Путешествие в сказочное королевство
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Горбунова Светлана Валентиновна

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих и дидактических игр, направленных на интеллектуальное развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_doshkolnoe.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

                   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16

            МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

       

                  КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО

       ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

      МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

                   В СТАРШЕЙ ГРУППЕ        

                        « ПУТЕШЕСТВИЕ

             В СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО»

                                        

                                                          ГОРБУНОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА

                                                             ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

                                                           БЕКЕТОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

                                                              ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

                                 2009-2010г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО»

 

      ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

  • Развитие  логического мышления, внимания, памяти
  • Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов
  • Развитие умений классифицировать и обобщать фигуры по трём свойствам (цвет, форма, величина)
  • Закреплять представления детей о геометрических фигурах и телах
  • Закреплять названия геометрических фигур, описывать их свойства, производить логические операции
  • Развитие умений конструировать предметы с опорой на модель
  • Развитие умений трансформировать геометрические фигуры
  • Развить речь, память, внимание, мыслительные операции, самостоятельность и инициативу.
  • Формировать навыки выкладывания изображений из геометрических фигур (игра – Танграм).
  • Закреплять навыки счёта, знать цифры в пределах 10.
  • Воспитывать усидчивость, внимание, умение оказывать помощь товарищу.

     МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

  • Геометрические тела ( призма, цилиндр )
  • Карточки с обозначением свойств
  • Фигура кодового замка
  • Логическое дерево со знаками-символами
  • Игра «Квадрат Воскобовича» двухцветный
  • Карточка с изображением «Короля цифр»
  • Клубочек
  • Карточки с геометрическими фигурами
  • Игра - Танграм

Раздаточный

  • Набор плоскостных логических фигур блоки Дьенеша

        ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Расширять представления детей о сказках
  • Знакомство с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр, конус, призма
  • Учить выделять в предметах различные свойства: цвет, форму, размер, толщину
  • Учить сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трём свойствам
  • закреплять названия геометрических фигур
  • использование на занятиях игр и упражнений с блоками Дьенеша; игр Воскобовича «Двухцветный квадрат»
  • Закреплять навыки счёта
  • Владение логическими задачами
  • Использование на занятиях игры - Танграм

   

          Организация детей

  • Занятие проходит в групповой комнате с подгруппой детей 8 человек, с использованием игрового момента «Приглашаем наших гостей в сказочное королевство»
  • Дети путешествуют по городам и выполняют разные задания
  • В ходе занятия и физкультминутки дети располагаются возле фланелеграфа, за столами и в свободном пространстве группы.

         Методы и приёмы, использованные на занятиях

  • Игровой момент – сказочная ситуация
  • Словесная инструкция воспитателя
  • Дидактические, развивающие игры и пособия
  • Указания-подсказки, поощрения, похвала, оценка

    Действия воспитателя

 Действия детей

В. Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости, давайте мы пригласим их в наше сказочное путешествие. Я знаю, что вы любите сказки. А как они обычно начинаются…

В. Совершенно верно. Сказка, в которую отправляемся мы, начинается словами: «Жили-были король и королева….»

Посмотрите на них и угадайте, как же их звали?

В. Молодцы. Слушайте дальше. Королевство это состоит из нескольких городов, каждый из которых имеет своё название. Жителям в них было весело и интересно жить. Они любили играть в разные игры. Вот однажды король и королева пригласили всех на бал, но забыли пригласить волшебницу. Она рассердилась и навела беспорядок в городах. Жители не могут вернуться домой.

Вы хотели бы помочь?

В. Для этого надо разгадать тайну каждого города. Но вот беда, чтобы попасть в города, надо открыть волшебный замок, который повесила волшебница перед королевством.                                                        

Давайте подумаем, как его открыть?

В. Посмотрите внимательно на замок. Что здесь нарисовано?

В. Правильно. А одним словом?

В. Давайте подумаем, наверно нужно нажать на какую-то фигуру, чтобы открылся замок?

В. А на какую? Какая фигура лишняя, не такая как другие?

В. Какая это фигура?

В. Нажимай, Ира, скорее.

В. Вот замок и открылся. Молодцы.

В. Пойдёмте с вами в первый город, который называется «Город геометрических фигур».

Что вы здесь видите?

В. В этом городе волшебница заколдовала домики жителей. Превратила их в геометрические фигуры. Посмотрите – показываю ( на подносе геометрические фигуры разной формы, величины, цвета). Их мы должны разместить в городе. Но сделать это не просто. У каждого домика есть своё место. Но у нас есть знаки-символы. Они нам подскажут куда направиться дальше.

Посмотрите, это главная дорога в этом городе – показываю. Справа и слева – районы.

Как вы думаете, справа, район каких фигур

( показываю знак-символ указкой).

В. Слева.

В.Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе здесь есть улицы. У улиц есть названия.

-Это какая улица цветом?

В. Давайте теперь перейдём в район больших фигур.

- Саша, покажи, где жёлтая улица, красная, синяя.

В. – Как ты узнал?

В. Молодец. На каждой улице есть домики. Но мы знаем, что волшебница их заколдовала, превратила в геометрические фигуры.

- Возьмите заколдованные домики и разместите на свои места.

В. –Замечательно. Вот мы и вернули домики жителям.

В. – Пойдёмте путешествовать дальше. Вот и второй город « Тайн и превращений».

( садимся за столы). В этом городе жители играли в любимую игру «Волшебный квадрат». Волшебница заколдовала квадраты. Но она оставила для нас задание: «Если вы сделаете из этих квадратиков  домик, конфету, лодочку, то мои чары развеются.»

- Помогите расколдовать квадраты. Поиграйте в них и чары злой волшебницы развеются.

- Берите квадратики, положите их перед собой. Давайте сделаем домик. Крыша будет зелёная, а сам домик красный.

В. – Как вы его сделали?

В.- Какие геометрические фигуры получились?

В. Разогните уголочки. Теперь пусть ваши ручки сделают «конфету».

В. – Как получилась конфета, расскажите?

В. –Сколько треугольников,

    - какого цвета?

В. – Сколько квадратов,

     -какого цвета?

В. Молодцы, давайте сделаем ещё «лодочку».

 -Как получилась лодочка?

В.Вы справились с заданием волшебницы. Теперь жители города могут играть в любимую игру.

А мы немного отдохнём.

Физкультминутка: «Шёл король по лесу»                                                

                         

В. НО вот волшебница стала добрей и мы продолжаем с вами путешествие по сказочному королевству. Посмотрите: на горизонте мы видим город цифр.

Кто это машет нам?

В. Правильно. Это король цифр. Давайте рассмотрим из каких цифр состоит король. Саша подойди к доске покажи нам из каких цифр состоит король?

В. Молодец Саша. Король цифр дарит вам клубочек, который выведет нас к другому городу, но для этого нужно поиграть в игру, которая называется «Запрет на число 5». Я задаю вам вопросы, а вы внимательно слушаете. Если ответом будет 5, то вы отвечаете на вопрос «Не скажу», если другой ответ, то вы отвечаете на вопрос как надо.

                               5+0=

                               3+1=4

                               3+2=

                               2+2=4

                               3-1=2

                               4+1=

                               2-1=1

Сколько пальцев на руке?

Какая цифра стоит после 4?

Сколько ножек у стола?

Какая самая хорошая оценка?

В. Молодцы. Но вот задание выполнили и клубочек привёл нас к другому городу, который называется «Логика». Смотрите, какой-то конверт. Давайте прочитаем от кого. Конверт от волшебницы. Слушайте, что в нём написано:- «Если вы сделаете задания, то я разрешу вам войти в город «Логики»».

В. Сделаем задания.

Задания лежат в конверте.

Первое задание называется « Третий лишний» (детям раздаются карточки с геометрическими фигурами)

В. Ребята, что нарисовано у вас на карточке?

В. Ира, какие геометрические фигуры на твоей карточке?

Сколько здесь геометрических фигур?

В. Ира, какая здесь геометрическая фигура лишняя? Почему?

В. Катя, посмотри какие геометрические фигуры на твоей карточке?

Сколько геометрических фигур на твоей карточке?

Посмотри внимательно, какая геометрическая фигура здесь лишняя? Почему?

В. Молодцы. Справились с заданием.

В. Второе задание называется «Логические задачи». А теперь хорошо подумайте перед тем, как дать ответ.

1. На берёзе растут три груши. Две груши упали. Сколько груш осталось?

2. Чем заканчивается день и ночь?

3. От чего плывёт утка?

В. Но вот задание выполнено, и мы отправляемся дальше. Следующий город называется город «Загадок».

Жители этого города просят помочь, а кому, мы узнаем , когда отгадаем загадки.

       (садимся за столы)

В. Слушайте внимательно загадку.

         Хитрая плутовка

        Рыжая головка

        Хвост пушистый – краса,

        А зовут её…

В. Послушайте, что просит лиса.

      Я весёлая лисица.

      Мне вцепилась в хвост оса.

      Я, бедняжка, так вертелась,

      Что на части разлетелась!

      Три сороки возле пня

      Стали складывать меня.

      Между ними спор: получился мухомор.

      Помогите! Помогите!

      Из кусков меня сложите.

В. Давайте сложим лисичку из геометрических фигур.

В. Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении лисы?

В. Какого цвета фигуры?

В. А какие геометрические фигуры в изображении лисы?

В. Слушайте вторую загадку.

       Длинная шея,

       Красные лапки.

       Щиплет за пятки,

       Беги без оглядки.

 В. А теперь послушайте, что просит гусь.

       Я весёлый белый гусь.

       Ничего я не боюсь!

       Но вчера упал я с кочки,

       Развалился на кусочки.

       Собирал меня енот,

       Получился пароход!

       Помогите! Помогите!

       Из кусков меня сложите.

В. Гусь тоже просит помощи. Поможем ему?

В. Давайте сложим гуся из геометрических фигур.

В. Скажите пожалуйста, сколько геометрических фигур в изображении гуся?

В. Какого цвета фигуры?

В. А как называются эти фигуры?

В. Молодцы.

 

В. Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Вы справились со всеми трудными заданиями. Теперь жители городов могут вернуться домой. Большое вам спасибо.

Д. Жили-были…. В некотором царстве, в некотором государстве…. За синими морями, за высокими лесами…

Дети вспоминают названия геометрических тел и определяют, глядя на них, кто король (цилиндр), а кто королева (пирамида).

Д. Да.

Д. Предположения детей.

Д. Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Д. Геометрические фигуры.

Д. Да.

Д. Лишняя маленькая фигура. Все фигуры большие, а эта маленькая.

Д. Маленький красный круг.

Д. Ребёнок нажимает и снимает замок.

Д. Геометрические фигуры.

Д. Маленьких.

Д. Больших.

Д.- Синяя

    - жёлтая

    -красная.

Д. Ребёнок показывает указкой.

Д. – Здесь знаки-символы указывающие цвет.

Д. (дети размещают геометрические фигуры согласно знакам-символам на фланелеграфе).

Д. Выполняют.

Д.- Положили красной стороной вверх, а верхние уголки загнули вперёд, на квадратик.

Д. – треугольник

     -прямоугольник.

Д. Выполняют.

Д. –Загнули два уголка к центру.

Д. –Два

     -красного

Д. –Два

    Зелёного.

Д. Выполняют.

-Загнули два уголочка к центру и сложили по диагонали.

Д. Дети становятся в круг, взявшись за руки.

  Шёл король по лесу,

    По лесу, по лесу.

    (ходьба по кругу)

   Нашёл себе принцессу,

   Принцессу, принцессу.

  «Давай с тобой попрыгаем,

    Попрыгаем, попрыгаем

(Прыжки на двух ногах на месте)

    И ножками подрыгаем,

    Подрыгаем, подрыгаем,

(Выбрасывают прямые ноги вперёд)

    И ручками похлопаем,

    Похлопаем, похлопаем,

    (Хлопают в ладоши)

    И ножками потопаем,

    Потопаем, потопаем.

(Топают ногами на месте) 

Д. Так это же король цифр.

Д. Ноль, один, три, четыре, пять, восемь.                                

Д.

Не скажу

Четыре

Не скажу

Четыре

Два

Не скажу

Один

Не скажу

Не скажу

Четыре

Не скажу

Д. Да

Д. Геометрические фигуры.

Д. Круг, треугольник.

Д. Три геометрические фигуры.

Д. Треугольник.

Потому, что здесь два круга.

Д. Квадраты.

Д. Три квадрата.

Д. Квадрат зелёного цвета.

Д.Два квадрата синего цвета, а один квадрат зелёного цвета.

Д. На берёзе груши не растут.

Д. Мягким знаком.

Д. От берега.

Д. Лиса.

Д. Дети выкладывают лису.

(Танграм)

Д. Семь геометрических фигур.

Д. Оранжевого.

Д. Треугольники, квадрат, четырёхугольник…

Д. Гусь.

Д. Поможем.

Д. Дети складывают гуся.

(Танграм)

Д. Семь геометрических фигур.

Д.Серого.

Д.Треугольники, квадрат, четырёхугольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – путешествие «В сказочное королевство - на бал к Золушке»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия....

Конспект занятия по математике в старшей группе .Тема. Путешествие в сказочное королевство Математики.

Задачи. Обобщить полученные знания о способах сравнения чисел. Упражнять в счете в пределах семи. Закреплять навыки порядкового счета. Обучать приемам решения задач практическим способом. Обогащать сл...

Тема проекта: "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО".

Проект, с использованием развивающих и дидактических игр. Детская цель: научиться играть в эти игры....

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в сказочное королевство".

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 Московского района Г.Санкт-ПетербургаКонспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Конспект нод по экономическому образованию дошкольников "Путешествие в сказочное королевство Царя-Гороха".

Приобщать дошкольников к экономической действительности.Заложить основы экономических знаний, которыми можно будет пользоваться в будущем.Вызвать у детей желание стать людьми, ведущими ответстве...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» «Путешествие в сказочное королевство Математики»

Занятие по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...