Конспект открытого НОД по образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме

Минченко Нина Владимировна

 

 Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности соответствуют теме, комплексно-тематическому  планированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), а также содержанию коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

         На данной непосредственно образовательной деятельности  решались  дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать,  активизировать словарь по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»; закреплять навыки согласования и словоизменения; формировать навыки употребления распространенных предложений;

образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;                                                                                                                                                               

образовательная область «Безопасность»: соблюдает элементарные правила поведения с работой ножницами;

 образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное  восприятие;

образовательная область «Физическая культура»:  формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod_po_femp.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сургутская (коррекционная) начальная школа-детский сад I ,V вида.

Конспект открытого НОД

 по образовательной области «Познание».

 Формирование элементарных математических представлений

в подготовительной группе

Воспитатель:Минченко Н.В.

Сургут

2013г.

Цель.

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах  10. Учить делить целое на 2 равные части; закрепить представление о том, что половина — это 1 из 2 равных частей целого; показать отношение между целым и частями; закрепить знания о прямоугольнике и квадрате.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Учить делить предмет на 2 равные  части,  путем сгибания полоски бумаги; правильно обозначать части целого  (половина целого, одна часть из двух), устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Закреплять  представления о времени: его периодичности, последовательности дней недели, времен года.
  • Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Закреплять умение составлять геометрические фигуры из счетных палочек; решать задачи на построение сложных фигур.

Коррекционно-развивающие

Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память, речь, быстроту реакции;

Коррекционно-воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение  договариваться, учитывать мнение партнера.
  • прививать интерес к математическим знаниям;

Дидактические  задачи  по реализации  принципа  интеграции  образовательных областей:

образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать,  активизировать словарь по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»; закреплять навыки согласования и словоизменения; формировать навыки употребления распространенных предложений;

образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;                                                                                                                                                              

образовательная область «Безопасность»: соблюдает элементарные правила поведения с работой ножницами;

 образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное  восприятие;

образовательная область «Физическая культура»:  формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

 

Методы и приёмы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, приема припоминания, физкультминутка

Оборудование и материалы:  Демонстрационный материал: наборное полотно, 10 цветных изображений морковок, корзинка,  лист бумаги, ножницы, яблоко, модели прямоугольника и квадрата.

 Раздаточный материал: полоски из бумаги, ножницы, коробки, в которых по 10 палочек, салфетки.

Словарь:  учить пользоваться следующими выражениями: «разделить на 2 равные части, пополам», «половина целого».

Предварительная работа: подготовка демонстрационного и раздаточного материала, беседы с детьми на тему «О доброте», решение логических заданий, дидактические игры, разучивание физкультминутки,

Д/игра «Найди лишнюю картинку»; рассматривание иллюстраций;  разучивание пальчиковой гимнастики по теме  «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Список литературы:   Математика до школы. Игры головоломки. –                 З. А. Михайлова.,  СПб.; «Детство- пресс», 2002.

Математика .Метлина

 

Ход занятия:

- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём?

Чтение письма

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1.»

Воспитатель - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?  А за каждый правильный ответ  получаем  кусочек картины, а вот что там будет нарисовано -  мы узнаем, когда ответим на все вопросы.

 Саша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)

Задание №1

Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после четверга?

4. Какой день идёт перед средой?

5. Как называется пятый день недели?

6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

7. Как называются «выходные» дни недели?

С заданием справились. Вот,  сюда поместим 1 кусочек картины.

Аня, принеси, пожалуйста, конверт под номером 2

 

 2задание:

Задание в конверте : «Наведем  порядок, расставим  пропущенные цифры»

2.        5     7     8     10

      На столе у детей лежат карточки с цифрами, дети подходят и берут по одной карточке. Воспитатель просит детей расставить недостающие цифры, дети выполняют и  проверяют правильность выполнения задания.

Кто хочет посчитать в прямом порядке от 1 до 10?»

Молодцы, ребята, вы справились со 2  заданием

3задание:

Игра « найди лишнее слово».

   - Я называю слова, а вы назовите лишнее.

1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.

2. Март, апрель, неделя, май,  июнь.

3. Лето, осень, зима, воскресенье.

4. Утро, вечер, ночь, день, месяц.

           

  4 задание:

В: «Посмотрите, в конверте колпачки. Помогите мне сосчитать, сколько колпачков у меня оказалось. Я буду помещать колпаки на наборное полотно, а вы тихо считайте, сколько их стало. (Помещает 10 колпачков.) Сколько у меня шапок? Теперь я буду убирать колпаки  обратно в конверт, а вы хором называйте число шапок, которых остается на наборном полотне». «Десять без одной»,— говорит воспитатель. «Девять»,— отвечают дети. И т. д.

«Кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1?» (Вызывает нескольких детей)

Пальчиковая гимнастика          «Гномики – прачки».

(Загибают пальчики, начиная с больших)

Жили-были в домике

Маленькие гномики:        

Дети сжимают и разжимают кулачки

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики        

Загибают пальчики, начиная с больших

Раз, два, три, четыре, пять        

Разгибают, начиная с мизинца

Стали гномики стирать:        

Трут кулачки друг о друга

Токи – рубашки, Пики – платочки, Чики – носочки,

Мики – умница был, всем водичку носил

  5 задание:

Воспитатель рассказывает: «Буратино подарил Мальвине  плитку шоколада. Мальвина захотела   угостить своего друга Пьеро. Что она сделала? Правильно, дети, Мальвина разделила плитку шоколада пополам, на 2 равные части, половину плитки дала другу,  а вторую — съела сама. Друзья захотели рисовать. А лист бумаги у них был только 1. (Показывает лист бумаги.) Что же им надо было сделать? Да, им надо было разделить лист бумаги пополам, на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем учиться делить предметы на 2 равные части. Кто знает, I как разделить лист на 2 равные части? (Желающий делит.) На сколько частей Аня разделила лист? Правильно, она сложила лист 1 раз пополам и разделила на 2 части. Равные ли это части?» (Педагог складывает лист пополам и показывает, что края обеих частей совпадают, значит, они равны.)

Педагог предлагает кому-либо из детей показать 1 из 2 равных частей и обвести ее рукой. «Как называется эта часть? Правильно, 1 из 2 равных частей называется половиной.

Сколько всего половин? Саша, обведи пальцем вторую половину. Что больше: целый лист или 1 из 2 равных его частей? Что меньше: целый лист или 1 из его половин? (Педагог обводит рукой целое и часть.) Сейчас я разрежу лист пополам точно по линии сгиба. Что у меня получилось? Как я получила 2 равные части?»

Физкультминутка  «Буратино»

Буратино потянулся   (сидя за партой, руки к плечам, поднимание и      

                                       опускание локтей),

Раз – нагнулся. Два – нагнулся  (наклоны к левой и правой ноге),

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел  (руки в стороны, повороты направо, налево).

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать   (встают на носки, руки поднимают вверх и              

                                         медленно садятся за парты. Повторить 2–3 раза).

.

  6 задание:

 (работа с раздаточным материалом).

 В «Дети, вам надо разделить полоску на 2 равные части. Как вы это сделаете?» (Сначала надо сложить полоску пополам, а затем разрезать ее по линии сгиба.) После выполнения задания обращается к детям: «Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из половин. Покажите обе половины. Соедините их друг с другом, как будто у вас осталась целая полоска. Что вы сделали? Что получилось? Проведите пальцем вдоль всей полоски! А теперь вдоль одной из половин. Что больше (меньше): целая полоска или 1 из ее половин?»

             «У меня есть яблоко! — говорит педагог.— Я хочу угостить им 2 подружек. На сколько частей надо разделить яблоко?» Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «Что я сделала и что у меня получилось? Что больше (меньше): целое яблоко или его половина?»

Добавляем еще кусочек картины.

Задание 5.

 Загадка

«Не овал я и не круг, треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, а зовут меня – (квадрат)»

 Воспитатель показывает квадрат и прямоугольник и  выясняет, поскольку  у них углов, сторон, что можно сказать о сторонах прямоугольника, квадрата.

- Составте из палочек прямоугольник, короткая сторона которого равна длине 1 палочки, а длинная — 2;

-  Составить квадрат, каждая сторона которого равна длине 2 палочек.

 После выполнения задания дети говорят, какую фигуру составили и сколько палочек для этого потребовалось

Задача на построение сложных фигур:  Сколько квадратов можно построить из 8 палочек; какие они могут быть?  Постройте их. А Знайка построил 2 квадрата из 7 палочек. Как расположил квадраты  Знайка?  После ответов детей делается вывод: у квадратов общая сторона.

Добавляем еще кусочек картины, а теперь все вместе сложите и мы посмотрим что изображено на картине.

- Ключик!

- Вот здорово, Как только мы произнесем волшебные слова, ключик окажется у буратино!  Грибли, Крабли - Ьумс ! Вот и хорошо, вы помогли добыть волшебный ключ, и теперь Буратино может отдать его папе Карло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ.Календарно- тематическое планирование. Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)

          Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образо...

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование элементарных математических представлений в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание» Формирование  элементарных математических представлений разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования...

Конспект открытого занятия С использованием ИКТ по формированию элементарных математических представлений подготовительная группа тема: «Путешествие в тридевятое царство»

Конспект открытого занятияС использованием ИКТпо формированию элементарных математических представлений подготовительная  группатема: «Путешествие в тридевятое царство»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Саляхетдинова О.В.Тема недели: «Космос».Тема: «Путешествие в космос».Задачи: Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в ...

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....