деятельности: в городе чисел есть дома с двумя, тремя, четырьмя, пятью, шестью этажами. Жильцами этих домов были единицы. На каждом этаже- по единичке. А стены домов соответственно: 2- розового, 3- голубого, 4 – красного, 5- желтого, 6 – фиолетового цветов. Дети расселяют единицы в домики и выстраивают из домиков улицу. При этом дети должны рассуждать так: какое число написано на доме, столько этажей в доме; сколько этажей, столько жильцов единиц. 3. Игровое упражнение «Как еще растут дома». Цель: учить детей составлять число из двух меньших чисел. Организация деятельности: в городе чисел появились новые дома. В этих домах живут цифры 5, 6, 7. Каждый этаж этих домов состоит из разноцветных палочек. Из каких чисел состоит каждый этаж дома ? Детям предлагается выбрать подходящие карточки с числами и заселить каждый этаж пустого домика с цифрой 5 на крыше двумя палочками-числами, в сумме равными 5-ти. Какие это должны быть цифры? Затем заселяются и остальные домики.

Слайд 10

Математические действия с палочками Кюизенера . Данные игры и упражнения помогут детям закрепить названия цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число и, наоборот; научат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации. 1. Игровое упражнение «Палочки можно складывать». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо», развивать количественные представления детей. Организация деятельности: Предложить детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку желтую палочку, а в правую- красную Предложить дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую- желтую .Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Записать с помощью цифр и знаков: 5-3=2 2. Игровое упражнение «Палочки можно вычитать». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные представления детей, учить находить разность чисел. Какие палочки-числа в руках у мальчика? Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме красной и желтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4 + 5= 9.

Слайд 11

Логические блоки Дьенеша . Дидактический набор “ Логические блоки” состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки ( 5 *5 см), на которых условно обозначены свойства блоков ( цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек с символами свойств. И 11 карточек с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно – логическому мышлению. .

Слайд 12

Выделение и абстрагирование свойств. Игры и упражнения этой группы помогут развить у малышей умения выделять в предметах от одного до четырех различных свойств ( цвет, форму, размер, толщину). С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками – символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий. 1. Игровое упражнение «Найди свой домик». Цель: учить детей группировать по размеру , группировать по толщине. Организация деятельности: Предложить детям рассмотреть кодовые карточки с условными обозначениями размера (большой – маленький), которые лежат на крышах домов (домик одноэтажный, домик многоэтажный, фигурка худая, фигурка толстая ), Дети берут блоки и “расселяют” их в домики. Кто живет в первом ( во втором ) домике? Чем похожи и чем отличаются “ жители “ этих домиков? Условия игры сохраняются, заменяются лишь кодовые карточки: сейчас они символизируют толщину.

Слайд 13

Цель: учить детей группировать по цвету Организация деятельности: рассмотреть с детьми три домика, в которые нужно “расселить” все блоки и кодовые карточки с условными обозначениями цвета, лежащими на крышах домиков. Дети берут блоки и “расселяют” их в домики. Группирование с использованием символа отрицания лучше начинать с альтернативных свойств: большой – маленький, толстый – тонкий. В этом случае детям проще понять смысл отрицания и определить искомую группу, так как выбор однозначен: если не большие, то , маленькие; если не толстые, то, значит, тонкие. Цель: учить детей группировать по одному признаку с отрицанием.

Слайд 14

2. Игровое упражнение «Карусель». Цель: упражнение в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету, величине и форме. Организация деятельности: предложить детям покататься на карусели. Но для этого надо приобрести билеты ( знаки – символы). Дети покупают билеты и занимают места на карусели. 3. Игровое упражнение «Клумба». Цель: развитие умений выделять и абстрагировать свойства, «читать схему». Надо посадить на клумбу цветы. На клумбе должно быть 5 рядов. В каждом ряду три лунки. Цифра на карточке указывает порядковый номер ряда (счет начинать сверху клумбы). Закрашенный кружок показывает нам место цветка в ряду. Если ребенок ошибается, то карусель не заводится. Дети совместно исправляют ошибку. Если дети захотят еще поиграть, билетики покупают заново (знаки – символы с отрицанием свойств).

Слайд 15

4. Игровое упражнение «Автотрасса». Цель: развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий Организация деятельности: возможны несколько вариантов: Перед детьми таблица, на полу блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе фигур. Правила построения дорожек записаны в таблице. В ней стрелки показывают, какой за каким по цвету и форме блок должен идти. Дети решают, с какого блока начнут дорожку, и строят ее. Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на три свойства блоков: цвет, форма, толщина, или цвет, форма, размер.

Слайд 16

Классификация и обобщение. Игры и упражнения этой группы помогут развитию у детей умений классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам. 1. Игровое упражнение «Таблицы». Организация деятельности: у детей на столах таблицы (у всех одинаковые, играть можно парами).В таблице есть строчки, а есть столбцы. Показать, как располагаются в таблице строки (слева, направо), а как столбцы (сверху, вниз). Предложить детям сосчитать, сколько в таблице строк, а сколько столбцов (четыре строки, пять столбцов). На первой верхней строке таблиц положить карточки со знаками – символами обозначающими форму блоков. На первом столбце слева положить карточки со знаками - символами цвета. - Какое общее свойство у предметов во второй строке, в третьей строке, в четвертой строке? - По какому признаку выложены блоки в строках? ( По цвету). - По какому определенному признаку разложены блоки в столбцы - Какой блок лежит во второй строке и третьем столбце

Слайд 17

В левом верхнем углу выкладывается знак – символ размера( большой или маленький). Таблица заполняется большими (маленькими) блоками. К знакам-символам цвета и формы в таблице добавляется знак- символ толщины ( толстый или тонкий), который выкладывается в левом, верхнем углу. Таблица заполняется толстыми ( тонкими) блоками. На первой c верху строке таблиц положить карточки со знаками – символами отрицания обозначающими форму блоков. На первом столбце слева положить карточки со знаками - символами отрицания цвета, в левом верхнем углу положить знак – символ отрицания размера.

Слайд 18

Логические действия и операции. Эти игры и упражнения помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместным свойствам, развить умение производить логические операции “не”, “или”, умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Игровое упражнение «Мозаика цифр». Цель: развивать способности декодировать ( расшифровывать) информацию, изображенную на карточке; умение выбирать блоки по заданным свойствам. Организация деятельности : ребенок решает пример на своей карточке, “расшифровывает” ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Карточки с изображением символов и примеров Карточки с изображением предметов Например:

Слайд 19

Список используемой и рекомендуемой литературы: 1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера .. – М., 2006. 2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л., Логика и математика для дошкольников. – Спб ., 2000. 3. Смоленцева А. А., Пустовой О.В. Математика до школы. – Спб ., 2002. 4. Фидлер М., Математика уже в детском саду. – М., 1981. 5. Альбомы: «На Златом крыльце сидели», «Посудная лавка», «Давайте вместе поиграем», «Спасатели приходят на помощь» 6. Использованы стихи А. Барто , Б. Заходера , С. Маршака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...

Статья "Игры и игровые упражнения, как средство преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста"

Разные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформи...

Игровая деятельность как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.Иг...

Статья «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем б...

Рекомендации родителям "Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".

В этой статье рассказывается о том, как важно развивать мелкую моторику рук у дошкольников. Даются примеры игр, заданий и игровых упражнений по данной теме....