Интегрированная образовательная деятельность по математическому развитию и театрализации в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Формирование математических представлений у детей старшего возраста.Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы детей в театрально - игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_integratsiya_dlya_gg_i_se.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная образовательная деятельность по математическому развитию и театрализации в подготовительной группе
«Поиски Отличной цифры»
Воспитатель Димова Галина.Григорьевна, - вторая квалификационная категория;
Педагог доп.образования Ишпаева Светлана Евгеньевна, - молодой специалист.
Цель: продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего возраста. Развивать творческие способности, эмоциональную сферу детей в театрально - игровой деятельности.
Задачи:
- учить элементарным аналитическим действиям ,порядковому счету, логическим умозаключениям;
- закрепить знания детей: о геометрических фигурах; о пространственных представлениях: выше, ниже, под, над, слева, справа;
- способствовать формированию более глубоких и четких представлений о числах
с помощью художественного слова и образов;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать интерес к театрально-игровой деятельности;
- совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
-воспитывать дружественные чувства детей друг к другу, коммуникативные навыки, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.
Материал: шкатулка, круглые контейнеры, письмо, набор геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники (двух трёх размеров) по несколько фигур одного вида и размера). Счётные палочки Кюизенера на каждого ребёнка, плоские фигурки героев сказок «Колобок» и «Теремок». Демонстрационный материал «Кто в домике живёт?» ,шапочки к сказке «Теремок», элементы костюмов. Большая цифра «5».
Ход занятия:
Организационная игра Воспитатель. 1,2,3,4.5 – любим сказки мы читать
Царевна-лягушка. Конёк – Горбунок,
Мышка - Норушка и Колобок
И «Теремок» с «Репкой» назвать еще надо
Героев из сказок вспомнить мы рады!
I. Проблемная ситуация.
Воспитатель. Ребята! В следующем году вам предстоит пойти учиться в школу, там вы будете учиться, получать оценки. А вы знаете, что такое – эти оценки? Какие бывают оценки? А какие оценки вы хотели бы получать? (5).Да пять – ото значит «отлично», эта цифра просто отличница!
Сегодня в гости к вам я хотела пригласить цифру 5, но она куда-то исчезла, а без нее нельзя научиться правильно считать, и, тем более получать «отлично» в школе.
Вспомните, между какими цифрами находилась пятерка? Давайте попробуем показать это с помощью ладошек (воспитатель и дети показывают нужную цифру на пальцах).
А, может быть, цифра 5 находится между цифрой 6 и 8? А какая цифра там находится? Почему? (Потому, что 5 меньше 6 на 1, а 7 больше 6 на 1)
Тогда, может быть между цифрами 2 и 4? Почему?
(Потому, что 3 меньше 4 на 1, а 5 больше 4 на 1).Давайте продемонстрируем это на пальцах.
Всегда 5 находилась на своем месте, и вдруг … (воспитатель открывает чистую карточку на месте 5, указывает на числовой ряд, где вместо цифры 5 изображен нос бабы Яги), т.е. «оставила с носом».
Вопрос: Как вы думаете, что значит выражение «оставить с носом»?
Дети рассуждают, выдвигают свои предположения и версии. Воспитатель направляет рассуждения детей к правильной версии (метод проблемно – диалогического общения).
Воспитатель: А знаете ли вы еще какие - либо «крылатые выражения», т.е. часто распространенные в общении людей? Знаете ли вы выражения с математическим смыслом? Назовите их. Например: как своих пять пальцев, третий лишний, обвести вокруг пальца (близко по смыслу с «оставить с носом»), строить воздушные замки (несбыточные желания, витать в облаках (мечтать о чем - либо), и т.д. Воспитатель поощряет детей за активную работу.
- Какие пословицы и поговорки можете вспомнить, где упоминаются цифры («Семь раз отмерь, один – отрежь», «семеро одного не ждут», «одна голова хорошо, а две лучше», «знать как свои пять пальцев», «один в поле не воин» и т.д.)
Воспитатель: Сегодня утром почтальон принес мне вот эту посылку.
Давайте посмотрим, что в ней. (Разворачивает посылку в ней шкатулка с письмом и шарами).
Читает письмо:
«Чтоб «5» вам спасти – нужно много вам пройти:
Сложные задания, забавные свидания,
Всё вы встретите в пути, а помогут вам идти –
те волшебные шары, что в шкатулке вы нашли.
Что ни шар, то задание – проверю ваши знания.
Как со всем вы справитесь, так у меня появитесь. Баба-Яга»
Воспитатель: -Вот в чем дело! Баба – Яга плохо училась в школе, поэтому похитила пятерку, чтобы все ребята были тоже двоечниками.
Воспитатель. - Что же нам делать?
Д. Отправиться к Бабе – Яге, чтобы спасти «5». Воспитатель. -Тогда в путь.
Воспитатель предлагает одному ребенку достать из шкатулки шарик с цифрой 1
(Открываем первый шарик, в нем задание)
- Игра «Составь фигуру»
Цель: разделить фигуры на группы по признакам, назвать их.
(треугольники, квадраты, прямоугольники), составить из одних геометрических фигур другие.
Задание:
Воспитатель: - Кто может объяснить, почему геометрические фигуры так назвали? Если дети затрудняются с ответами, воспитатель наводит детей на правильный ответ, закрепляет известную им информацию и объясняет незнакомое.
треугольник - три угла, квадрат - от греч. «Кварта» - одна четвертая равная часть, прямоугольник – прямые углы, но стороны разной длины.
Воспитатель. - Ребята у вас конверты с геометрическими фигурами,
-разложите их на группы по одинаковым признакам и объясните, почему вы так сделали.
-составьте прямоугольники из квадратов;
-составить квадрат из прямоугольников, а затем из квадратов;
- составить большой треугольник из маленьких треугольников.
Воспитатель предлагает второму ребёнку достать из шкатулки шарик с цифрой 2.
2. Игра «Веселый счет», на ковре.
Цель: упражнять в устном счете, соотносить с количеством на примере предложенного счетного материала, развитие внимания и памяти).
(у детей наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», которые они при счете выкладывают).
Воспитатель предлагает каждому из детей выбрать по 10 палочек понравившегося им цвета и приготовиться слушать задания. Правильный ответ нужно выложить с помощью определенного количества палочек.
1.-Под кустами у реки
жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать
Кто их может сосчитать? (4)
2.-В дом вошла Маринка,
а за ней Иринка
А потом пришел Игнат
Сколько было всех ребят? (3)
3.-Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки
Рядом с мартышкой
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой - зайка косой
Следом за ними – лягушка
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (5)
Пальчиковая гимнастика «Дни недели», стоя на ковре.
Цель: - развитие мелкой моторики
-закрепление последовательности дней недели.
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала
В среду я пекла калач
А в четверг искала мяч.
В пятницу посуду мыла
А в субботу торт купила
Всех подружек в воскресенье позвала на день рождения…..
Воспитатель: - А теперь выложите на ковре такое количество палочек, сколько соответствует количеству дней недели. Цвета палочек выберите любые, какие вам нравятся, но самые любимые дни недели обозначьте палочками красного цвета, а потом мы обсудим, у кого какой любимый день недели (работа детей должна соотнестись со своим чувственным и жизненным опытом, не абстрактное закрепление материала).
Воспитатель предлагает ребенку достать следующий шарик с заданием.
- .«Логические концовки»
Цель: развитие мыслительных операций и логики
Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)
Если два больше одного, то один… (то один меньше двух)
Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)
Если правая рука справа, то левая… (слева)
Если Игорь живет дальше от садика чем Оля, то Оля…(живет ближе к садику)
Если карандаш короче линейки, то линейка…(длиннее карандаша).
Воспитатель предлагает ребенку достать следующий шарик с заданием.
- Игра «Кто в домике живёт?» Работа со схемой - моделью пространственного расположения персонажей сказки «Теремок» (используются абстрактные символы, обозначающие характерные признаки названных животных).
Цель: развитие пространственных представлений, абстрактного мышления, логики.
Воспитатель. Ребята рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:
-кто живёт на верхнем этаже?
-кто между котом и зайцем?
-кто над лягушкой?
-кто живёт правее зайца?
-кто живёт левее лягушки?
-кто под лисой?
-кто живёт на нижнем этаже?
Физминутка «Считай и делай»
Один – подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель предлагает ребенку достать следующий шарик с заданием.
- «Сказочный калейдоскоп»
Цель: учить детей находить алгоритм в действиях, устанавливать – причинно -следственные связи событиях, тренировать память.
Баба Яга перепутала всех героев сказок, чтобы их поставить на место надо разделиться на две команды. Первая команда ставит по порядку героев сказки «Колобок», вторая героев сказки «Теремок»
Вопросы:
-Кто пришел первый в сказке «Теремок»? кто второй, третий, четвертый…
-сколько всего героев?
-кто самый большой? а самый маленький?
-кто первый встретил Колобка, кто второй, третий?
- в какой сказке героев больше? И на сколько?
Воспитатель предлагает детям отвечать полными предложениями, следя за грамматическим строем речи.
Воспитатель. - Отлично! С заданиями Бабы Яги вы справились. Слышите, ребята, чьи-то шаги… Мне кажется, что Баба Яга где-то рядом…
Входит Баба Яга ( в роли Б.Я. второй педагог).
Б. Я. Здравствуйте, ребятушки!
Гости незваные!
С чем пожаловали: с добром или злом,
Иль с горячим пирогом?
Дети. С добром. Пришли цифру 5 из беды выручать.
Б.Я. А я вам просто так ее не отдам.
Я старушка несчастная,
Никто меня сроду не радовал,
Сказок не читал,
Спектаклей не показывал.
Выполните мои задания – отдам вам цифру 5, а не справитесь – останется пятерка
навсегда у меня.
Дети. Мы согласны.
6. «Пластические этюды»
Б.Я. Сначала отгадайте мои загадки. Но не просто отвечайте, а постарайтесь изобразить того, о ком говорится в загадке. (Небольшие пластические этюды)
Цель: развитие творческого воображения и пластики, снятие эмоционального напряжения.
Маленький шарик
Под полом шарит. (Мышка.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)
По земле скачет,
По воде плывет. (Лягушка.)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса.)
Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь.)
По мере того, как дети отгадывают загадки, Б.Я. достает маски героев-персонажей.
Б.Я. Молодцы, загадки вы отгадали. А теперь ответьте мне: в какой сказке встречаются все эти персонажи?
Дети. Теремок!
Б.Я. Сказку эту мне покажите,
Старушку лесную развеселите,
Если с заданием вы справитесь,
Без пятерки не останетесь.
Дети соглашаются.
Б.Я. А что нужно сделать, чтобы превратиться в персонажей сказки?
Дети. Загримироваться, надеть костюмы, маски, изменить голос, использовать жесты и мимику.
Б.Я. предлагает по желанию детей выбрать понравившийся персонаж, раздает маски и костюмы. Уточняет у детей повадки и характерные особенности героев сказки: (характеристики персонажам дают дети, педагог помогает при необходимости)
Мышка – пугливая, говорит тонким голосом, передвигается быстрыми, маленькими шагами;
Лягушка – с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает;
Заяц – говорит звонким голосом, веселый;
Лиса – голос ласковый, движения плавные;
Волк – голос грубоват, движения резкие;
Медведь – неуклюжий, косолапый, голос грубый, низкий.
Проводится драматизация сказки «Теремок».
В роли автора и ведущей выступает Баба Яга. Дети самостоятельно выбирают для своего персонажа выразительные средства.
Б.Я. Молодцы, ребята! Как вы считаете: справились ли вы с этим заданием? Какой персонаж вам понравилась больше всего? А почему?
Баба Яга выслушивает ответы детей.
Б.Я. Спасибо вам, ребятушки за старание и умения!
Постарались вы, ребята,
Я, поверьте, очень рада.
Цифру 5 вам возвращаю,
Хоть души я в ней не чаю.
Детям цифра 5 нужней,
С ней учеба веселей.
А теперь вам в путь пора,
До свиданья, детвора!
Воспитатель:
- Вам понравилось сегодняшнее путешествие ? Почему? Что вы сделали сегодня для того, чтобы найти пропавшую отличницу?(5) , (выслушивает ответы всех желающих, поскольку занятие строится на методе проблемно – диалогического обучения). Воспитатель поощряет и уточняет ответы.
Как и в любой сказке, добро побеждает зло. А еще ваши знания помогли нам решить такую проблему с нашей пятёркой. Так и мы с вами, с помощью добрых чувств и силы знаний расположили к себе и подружились с бабой Ягой, и она оказалась очень симпатичной и веселой особой. Благодарит детей. Обещает приходить в гости к ребятам и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений и конструированию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Математика»
Итоговое, открытое занятие с детьми подготовительной к школе группе, с элементами развивающего обучения....
Интегрированное занятие по математическому развитию в подготовительной к школе группе на тему : « Путешествие по сказкам»
Закрепить математические знания, умения и навыки посредством игр- путешествия по сказкам....
Статья «Рекомендации для родителей по математическому развитию детей в старше-подготовительной группе».
Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического ра...
Конспект занятия по математическому развитию «Космические спасатели» в подготовительной группе
Цель – дать возможность детям применить в игровых и проблемно-поисковых ситуациях полученные знания в области математического и сенсорного развития, найти собственное решение проблемы.Задач...
Конспект интегрированной НОД по формированию элементарных математических представлений и развитию речи для детей подготовительной группы
Конспект направлен на закрепление и проверку раннее полученных знаний....
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений и конструированию в подготовительной группе на тему: «Путешествие за сюрпризом»
Программное содержание: закрепить название геометрических фигур, строительных деталей. Учить детей из заданных геометрических фигур выкладывать план представленной постройки. Строить мост из стр...
Публикация. Статья. Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России» (подготовительная группа)
Данный конспект открытого занятия создан для того, чтобы познакомить старших дошкольников с неофициальными символами России, закрепить представления детей об официальных государственных символах ...