Формирование представления о сохранении количества у детей в процессе экспериментирования
статья по математике на тему

Сотникова Марина Владимировна

Формирование представления о сохранении количества у детей в процессе экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представления о сохранении количества у детей в процессе экспериментирования

Овладение принципом инвариантности (сохранения, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребенка.

Понятие сохранения означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому другому физическому параметру, несмотря на изменения формы или внешнего расположения, но при условии, что ничего не отнимается и не добавляется к ним.

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике существуют различные точки зрения относительно условий и причин формирования у ребенка представления о сохранении. Ж. Пиаже писал, что овладение понятием о сохранении — критический момент в психическом развитии ребенка, наступающий на седьмом-восьмом году жизни. Именно в этом возрасте, по его мнению , ребенок переходит к более высокому конкретно- операциональному уровню мышления

Отечественные психологи и педагоги (Л. Л. Венгер, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, Л.Ф. Обухова, Е.В. Проскура) указывают, что в условиях организованного обучения дети 6—7 лет овладевают пониманием сохранении и обратимости.

В современных программах ДОУ ставится задача по формированию представления о сохранении количества, начиная с младшего дошкольного возраста. Решение данной задачи часто затруднительно для педагогов, обычно они выбирают традиционные методы и приемы. Вместе с тем один из наиболее эффективных методов освоения детьми принципа сохранения — экспериментирование (И.Ф. Фасий).

Экспериментирование, по определению Н.Н. Поддьякова,- форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых необычных для ребенка задач.

Детское экспериментирование — это самостоятельная деятельность, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся в дошкольном.

Работа по формированию знаний о сохранении множества, длины, площади, объема, массы проводится  по нескольким направлениям и осуществлялась в три этапа.

На первом этапе использовались игровые проблемные ситуации с дискретными величинами: «Фокусы с пальчиками», «Каких шашек больше?», «Игра в кубики», «Матрешки водят хоровод», «Где больше пуговиц?», «Куда пропали бусинки?» и др.

Задания направлены на формирование у детей представления о независимости числа от расположения предметов. Основная цель таких заданий заключалась в том, чтобы научить  детей видеть: количество предметов не зависит от  того, где или каким образом они расположены

Сложности у детей возникали  только и начале формирования данного представления. Для поддержании интереса к заданию менялись игровые задачи и сюжет.

Уже в середине этого этапа дети без затруднения могли сравнить группы предметов между собой, используя разные способы проверки. Они пытались рассуждать, отвечая на вопрос: «Почему ты так думаешь?» Но правильные ответы появились только после 4-го занятия и то не у всех детей.

После 6-го занятия дети без затруднения отвечали на заданный вопрос, аргументировали свои ответы, быстро находили решение.

На втором этапе использовались игровые ситуации с непрерывными величинами. Данный этап наиболее обширный и сложный для детей. Интерес на каждом занятии был высок, так как использовался наглядный материал, менявшийся от занятия к занятию.

На занятиях чередовались разные формы организации детей. Например, проблемные ситуации: «Сложи квадратики», «Какая  колбаска больше?», «поможем мышкам помириться». Дети могли самостоятельно осуществлять преобразования, переливать, доливать воду, используя разные сосуды. Как и на предыдущих этапах, детям предлагаются  проблемные ситуации, вместе с детьми определяются цели и этапы работы, делаются выводы. В ходе деятельности дети выделяли последо- вательность действий, отражали их в речи.

На этом этапе было много упражнений, где ребенку следовало увидеть и исправить ошибку другого: «Помоги повару», «Почему обиделся Коля?», «Почему не хватило сока?» и т.д. После выполнения задания обязательно просили объяснить свое решение.

На протяжении ряда занятий на всех трех этапах детей учили пользоваться мерой и меткой, обучали новому способу проверки.

Кроме специально организованного процесса обучения экспериментирование включалось и в самостоятельную деятельность детей. Был организован уголок для проведения экспериментов, в котором находился разнообразный материал: стаканы, салфетки, соломки, камешки, песок, разная бумага, магниты, пата, резина и т.д.

При обеспечении свободного доступа детей к уголку им предоставлялась возможность выбора интересного пособия и экспериментирования с ним. В  ходе работы дети выступали как самостоятельные исследователи новых для них, специально сконструированных объектов, и и процессе преобразования этих объектов познавали их скрытые связи и отношения.

Деятельность по экспериментированию не была задана заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строилась самим ребенком по мере получения новых сведений об объекте.

В процессе активной поисковой деятельности дети сами искали ответы на вопросы, пробовали, ошибались, и в результате и приходили к получению новых неожиданных решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представления о сохранении количества

Сравниваемые друг с другом группы могут состоять из раз­личного количества предметов. Ребенок не знает, одинаковое или разное число предметов входит в эти группы. Чтобы пра­вильно ответить, он должен ...

Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга.

Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга....

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста....

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...

Презентация для защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для текста защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей с...