Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детей с ОНР.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Ющишина Елена Петровна

Познакомить детей с образованием числа 9 и навыками счёта в пределах 9; учить согласовывать существительное с числительным в роде и падеже, развивать навыки счёта; развивать умение сравнивать дорожки по длине; развивать сравнительную степень прилагательного «самая длинная - короче - самая короткая»; развивать глазомер и логическое мышление; воспитывать доброту, взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/sites/default/files/dlya_nsportal.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детей с ОНР.

Примерная основная общеобразовательная программа  коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) Н.В.Нищевой, коррекционно-развивающих программ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, парциальными программами и современными образовательными технологиями.

Возрастная группа     старшая    

Тема: Конспект  НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детей с ОНР.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», « Здоровье»  

 Цель:  формирование элементарных математических представлений у детей.

Образовательные задачи:

познакомить детей с образованием числа 9 и навыками счёта в пределах 9;

учить согласовывать существительное с числительным в роде и падеже.

 Коррекционно-развивающие задачи:

развивать навыки счёта;

развивать умение сравнивать дорожки по длине;

развивать сравнительную степень прилагательного «самая длинная - короче - самая короткая»;

развивать глазомер и логическое мышление;

Воспитательные задачи:

воспитывать доброту, взаимопомощь.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная.

Методы: 
словесные (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.); 
наглядный (демонстрация, рассматривание и др.); 
практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические                           игры и упражнения и др.).

Оборудование: наборное полотно; цветные изображения 9 яблок и 9 груш; корзинка; коробка под фрукты; мягкая игрушка – пёс Шарик.

Раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками; подносы с цветными изображениями лимонов и апельсинов по 10 штук на каждого ребёнка.

Предварительная работа: прочитать повесть – сказку Э.Успенского «Трое из Простоквашино»; рассмотреть иллюстрации.

Ход НОД

 Игровая ситуация.

Привлекаю внимание детей и обращаюсь к ним:

-Сегодня, ребята, к нам с минуты на минуту должен зайти гость.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель:  - Постойте минутку. Пойду, посмотрю, кто же к нам стучится? (Выхожу за дверь и заношу собаку).

Пёс Шарик: - Гав, гав! Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут пёс Шарик.  К вам я проездом из Простоквашино. Кот Матроскин меня прислал за продуктами к Новому году. Вот и записка есть, чего и сколько нужно купить строго по счёту. Только вот беда - считать-то я не умею и не смогу правильно заказ выполнить. Эх, попадёт мне от кота Матроскина!

Воспитатель: - Не переживай, Шарик! Наши дети умеют считать и они тебе помогут. Поможем, ребята, Шарику продукты купить? Скажите, где продаются продукты? (ответы детей) Тогда давайте отправимся в магазин.

Основная часть.

Воспитатель берёт детей за руку и ведёт «змейкой» в «магазин». Сажает за столы.

Воспитатель: Вот мы пришли в магазин. Доставай, Шарик, записку. Сколько и чего надо купить?

Шарик «достаёт» записку и читает: «Купить: первое-9 яблок!»

Воспитатель: - А вот на «витрине» и яблоки. Вспомните, сколько яблок просил купить кот Матроскин? (ответ детей)

Воспитатель: - Давайте сосчитаем, сколько яблок на прилавке магазина? Иди, Никита, сосчитай. (1,2,3,4,5,6,7,8- всего 8 яблок).

Воспитатель: - А нам нужно 9 яблок. Как же нам сделать так, чтобы было 9 яблок? Подумайте. (Добавить 1 яблоко) Выходи, Ваня, ты будешь продавцом. Где у нас фрукты лежат? Вот они. Бери и добавляй. Сколько нужно добавить, Лера? (нужно добавить 1 яблоко).

Воспитатель: - Сколько стало яблок?   Сколько добавили яблок?   Как получилось 9 яблок? Молодцы!

Воспитатель обращается к Шарику: А, ну-ка, Шарик, давай посмотрим записку, что ещё нужно купить?

Шарик «смотрит» в записку.

Воспитатель: - Кот Матроскин просил купить груши. А вот и ящик с грушами. Выходи, Артем, выложи 8 груш. Выложи так, что бы каждая груша находилась под каждым яблоком. (Приглашаю ребёнка, который на наборном полотне выкладывает  груши).

Воспитатель: - Сколько ты выложил груш? (ответ) Посмотри, пожалуйста, чего больше: яблок или груш? (ответ ребёнка) На сколько яблок больше, чем груш? (ответ ребёнка) Чего меньше: груш или яблок? (ответ ребёнка) На сколько груш меньше, чем яблок? (ответ ребёнка) Как сделать так, чтобы яблок и груш было поровну? (ответ ребёнка) Но нам нужно, чтобы было 9 груш. Что будем делать, отнимать или прибавлять?  (ответ ребёнка)

Добавляем грушу и спрашиваю: - Сколько стало груш? (ответ детей)

Шарик: - Ой, надо запомнить, что к 8 прибавить 1 будет 9.

Воспитатель: - Молодцы! Давайте немного отдохнём, а потом будем дальше помогать Шарику.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.                     Дети поднимаются и потягиваются.

Два – согнуться, разогнуться.                     Дети сгибаются и разгибаются.

Три – в ладоши три хлопка,                        3 раза хлопают в ладоши.

Головою три кивка.                                       3 раза кивают головой.

На четыре – руки шире.                               Руки делают в стороны.

Пять, шесть – тихо сесть.                             Садятся на корточки.

Семь, восемь - лень отбросим.                 Подпрыгнуть как можно выше, подняв руки вверх.

Работа с раздаточным материалом.

Шарик: - Ой, играете вы хорошо. Помогите мне ещё и апельсины и лимоны купить.

Воспитатель:- Ну-ка, скорее поможем Шарику.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Ребята, положите перед собой карточку. Проведите указательным пальцем правой руки по верхней полоске. А теперь проведите также по нижней полоске. (Дети выполняют).

Воспитатель: - Теперь слушайте задание: выложите на верхнюю полоску 8 апельсинов. (Дети кладут  8 апельсинов) Сколько, Катя, поставила апельсинов на верхнюю полоску? (ответ ребёнка) Слушайте дальше: на нижнюю полоску поставьте 9 лимонов. Поставьте так, чтобы каждый лимон был под каждым апельсином. (Дети выполняют)

 Воспитатель:- Сколько, Лера, положила лимонов на нижнюю полоску? (ответ ребёнка) Чего больше: апельсинов или лимонов? (ответ ребёнка) Как сделать так, чтобы лимонов и апельсинов стало по 9? (ответ ребёнка)

Дети добавляют 1 апельсин.

Воспитатель: - Сколько  стало апельсинов? (ответ детей) Что мы можем сказать про апельсины и лимоны? (ответ  детей) Молодцы! (Обращается к Шарику) Запомнил, Шарик?

Шарик: - Гав, гав! Конечно! Спасибо, ребята! Теперь кот Матроскин будет доволен. Я привезу с собой 9 яблок, 9 груш, 9 апельсинов и 9 лимонов. Теперь я знаю, как получается число 9. К 8 добавим 1, будет 9.

Воспитатель:  - Вот, Шарик, твоя корзинка с фруктами.

Шарик: - За вашу помощь, ребята, хочу поиграть с вами в игру «Найди нужную дорожку».

Игра «Найди нужную дорожку».

Дети выходят на ковёр. Перед ними 3 дорожки разной длины: самая короткая – длиннее – самая длинная. Воспитатель даёт первое задание:

-Ваня, встань возле самой короткой дорожки.

Второе задание:

-Лера, встань возле самой длинной дорожки.

Третье задание:

-Никита, встань возле дорожки, которая короче самой длинной.

Воспитатель даёт задание всем детям.

Воспитатель: - Молодцы, подойдите ко мне и слушайте следующее задание: нужно посадить Шарика на ту дорожку, которую я назову. (Воспитатель даёт детям задание, дети их выполняют)

 Шарик:- Ну, мне пора. Спасибо вам, ребята. Повезу фрукты в Простоквашино. До свидания! Приезжайте к нам в гости.

 Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Математическое королевство»

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"

С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР

Конспект занятия по теме "Геометрические фигуры:круг,квадрат,треугольник"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «математический теремок"

ОО «Познавательное развитие»1.Учить решать математические задачи и задачи шутки.2.Закреплять  знания детей в счете в пределах 10 и цифрах от 1-10, ориентировки на листе бумаги, геометрических фиг...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных матемаических представлений у детей старшей комбинированной группы с задержкой психического развития с использованием...