Развивающие и логико-математические игры для детей
материал по математике на тему

Носачева Наталья Владимировна

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?  Тогда помогите им сделать первые шаги  по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и помогая … думайте сами.  /Б.П. Никитин/ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvadrat.docx41.77 КБ
Файл tochechki.docx36.64 КБ
Файл soberi_uzor.docx37.94 КБ
Файл ramki.docx93.52 КБ
Файл vnimanie.docx92.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Сложи квадрат»

Правила игры «Сложи квадрат»

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат!", малыш выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

Как сделать игру Сложи квадрат

Приготовьте двадцать четыре разноцветных квадрата из бумаги размером восемь на восемь сантиметров. Наклейте их на плотный картон толщиною один-два миллиметра и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рисунке.

игра сложи квардрат - квадраты №1 - №12 игра сложи квардрат - квадраты №13 - №24

Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец - квадрат номер один. Квадраты, изображенные на рисунке, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать двадцать три разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в двадцать три цвета, да и обрабатывать в домашних условиях пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей двух-четырех лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте, под тем же номером, что и сам квадрат.

Таким образом, у вас получится восемьдесят пять кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить двадцать четыре квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть в игру Сложи квадрат

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на двадцать три кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец - квадрат номер один, чтобы получилось двадцать четыре целых квадрата. Это значит разрешить двадцать три задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые три квадрата разрезаны только на две части, затем восемь квадратов складываются уже из трех частей, затем из четырех и, наконец, даже из пяти. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Дети же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более и более сложных.

Последовательность игры может быть следующая:

1. Сначала ребенок рассматривает образец - неразрезанный квадрат - квадрат номер один и складывает квадрат номер два, состоящий из двух частей. Если ребенок различает цвета, то можно сразу перейти к квадратам номер три и номер четыре. Ребенок самостоятельно достает из конверта кусочки квадрата, подбирает их по оттенкам цвета и складывает квадрат.

2. Постепенно увеличивайте число заданий, прибавляя каждый раз по одному-двум новым заданиям.

3. Предварительно смешайте части разрезанных квадратов (номер два, три и четыре), сложите все в один пакет. Ребенок сначала должен все рассортировать по цвету, а затем, как обычно, сложить квадраты.

4. Смешайте части, например, первых пятнадцати квадратов (или первых пяти, или первых десяти) и предложите ребенку разложить их не только по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут выполнять те дети, которые считают и знают цифры.

5. Детям примерно с четырех лет и старше можно давать уже самый сложный вариант задания - разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все двадцать три квадрата, части которых перепутаны. Порядок складывания квадратов можно менять: один раз начинать с номеров два, три, четыре и т.д., а другой раз с номеров двадцать четыре, двадцать три, двадцать два и т.д.

6. Когда ребенок научится складывать самые сложные квадраты, можно дать задание "на время". А если есть несколько комплектов игры, то можно устроить настоящие соревнования.

7. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а их можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т.п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и родителей, да и самих малышей, которые с удовольствием примут участие в такой работе.



Предварительный просмотр:

Игра Точечки

Правила игры Точечки

Эта игра родилась из математического теста, который был разработан для того, чтобы измерять "уровень математического развития" детей. Однако дети восприняли его по-своему, из теста получился прекрасный материал для развития математического мышления у детей, игра для обучения детей счету и усвоения ими нумерации. Игра Точечки - это материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении пяти-шести лет, добавляя к знакомым и уже разгаданным задачам все новые и более сложные.

Как сделать игру Точечки

На цветной бумаге начертите сорок четыре квадрата (сторона квадрата примерно шесть сантиметров), нарисуйте на них точки и цифры, как показано на рисунке ниже. Затем наклейте их на картон, высушите под прессом и разрежьте на отдельные квадраты. Квадраты будут четырех видов: красные, желтые, зеленые с черными точками и белые с черными цифрами. Хранить квадратные карточки можно в коробке с крышкой. Внутри коробки можно сделать перегородку, разделив ее на четыре отделения, чтобы складывать отдельно квадраты с цифрами и квадраты с точками.

игра точечки

Как играть в игру Точечки

Разложите сами на столе все квадраты по порядку, как на рисунке выше. Это основное задание игры, которое постепенно усложняется, а потом дополняется различными вопросами-заданиями.

Вы понимаете, какое "математическое образование" надо иметь ребенку, чтобы справиться с таким заданием. Тут уже надо и различать цвета, и считать до десяти, а если точки идут по кругу, то подсчитать не так-то просто: то "пересчитаешь", то "недосчитаешь" (дети не всегда отмечают, откуда они начали счет), тут надо знать, что "порядок" означает увеличение числа точек на одну в каждом следующем квадрате, и т.п.

На первый взгляд может показаться, что эта игра по силам только школьникам первого или второго класса, т.е. семи-восьмилетним детям. На самом деле, как показывает практика, этого уровня могут достичь малыши между трех-четырех лет. Игры, подобные "Точечкам", можно начинать давать детям с полутора-двух лет. Начинать, конечно, надо с заданий значительно более простых, чем задания чем задания четыре, пять и т.д., описанные ниже. "Игровая ситуация" тем более нужна, чем младше ребенок. Здесь так же надо увлекаться самому взрослому и очень чутко поддерживать каждый успех, каждый шаг ребенка вперед, так же иногда "забывать" об игре на некоторое время, чтобы потом вернуться к ней, как к новой, и так же руководствоваться интересом и увлеченностью ребенка и ни в коем случае не "перегибать палку", не заставлять играть.

Задание №1. Разложить квадраты по цвету. Для этого высыпьте квадраты на стол, а малышу скажите: "Давай наведем порядок в квадратах!" (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого надо:

а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки;

б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки;

в) разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. От маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого порядка, а наоборот надо похвалить, какие красивые цветные "дорожки" у них получились.

Задания к игре Точечки

Задание №2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребенку разложить квадраты по цвету - желтые, зеленые, красные (как в задании №1). Затем в каждом ряду найти квадраты без точек, положить их первыми слева и затем рядом квадраты с одной точкой. Квадраты, где нет точек ("ноль точек"), узнают даже не умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей, которые знают только два "числа": "один" и "много".

Задание №3. Разложить красные квадраты по порядку. Постепенно малыш раскладывает правильно квадраты от нуля до двух точек, потом до три, четыре точки и т.д. Остальные квадраты пусть следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно правильно, чувствуя интуитивно, "на глаз", где больше точек и где меньше.

Радуйтесь, подчеркивайте, записывайте в дневник, что сегодня ваш малыш положил по порядку квадраты: 0, 1, 2, 3, 4, ждите с нетерпением каждого следующего шага (до 5, 6, 7, 8 точек и т. д.), но предлагайте "Точечки" для игры только тогда, когда вы совершенно уверены в желании малыша взяться за них. В противном случае отложите игру на неделю, на месяц и вспомните о ней тогда, когда безошибочно увидите, что ребенок откладывает 5 кубиков.

В этот период следует использовать и все случайные возможности в повседневном общении для обучения ребенка счету: попросите малыша принести, еще три чайные ложки; одевая ребенка, посчитайте сколько белых пуговичек на курточке; предложите малышу сосчитать, сколько ступенек на крылечке; занимаясь приготовлением обеда на кухне, попросите ребенка достать из корзинки еще четыре картофелины и т.д. и т.п. Авторы игры повесили на стену "Таблицу сотни", до которой ребенок достает руками и, показывая числа, называет их по порядку: запоминая одновременно и вид самих цифр, и порядок их следования. И есть еще маленькие и большие счеты, на которых отсчитывать косточки тоже приятно.

В такой "математической атмосфере", где взрослые не боятся считать сами и привлекать к этому малыша, дети относятся к счету как к игре. Автор рассказывает в своей книге, как они со своими детьми даже вишнями лакомились, решая задачу: косточки складывали на квадраты скатерти-клеенки точно в таком порядке, как в игре "Точечки".

Задание №4. Разложить все квадраты по порядку. Когда ваш ребенок освоит счет до десяти, то ему можно предложить разложить сначала первый красный ряд с точками, затем перейти к раскладыванию второго и третьего рядов одновременно.

Однако, детям обычно очень далеко это до того легкого и свободного обращения с числами первого десятка, которое мы, взрослые, считаем привилегией только старших. Здесь помогают такие дополнительные задания:

а) Кто найдет быстро, где лежит квадрат с пятью (с шестью, семью и т.д.) точками? Такое задание тоже сначала выполнить нелегко. Этому может помочь раскладывание ряда с цифрами.

б) Кто сумеет положить квадраты с цифрами по порядку? Здесь малыш должен выдержать два "порядка": во-первых, последовательность чисел натурального ряда, а, во-вторых, каждая цифра должна быть в одной колонке с квадратами, где число точек равно числу, обозначаемому цифрой, т.е. цифра "пять" должна быть в одной колонке с квадратами, содержащими пять точек, шесть - с шестью точками и т.д.

Теперь, когда все сорок четыре квадрата разложены в четыре ряда, задание а) выполнять легко. Цифра говорит, сколько на квадрате точек. Хорошо, если малыш почувствовал это преимущество, как взрослые ощущают его в нумерации страниц, домов, квартир, телефонов и т.п.

в) Кто быстрее разложит все квадраты по порядку (на время)? Продолжительность раскладывания всех сорока четырех квадратов в этом случае - решающий критерий. Здесь не только происходит самосовершенствование (улучшение собственных "рекордов"), но главное - начинается выработка своеобразной системы быстрой разборки и раскладки беспорядочно перемешанных квадратов. Попробуйте сделать такую работу за две минуты и сразу почувствуете, что это не так просто. А подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам при разборке почты, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам, связанным с систематизацией и каталогами. Зафиксируйте, за сколько минут справляется малыш с большой работой по "наведению порядка" в квадратах, и поощряйте каждый сдвиг, каждый успех.

Задание №5. Уберите предварительно из коробки желтый квадрат без точки и два зеленых квадрата (ноль и одна точка), и пусть ребенок ответит, сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для этого надо разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их.

Задание №6. Сколько точек на пяти первых зеленых квадратах (на пяти желтых, красных)? Сколько точек на шести, семи, восьми, девяти квадратах? Сосчитывать точки малыши начинают простым пересчитыванием, а это, во-первых, медленно, а во-вторых, не гарантирует от ошибок, Как же сосчитать быстро и точно?

Задание №7. Какие квадраты нужно сложить по два вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по десять точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.) Какие квадраты надо сложить по два, чтобы получилось по девять точек в каждой паре квадратов?

Задание №8. Сколько всех квадратов в игре? Сначала можно спросить, сколько белых квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета.

Задание №9. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом)?

Чему равна сумма чисел на квадратах с числами? Если вспомнить задание №7, то можно, почти не считая, сразу сказать результат, потому что вместо счета единицами тогда можно считать десятками. Но к такому способу надо прийти обязательно после обычного пересчета, чтобы видна была громадная разница в обоих способах. Идеально было бы, если бы ребенок сам дошел до идеи считать десятками, но это уже целиком зависит от искусства родителей и воспитателей, сумеют ли они рядом заданий игры и своими вопросами привести его к такой мысли или нет.

Задание №10. Сколько точек в трех рядах квадратов? В заданиях девять и десять будет вырабатываться система быстрого и безошибочного счета, которую потом можно будет применять в самых разных случаях, причем безошибочность является не менее ценным преимуществом, чем быстрота работы.

Задание №11. Что одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос можно задать после обычного "разложи по порядку" и отметить себе, что заметит ребенок из имеющейся в ряду общности. (Одинакова форма всех карточек - квадраты, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках, порядок размещения точек на карточках - по кругу, по треугольнику, по линиям и др.). Что одинакового в карточках всех четырех рядов?

Задание №12. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по десять точек в каждой? По девять точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с десятью точками.) По пятнадцать точек в каждой? Сколько таких стопок получится?

Задание №13. Найти совпадения и различия.

а) Есть ли в игре два совершенно одинаковых квадрата?

б) Что различного в квадратах одного ряда?

в) Чем различаются квадраты с точками всех трех рядов? (Цветом каждого ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и др.)

Этими заданиями не исчерпывается познание свойств сорока четырех квадратов игры Точечки, и когда вы начнете играть, то, конечно, придумаете еще много других заданий.



Предварительный просмотр:

Игра сложи узор

Правила игры сложи узор

Игра Сложи узор состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены различно, в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно, двух, трех и даже четырехцветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из девяти или шестнадцати кубиков. Новых узоров, каких еще не было, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Как изготовить игру Сложи узор

Приготовьте шестнадцать деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40 мм). Если они оклеены какой-либо бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы "Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски. Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке ниже:

Кубик Никитина

Передняя грань - белая (на рисунке выше она прозрачная), задняя грань кубика желтая, правая грань - синяя, левая грань кубика - красная, верхняя грань кубика - желто-синяя, нижняя грань - красно-белая. Линии раздела цвета на двухцветных гранях кубика идут по диагонали и параллельны.

Грани кубика можно оклеить цветной бумагой или окрасить красками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.

Для кубиков лучше подобрать или склеить из картона квадратную коробку, с крышкой. Обратите внимание на то, чтобы кубики входили в нее свободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры. Узоры в зависимости от сложности

Самые простые узоры-задания серии А складываются из четырех кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 - 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

Как начать играть с ребенком

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей от полутора до двух лет развита способность копировать, они любят делать так, как старшие. Как пишет в своей книге Никитин: "если я забиваю молотком гвозди, то Люба, которой один год и три месяца, тянет ручонки к молотку и говорит "дям... дям" (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молотком точь-в-точь, как я, и даже по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша - схватывать большое, главное, самое заметное - и надо использовать."

Надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах малыша открыли крышку и - бух! - с грохотом выбросили на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же "бух!" кубиков из коробки, а не складывание "поездов" или "башен" из них.

Поэтому постарайтесь не демонстрировать такие нежелательные способы обращения с кубиками. Как пишет в своей книге Никитин: "я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них "дорожку", или квадрат, или "поезд". Люба удивлена: хороший у папы складывается "синий поезд", а я, делая "Ту-ту-у!", двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получится "поезд" (пусть сначала и не совсем удачно) или Люба научится находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную, и никакую другую) и укладывать в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: "Кась-кась" (т.е. красная).

Однако, если ребенку уже два - четыре года, он знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то прежде, чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание (например, в серии В или Д) и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.

Положите тогда узор "дорожка" (задание из серии А) перед ребенком и дайте ему задание сложить из кубиков точно такую же "дорожку". Большинство детей обычно легко справляются с этим заданием.

Вторая и третья "дорожки" получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно выдержана их длина. Допустим, ребенок вместо четырех кубиков взял только три. Спросите у него: "Не кажется ли тебе, что "дорожка" получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!". И малыш сам исправит ошибку. Вот теперь получилось точно, без ошибки, - можете похвалить его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать свои ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, пять, а может быть, и десять - все будет зависеть от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и ребенок, довольны и вы, значит, все в порядке.

Похвалите ребенка: "Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем", - мягко можно предложить закончить. Но это пробный камень. Главное - как отнесется к предложению закончить игру малыш. Если он расстроен и готов заплакать потому, что ему "хочется еще поиграть", уступите, покажите ребенку еще один-два узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что "завтра еще поиграем". Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом Интересуется, поиграем ли мы еще завтра?

Обязательно найдите возможность поиграть и "завтра вечером", и послезавтра, и через несколько дней... Такая "волна" интереса к игре, когда ребенок играет в кубики несколько дней подряд, например, неделю, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес в ней. Во-вторых, ребенок успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его "потолок" возможностей на данном этапе. В-третьих, наблюдая за игрой ребенка, вы научитесь чувствовать его возможности. А это умение - очень важное для руководства развитием в любой области. Оно позволит правильно определить дозу игры, решить, что можно на время "забыть" игру.

Усложняем игру

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении "вверх по лесенке" заданий. Допустим, что ребенок первый раз сложил восемь узоров - четыре "дорожки" и четыре "квадрата" (задания серии А). Давать ли на следующий день эти же самые восемь узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом "ледокола", т.е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: две-три "дорожки", один "квадрат", а затем уже новые узоры-задания серии А сколько малышу захочется.

Так, каждый раз "для разгона" надо сложить несколько прежних, уже пройденных узоров и только потом давать новые. Величину "разгона" тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот переход ощутим во всех трех сериях (серии А, Б и В), то "разбег" следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до одного-двух.

Вообще переход к составлению трудных узоров - пробный камень и для искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Если вашему ребенку не удается узор, забудьте о нем на пару месяцев. После перерыва, с новыми силами и взяв "большой разгон" (т. е. вернувшись, может быть, к самым первым узорам), малыш может почти сразу взять неприступный ранее узор.

Однако, возможен другой вариант. Предположим, малышу три года и у него никак не получаются "фонарики" (узор из серии А). Он пробует каждый раз их складывать, берет "разгон" и, ничего не добившись, говорит с огорчением: "Никак!" Иногда он просит: "Дай другой!". Вы даете ему несколько узоров из одноцветных граней серии Б, которые удаются ребенку. Например, он одолел "пилу", которая "Ела, ела дуб-дуб - поломала зуб-зуб" (так приговаривает малыш, двигая "пилу" взад-вперед по столу), а "фонарики" никак не сдаются. Утешьте малыша "Скоро и "фонарики" у тебя получатся. Ведь и "пила" и "елочка" тоже трудные, а ты их уже делаешь." Так может пройти несколько дней, и возможно вы уже забыли про "фонарики", как вдруг однажды вечером, ко всеобщей радости, малыш сам сложит "фонарик". Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить, уж очень хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.

Ребенок играет сам

Когда игра для ребенка станет интересной, он сам просит: "Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том, что высвободится время взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности - в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка. Малыши самостоятельно играют с той поры, когда они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее после игры папе или маме.

Следите за успехами и продвижением малыша, можно даже записывать крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде "фонариков", "горки", "лодки", окончание одной из серий, складывание нового узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся одолеть побольше узоров.

В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и дети могут рано их освоить и к четырем-пяти годам вполне осмысленно пользуются счетом до пятидесяти или ста и даже дальше.

Узоры-задания серии Г мы можно давать детям с двух-трех лет. Если из азбуки и из цифр не делать тайны и считать букву О или А столь же обычными вещами, как "мяч" или "стол", то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. Некоторые дети к трем годам уже знают буквы и цифры, а в три-четыре года начинают читать. Эта легкость, с какой идет раннее усвоение букв, переносится потом и на усвоение школьной программы.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям - самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как задание нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

Рисуем узоры

Еще до того как ребенок переключится на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Ребенку надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первые открытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые дети сначала просто не обращают внимания - линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У детей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, но и фантазировать при этом: надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради - предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, - тот "не падает в реку" и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в два-три раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения.

1. Кто умеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по две точки, по три точки, по четыре и т.д. Ребенок при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.

2. Кто умеет ставить точки "на перекрестке", т. е. на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек - от двух до десяти, а в качестве контрольного упражнения - весь треугольник из точек.

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в одну, две, три или четыре клетки и т.д.?

4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке: линию длиною в одну, две, три или четыре клетки и т.д.?

5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует один кружок, два, три кружка и т. д.?

6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку").

7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в две, три, четыре клетки и т. д.?

8. Кто нарисует квадрат со стороной в четыре клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в четыре клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?

10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в четыре клетки на четыре равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. Обычно к этому виду заданий переходят, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры и надо считать достойными внимания. Дети гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики - и узора больше нет. Так появился у нас "Зоопарк" - серия СУд , где почти все узоры придумали дети.

Из придуманных ребенком узоров можно сделать новую серию и придумать ей название. Новые узоры можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной бумаги. Подобная серия новых узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, может стать отличным подарком от ребенка маме в день ее рождения. По книге Б.П. Никитина "Развивающие игры"



Предварительный просмотр:

Игра рамки и вкладыши Монтессори

Правила игры Рамки и вкладыши Монтессори

Идея этой игры была взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870 - 1952). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Мировую известность Мария Монтессори приобрела благодаря разработанной ею педагогической системе. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.

Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:

Во-первых, вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

Во-вторых, готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

В третьих, знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.

В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте 8 - 9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.

Игра представляет собою набор квадратных рамок - пластинок размером 100Х100 мм, толщиною полтора-два миллиметра. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета, как показано на рисунке ниже.

рамки и вкладыши Монтессори

Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр - 50 мм).

2. Квадрат (сторона - 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона - 50 мм).

4. Эллипс (диаметры - 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны - 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона - 40 мм и острый угол - 60 градусов).

7. Трапеция (основания - 60 и 40 мм, высота - 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны - 65 и 35 мм, один прямой угол).

9. Параллелограмм (стороны - 50 и 42 мм, острый угол - 75 градусов).

10. Треугольник равнобедренный (стороны - 65, 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона - 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности - 65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты - 60 мм).

14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности - 60 мм).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны - 30 мм, два противоположных угла - 90 градусов).

16. Треугольник разносторонний (стороны - 40, 60, 80 мм).

Как изготовить рамки и вкладыши

Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100Х100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур.

Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной полтора-два миллиметра и высушите под прессом или под доской с грузом. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобнее острым канцелярским ножом на доске. Чем тоньше и острее лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадратике и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы.

Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, если их нет, можно пользоваться материалом, легко доступным в домашних условиях.

Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200Х105 мм, высотой четыре-шесть сантиметров, в зависимости от толщины картона для рамок.

Чтобы края отверстий в рамках были тверже и по ним легче скользил карандаш, рамки можно прокрасить светлой масляной краской или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот "секрет". Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.

Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.

Задания к игре

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. К сожалению, здесь нет такой постепенной "лесенки" заданий, как в игре "Сложи узор", и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением "чувствовать возможности" малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, а потом уже предложить их малышу.

1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей.

Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнения, поиска, всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание.

Если ребенку полтора два года не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует дать только 4 - 5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши - ставнями, которыми фея и закрывает свои "окошки" на ночь плотно-плотно, чтобы "комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи".

Главное - с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу - плотно закрывать отверстия вкладышами, т.е. находить отверстие точно той же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: "сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже".

Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование - кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, например: "Гроза приближается - надо окна закрыть! Кто быстрее?" В этом случае развивается и умение рационально, организовать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необходима. У трехлетнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить пять-восемь минут, а шести-семилетние дошкольники могут это делать уже за полторы две минуты.

2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку.

Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или у взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него - нет. "Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг." Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.

Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так "закруглится", так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.

Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: "Сделай на одном листе ровно три (можно четыре, пять и больше) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы")", т.е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. "Нарисуй все эллипсы в рядок ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочка выросла")", причем можно еще предлагать второе условие: "так, чтобы они не касались друг друга" или, наоборот, "чтобы они зацепились друг за друга" ("цепочка").

Кто нарисует больше фигур на одной страничке, но так, чтобы они касались друг друга. Это "портняжное" задание - как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?).

Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.

Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно. Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из пяти человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш - дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

3. Раскрась фигуру цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в три-четыре миллиметра, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите "передать секрет". Малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим "секрет" и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот "секрет" ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и он будет помнить его всю жизнь.

Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это "солнышко", то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и свои поэтому решения.

Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших - им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.

Кроме сплошной штриховки фигур можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом - вертикально, в третьем - наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

Все эти виды штриховки - великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуются движения обязательно "от линейки до линейки", определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв, т.е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.

4. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например: эллипс - синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет - два-три миллиметра).

"Как это делают два эллипса?" - удивитесь вы - "Снаружи - синий, а внутри - красный? Давай попробуем сделать такой же!"

И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, какие даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой - первый контур сделать по рамке, а второй контур от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству второй контур будет уступать первому. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно второй контур сделать с помощью линейки.

Можно, сделав первый контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда второй контур может выйти таким же, как и первый, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.

Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать второй контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой - в толщину карандаша.

И наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром пять шесть миллиметров и толщиною один-два миллиметра. Тогда оба контура делают по рамке, но первый - карандашом, как обычно, а второй, вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и иные способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например в последовательности цветов в радуге, и т. п.

5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится, ему надо показать несколько образцов. Для начала покажите ему детские рисунки, приведенные на рисунке ниже.

примеры рисунков рамки и вкладыши

6. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

"Правильно!" - одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, и малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным тоном говорят "налево", и малыш кладет ее слева ("направо" и "налево" считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, можно играть "кто больше узнает фигур на ощупь", "кто скорее их узнает" (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях. Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

7. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант первого задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять всё первое задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только одну-три рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все шестнадцать вкладышей к шестнадцати рамкам.

8. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до десяти и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд - четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т.д.

Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх и у некоторых малышей создает даже подобие "системного подхода", стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки - по росту, части квадратов - по цвету, карточки - по числу точек на них, кубики - по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического "конструктора" - по числу отверстий в них и т.д.



Предварительный просмотр:

Игра Внимание

Если ваш ребенок рассматривает игрушку или картинку в книге, или смотрит в окно на поезд или автомобиль, что он увидит в них? Что запомнится ребенку и сохранится в его памяти? Родители редко задумываются над подобными вопросами. Если ребенок смотрит на то же самое, что и мы, то и видит то же самое. Так думаем мы, но это не всегда так. К сожалению, обнаруживается это неумение видеть ближе к школьному возрасту. Но проверить, что малыш заметил и запомнил, а что пропустил или на что не обратил внимание, можно значительно раньше, не дожидаясь когда ребенок пойдет учиться в школу. Развить умение ребенка видеть и обращать внимание на детали в более раннем возрасте значительно легче.

Игра "Внимание" направлена именно на развитие у детей способностей видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут. Ребенок должен нарисовать увиденное и по возможности точнее. Надо "ухватить" и форму фигуры, и соотношение её частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его нарисовать мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, "сфотографировать", сохранить в памяти, а потом уже перенести на бумагу.

Фигуры, являющиеся заданиями для развивающей игры "внимание" показаны на рисунках ниже. Фигуры разделены на серии по шесть фигур в каждой. Сложность фигур возрастает по мере возрастания номеров внутри серии и от первых серий к последующим. На первом рисунке приведена первая часть фигур - заданий для игры "Внимание". Эти задания служат развитию главным образом внимания и зрительной памяти ребенка.

игра внимание

На втором рисунке показана вторая часть заданий для игры "Внимание". Более сложный ее вариант "Внимание - Угадайка". В этих заданиях серии меньше, они содержат всего по четыре фигуры. Однако в них заложена определенная закономерность изменения фигур. Эту закономерность должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди только три первых фигуры из задания, а четвертую он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама четвертая фигура служит в основном для проверки правильности выполнения задания.

игра внимание угадайка

Серии фигур из игры "внимание - угадайка" можно предлагать ребенку только тогда, когда после выполнения нескольких серий первой части игры "внимание" будет уверенность, что он сумеет точно нарисовать первые три фигуры, расположить их в ряд и последовательно и, сравнивая их друг с другом, догадаться о форме четвертой фигуры.

Выполнение заданий "внимание - угадайка" развивает, кроме внимательности еще и сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи и логику изменения фигур.

Играть в игру "Внимание" можно начинать даже с двух-трехлетними малышами, а с трех-четырехлетними детьми уже пробовать и игру "внимание угадайка", но эта игра очень полезна и более старшим детям, даже подросткам.

Что необходимо для игры "внимание" и "внимание угадайка"

На плотной бумаге нарисуйте фигуры в точном соответствии с рисунками, разрежьте таким образом, чтобы собрать вместе фигуры-задания по сериям, т. е. по шесть фигур в каждой серии (можно не разделять их, а нарезать фигурки полосками, как они расположены на верхнем рисунке, и сложить гармошкой для удобства использования). То же самое сделайте и со второй частью фигур-заданий для игры "внимание угадайка", но их отложите в отдельную коробку или пакет, так как они пригодятся несколько позже.

Дети рассаживаются в комнате с таким расчетом, чтобы у каждого был столик, парта или скамейка, где можно положить тетрадь или листок из тетради и рисовать на нем простым карандашом, и чтобы каждый мог видеть рисунок, который будет показывать ведущий игры.

Для рисования лучше брать простые мягкие карандаши, но затачивать их не очень остро, чтобы они не так ломались, и обязательно иметь пару запасных. Детям бывает очень обидно, если в самом разгаре игры карандаш вдруг выходит из строя, а другого нет. Можно запастись и ластиком, для исправления ошибок в рисунке, но это уже не обязательно.

Как играть в игру "внимание" и игру "внимание угадайка"

Способ игры во "Внимание" зависит от возраста детей, от числа играющих, от того, знакомы ли дети с игрой или встречаются с нею впервые, умеют ли они считать или нет, попадали ли они в условия, когда надо быть внимательными, или нет. С одними уже можно договориться, что все фигуры будем рисовать размером в две-три клетки (рисовать сначала лучше на бумаге в клеточку, т.е. в школьных тетрадках по математике). Можно располагать рисунки в строчку (по горизонтали) или сверху вниз (по вертикали). Если работы будут оцениваться "баллами", то, значит, надо, чтобы каждый перед началом игры написал на листке или на тетради свое имя, а если может, то и дату. В принципе это и не обязательно, но, если есть возможность, напишите имя ребенка на доске или крупно на листе бумаги. В возрасте трех-четырех лет малыши, игравшие в игру "внимание", уже легко срисовывают такую надпись, даже если не все цифры и буквы умеют писать.

С начинающими детьми, не знакомыми с игрой, лучше всего играть так. Спросите у детей: "Кто умеет играть во "Внимание", и если таких нет, то сразу предложите: "Сейчас, наверное, все научатся".

"Кто заметил, что я принес в пакете?" - спросите у детей, показывая пакет.

"Картинки" - может высказать предположение ребенок.

"Как вы это узнали? Я ведь их никому еще не показывал", - удивитесь вы.

"Но вот какие картинки? Это вы не знаете!" - подзадорьте малышей, делая вид, что прикрываете пакет. "Только самые внимательные дети узнают, что у меня там и даже нарисуют эти картинки в свою тетрадку", - предупредите вы, продолжая создавать атмосферу исключительной важности момента.

"Когда я скажу слово "внимание", я покажу одну картинку, но через три секунды спрячу. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что там нарисовано, а кто нет, тот не успеет. Проверим, кто у нас внимательный?" - спросите малышей.

Обычно полуминутного вступления вполне достаточно, чтобы заинтриговать малышей "проблемой": "Что это за картинки, почему их не показывают?" - и настроить на игру. Само начало игры можно обозначить вопросом: "Ну что ж, начнем проверку?" - и показать первую фигуру-задание.

"Кружок!" - радостным возгласом встретят малыши знакомую им фигуру на картинке и, как только вы спрячете ее, примутся рисовать кружок в тетради. Смотрите, у кого получается хорошо, и обязательно отметьте. Подготовьте в это время следующую фигуру из задания и, как только заметите, что последний кружок нарисован, вместе со словом "внимание" покажите его на несколько секунд.

Конечно, можно и не ждать, когда рисование закончит последний из малышей, и показать вторую фигуру-задание на несколько секунд раньше. Но так можно сделать только в том случае, если вы знаете характер ребенка и уверены, что такой ваш шаг "подстегнет" его рисовать быстрее, а не даст прямо противоположный результат, т.е. не приведет к тому, что ребенок бросит игру.

Обычно шести заданий вполне достаточно для одной игры, но для старших детей можно придумать новые серии из десяти заданий. Особенно это необходимо в тех случаях, когда игра становится соревнованием и результаты подсчитываются.

В ходе игры делайте главным образом одобрительные замечания, чтобы ребятишки воодушевлялись и даже играли азартно.

"Такую трудную фигуру - и все нарисовали!" - удивитесь вы, видя, что все ребята сумели достаточно хорошо воспроизвести фигуру: "Тогда я вам еще труднее фигуру задам! Ее, наверно, уже не все сумеют нарисовать точно."

А так как фигуры-задания каждой серии действительно постепенно усложняются, то эта угроза существует реально.

Показывать фигуру-задание следует один раз, а вот время можно изменять, например: если надо подсчитать число отрезков или кружков, то время показа фигуры можно немного увеличить, по мере возрастания сложности. Надо следить только за тем, чтобы не начиналось обычное срисовывание, когда можно посмотреть на образец за два-три раза, дорисовывая его по частям.

Как оценить рисунок ребенка

Если в игре участвуют несколько детей, то, конечно, интересно выявить победителя. Но, даже если вы играете с одним ребенком, ему хочется узнать, насколько точно он выполнил задание.

Можно сделать это так. Ведущий собирает все тетрадки или листики с рисунками в стопку и садится за стол. Вокруг становятся все участники игры и превращаются в судей (есть такой "метод экспертов", как при оценке фигурного катания на коньках). Рядом с первой тетрадкой ведущий кладет первую фигуру-задание, и все могут сравнить образец и его копию - детский рисунок.

Оценку можно давать по десятибалльной системе или по большинству голосов. За безукоризненный рисунок ставим десять баллов, а за недостатки и ошибки снижаем до девяти, восьми, семи и т.д. баллов. Если все считают, что за этот рисунок надо поставить "восьмерку", то ведущий выводит красным карандашом крупную цифру "8" под рисунком. Если же есть расхождения в оценке, то тогда голосуем, и принимается та, которая получила большинство голосов.

При оценке рисунков детей надо учитывать:

пропуск линий или излишнее их число (не все линии рисунка изобразил или нарисовал лишние) и в зависимости от общего количества линий снижаем оценку;

четкость линий (за слабые, прерывистые или проведенные штриховкой линии тоже снижаем балл); прямизну и кривизну линий (за кривые линии и неаккуратные тоже снижаем балл);

правильность окружностей (если круг похож на "картошку" - снижение балла);

длину линий, соотношение частей, сделал ли жирную линию или не заметил, что она толще других, расположил ли рисунки в линию или разбросал по странице как попало, сохранил ли углы или исказил их и т.д. и т.п.

Практику такой оценки дети быстро усваивают и судят очень объективно, а главное при этом - учатся сами находить ошибки и оценивать их. Эта половина игры очень ценна за ее удивительно эффективное влияние на детей. Столько дефектов подмечают в рисунках малыши, и таких интересных, что взрослым приходится учиться у них. Качество рисунков у ребят растет удивительно быстро, а когда дошкольники получают больше баллов, чем школьники за одинаковые задания, то это поучительно для всех.

Оценив все рисунки одного малыша, "судьи" переходят к рисункам второго, третьего и т.д. Сумма баллов (подсчитать ее могут иногда сами дети) за все рисунки и является окончательным результатом, который и сравнивают с другими. Победителем считается набравший наибольшую сумму.

Когда дети будут уже точно срисовывать фигурки-задания, не упускать детали, сосчитывать одинаковые части и т.п., можно перейти к игре "внимание - угадайка".

Подготовка к этой игре-соревнованию проводится так же, как и в предыдущей игре "внимание", но тут появляются важные дополнения к заданиям. Мало того, что надо нарисовать фигурки, надо еще проследить, как они изменяются при переходе от одной к другой. Значит, тут надо обязательно расположить их в один ряд и рисовать последовательно друг за другом. Если этого не сделать, то закономерности будет очень трудно обнаружить. Поэтому при подготовке к игре установите, что все будут рисовать:

а) все фигуры одного роста (одной величины), например в две, три или четыре клетки (если тетрадь в клетку), а если фигура из кружков, то каждый кружок в одну клетку или в полклетки и т.п.;

б) все фигуры в ряд - на одной горизонтальной линии или в колонку - по вертикали. Или изменяйте этот порядок от игры к игре, чтобы дети умели пользоваться и тем и другим способом;

в) рисовать их последовательно, т.е. ставить рядышком - около первой фигуры - вторую, около второй - третью и около третьей - четвертую.

В первый раз дайте только одну серию, но внимательно наблюдайте, как дети схватят главную идею - поймут ли, что вы показали им три фигуры для того, чтобы они догадались сами, какой должна быть четвертая. Сначала показывайте фигуры по одной, как обычно в игре "Внимание", а дальше скажите: "А четвертую нарисуйте сами! Кто догадался, какая она?" Покажите ее только при проверке, причем для этого положите сразу все четыре фигуры в ряд (или "в колонку"), чтобы закономерность их изменения была видна всем детям. Тут надо спросить у них, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать к проверке. Это задание чем-то похоже на фокусы для детей, когда не зная четвертой фигуры дети угадывают то, что нарисовано на бумажной карточке у взрослого.

Более развитым можно давать и две или три серии задания к игре "внимание угадайка" "в один присест" - если будет желание у играющих.

При оценке выполнения заданий за четвертую фигуру надо давать в два или три раза больше очков, чем за первые три, так как первые три фигуры дети видели и копировали по памяти, а четвертую рисовали, не глядя на нее - додумывались, анализировали, это уже акт творчества, и он должен цениться выше. Если в серии "спрятана" одна закономерность, то можно добавить десять баллов, а если две, то - двадцать. В седьмой серии задания к игре "внимание - угадайка" (условное название "Пузырьки"), например, надо уловить две закономерности: первая - что маленький пузырек "выходит" из большого и удаляется от центра каждый раз на половину своего диаметра, а вторая, что он еще и "вращается" против часовой стрелки каждый раз на четверть оборота. Поэтому тридцать баллов за четвертую фигуру можно распределить так: первые десять баллов за качество рисунка, плюс десять баллов, если ребенок догадался, что пузырек "выходит", и еще десять баллов, если узнал, что он еще и вращается.

Своеобразие мышления малышей приводит их иногда к оригинальным решениям, к которым надо относиться в высшей степени внимательно и оценивать всегда положительно, даже если логика ребенка покажется странной. В том же седьмом задании ("Пузырьки") одна шестилетняя девочка, вместо того чтобы удалить маленький пузырек из большого, спрятала его в четвертом рисунке опять внутрь. На вопрос ребенку: "Почему", девочка ответила "Маленький пузырек решил выйти на улицу погулять, а там холодно. Он постоял на крылечке, замерз и вернулся погреться". Этому ребенку "судьи", рассмеявшись, единогласно дали ей за такую логику решения десять баллов. Не надо поэтому смущаться того, что ответы могут не совпадать с имеющимся решением, важно, что мысль ребенка работала самостоятельно и он не угадывал, а искал ответ по существу и сумел свое решение обосновать. Надо всегда поощрять оригинальность, нестандартность мышления.

После освоения игры "Внимание" играть в нее можно сравнительно редко, например, раз в месяц и даже реже, так как она вначале дает толчок для развития внимания, а потом служит главным образом проверочным заданием, контролирующим сдвиги в развитии внимания малышей.

Когда будут исчерпаны фигуры-задания, очень полезно составлять новые серии, используя условные знаки и обозначения, применяемые в электротехнике, радиотехнике, топографии (ведь навыки умения читать плана и карт пригодятся всем), строительстве, дорожные знаки и т.п. Дети очень легко запоминают все эти знаки. Не делайте из подобных обозначений тайн, называйте их, как принято, и поясняйте детям, что они значат. При этом вы развиваете внимание и даете знания, усвоить которые позже будет существенно труднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использовании в работе с детьми развивающих игр логико-математического содержания.

в методической разработке представлена систма работы с развивающими играми логико-математического содержания: даны  критерии готовности коллектива к работе с данными материалами, ожидаемые резуль...

«Логико – математические дидактические игры используемые в работе со старшими дошкольниками» ( презентация)

«Научные понятия не усваиваются и  не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.»      ...

Авторская разработка "Развивающее пано логико-математической направленности "Солнечная полянка"

Материал разработан для работы с детьми младшего возраста(2-3 лет) по развитию сенсорной грамотности. Дидактический материал прост в исполнении и нетребует больших материальных затрат....

"Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками"

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих с...

Конспект занятия по логико-математическому и экономическому развитию детей дошкольного возраста с элементами сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.Задачи:Продолжать формировать мыслительные операции   анализа и синтеза.Развивать воображение, сообразительность. Развивать умение кл...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...