Формирование элементарных математических представлений. Сравнение множеств.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Григорьева Александра Владиславовна

Занятие по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Сравнение множеств»

 

Цели: Сформировать у детей умение сравнения множеств, повторить счет

Задачи: Развить навыки устного счета, развить внимание, развить навыки письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_sravnenie_mnozhestv.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Сравнение множеств»

Цели: Сформировать у детей умение сравнения множеств, повторить счет

Задачи: Развить навыки устного счета, развить внимание, развить навыки письма

Оборудование: 5 белочек на фланели, 7 орешков на фланели, 6 ежиков на фланели, 7 грибочков на фланели, цифры на фланели разные, фланелеграф, деревянные грибочки, корзинка, тетради в клетку каждому ребенку, карандаши.

Ход занятия:

На фланелеграф прикреплено 6 ежиков в кучку и 5 грибочков в кучку. (Остальные грибочки лежат на столе. Еще 2 грибочка нужно для того, чтобы запутать детей в момент выполнения задания)

П: Посмотрите дети, кто это у нас на доске?

Д: Ежики

П: А вы знаете, где ежики живут и что кушают?

Д: Ежики живут в лесу и кушают грибочки, дикие яблоки, ягоды, мышей

П: Давайте посмотрим, хватит ли всем ежикам грибочков.

(Педагог раскладывает ежиков)

Давайте посчитаем, сколько у нас ежиков (Педагог показывает на каждого ежика и считает вслух вместе с детьми)

Д: 6 (Педагог вызывает одного из детей и предлагает поставить около строчки ежиков нужную цифру)

П: А сколько грибочков?

(Педагог раскладывает грибочки под ежиками в строчку и считает вслух вместе с детьми)

Д: 5 (Педагог вызывает одного из детей и предлагает поставить около строчки грибочков нужную цифру)

П: Скажите, всем ежикам хватило грибочков?

Д: Нет

П: А что надо сделать, чтобы грибочков было поровну?

Д: Прибавить один грибочек

(Педагог вызывает одного из детей и предлагает сделать поровну грибочки и поменять цифру)

П: Теперь у нас поровну грибочков?

Д: Да

П: А что мы сделали, чтобы стало поровну?

Д: Мы к 5 прибавили 1

(Педагог предлагает каждому ребенку проговорить фразу «Мы к 5 прибавили 1»)

(Педагог убирает ежиков и грибочки и прикрепляет  5 белочек и 6 орешков в кучку. Еще один орешек лежит на столе, чтобы запутать детей в момент выполнения задания)

П: Смотрите дети, кто это у нас на доске?

Д: Белочки

П: А где живут белочки и чем они питаются?

Д: Белочки живут в лесу и кушают орешки, ягодки, желуди, грибочки

П: Давайте с вами посмотрим, всем ли белочкам хватит орешков

(Педагог раскладывает белочек в строчку)

Давайте посчитаем, сколько у нас белочек

(Педагог показывает на каждую белочку и считает вслух вместе с детьми)

Д: 5

(Педагог вызывает одного из детей и предлагает поставить около строчки белочек поставить нужную цифру)

П: Теперь давайте посчитаем орешки (Педагог раскладывает орешки в строчку под белочками и считает вслух вместе с детьми)

П: Сколько орешков?

Д: 6

(Педагог вызывает одного из детей и предлагает поставить около строчки орешков поставить нужную цифру)

П: Всем белочкам хватило орешков?

Д: Да

П: А орешков столько же, сколько белочек?

Д: Нет

П: А что нужно сделать, чтобы было ровно?

Д: Убрать один орешек

(Педагог предлагает одному их детей убрать один орешек и поменять цифру)

П: А что мы сделали, чтобы стало поровну?

Д: Мы от 6 отняли 1

(Педагог предлагает каждому ребенку проговорить фразу «Мы от 6 отняли 1»)

П: Молодцы! Маша, назови, пожалуйста, любое число, которое будет меньше 4

Маша: 2

(По такому примеру педагог каждому ребенку предлагает назвать число меньше или больше любого в пределах 6)

Физкульминутка

На ковре разложены деревянные грибочки.

П: Дети!  Давайте представим, что мы в лесу. Смотрите, сколько грибочков на полянке выросло! Сейчас мы будем их собирать. Я буду читать стихотворение, а каждый из вас по очереди будет заходить на полянку и собирать грибочки. Вы внимательно слушайте мое стихотворение, как только я прервусь, собирать грибочки уже будет нельзя! Начинаем!

(Педагог выстраивает детей в ряд. И объясняет, кто за кем пойдет.

Педагог старается прерваться, как только ребенок соберет 2-4 грибочка, чтобы ему было удобно держать их в руках.)

Ёжик жил в лесу дремучем

Очень ёжик был колючим.

Где бы ёжик ни ходил,

Всё везде он находил:

Яблоки, грибы, орешки,

Малым деткам на потешки.

Шишки, ягоды, цветы

Небывалой красоты.

Молодцы, ребята! Давайте теперь положим грибочки в корзинку.

(Педагог спрашивает у каждого ребенка, сколько у него грибочков и просит положить в корзинку, затем спрашивает, больше ли стало грибочков после того, как ребенок положил туда свои)

П: Молодцы, ребята, давайте теперь сядем на место. Сейчас будем писать в тетрадках. (У детей есть опыт работы в тетрадках)

Я хочу вас попросить нарисовать ровно в строчку через клетку 6 квадратиков. (Педагог  тоже рисует в тетради или на листочке квадраты, чтобы показать детям, как выполнять задание)

П:Теперь СТРОГО под квадратами нарисуйте кружочки. Но кружочков должно быть меньше, чем квадратов. Сколько хотите, но главное, кружочков должно быть МЕНЬШЕ, чем квадратов.

После того, как дети выполнили задание, педагог у каждого их них спрашивает:

П: Сколько у тебя квадратов?

Д: 6

П: А сколько кружочков?

Д: 3 (число может быть любое, меньшее 6)

П: Чего у тебя меньше, кружочков или квадратиков?

Д: Кружочков

П: А почему у тебя кружочков меньше, чем квадратиков?

Д: Потому что число 3 меньше, чем число 6

(При затруднении педагог проговаривает весь диалог несколько раз)

(После завершения задания педагог предлагает детям выполнить это задание еще 2 раза с другими предметами. Например, грибочки и елочки, треугольники и палочки)

Подведение итогов:

П: Сегодня мы с вами научились сравнивать множества.

(Педагог отмечает тех детей, которые хорошо показали себя хорошо на занятии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений. Сравнение по количеству.

ФЭМП Задание для занятий ФЭМП в старшей группе на тему сравненияС помощью данных заданий, дети научатся сравнивать;Отвечать на вопросы: Чего больше? На сколько меньше? На сколько  больше?...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Сравнение двух групп предметов» для детей младшего возраста

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Сравнение двух групп предметов» для детей младшего возраста...

Занятие по формированию элементарных математических представлений "Сравнение предметов по высоте"

Занятие с детьми второй младшей группы на совершенствование умения детей сравнивать предметы по высоте....

Занятие по формированию элементарных математических представлений "Сравнение предметов по величине, ширине"

Занятие с детьми второй младше группы на совершенствование умения сравнивать предметы по величине, ширине....

План-конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Сравнение предметов по длине, ширине, высоте» в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится с целью:Научить сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине), определять величину предметов на глаз;Познакомить с элементарными способами измерения (приёмы наложения, при...

Формирование элементарных математических представлений. «Сравнение предметов»

Цель: Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов; закреплять умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру и находить признаки сходства и различия, выражая их в речи....