План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «В гости к цифре 7»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Потапова Татьяна Валентиновна

План-конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по РЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsifra_7.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе.

Тема: «В гости к цифре 7»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:  

«Познавательное развитие».  Закреплять умение понимать отношения между числами в числовом ряду. Закрепить навык порядкового счёта. Упражнять в написании графических диктантов и решении арифметических примеров. Совершенствовать умение в изменении геометрической фигуры по трём признакам для получения другой фигуры.

 «Речевое развитие».   Развивать  свободное общение со взрослыми и детьми. Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух: правильное произношение слов и их окончаний. Совершенствовать диалогическую форму речи, умение высказываться. Активизировать в речи детей слова – из вне, внутри, вне; названия грибов – подосиновик, боровик, лисички, опята.

«Социально-коммуникативное развитие».  Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:  привычки, манеры. Формировать дружеские взаимоотношения, чувство единства, сплоченности  через движения, жесты, мимику в играх. Развивать коммуникативные навыки, умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение. Обеспечивать высокую умственную и речевую активность детей.

 «Физическое развитие».   Развивать координацию движений, двигательную активность детей. Сочетать  движения с речью. Укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников (динамические и музыкально-ритмические упражнения). Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям), стабилизировать эмоциональное состояние с помощью положительных эмоций (здоровьесберегающие технологии).

Методы и приемы:

- практические: игра, динамическая пауза, графический диктант, сюрпризный момент; обследование;  

- наглядные: рассматривание, игра–задание, показ;

- словесные: рассказ воспитателя, ситуативный разговор,   вопросы воспитателя, пояснение.

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор; экран; презентация динамической паузы.

Демонстрационный материал: Лист бумаги с изображением большого чёрного круга. Конверт с написанной на нём цифрой 7. Большой лист бумаги с изображением трёх пересекающихся окружностей красного, синего и жёлтого цвета. Красный, синий и зелёный фломастеры. Карточки с числовыми рядами, в которых пропущены некоторые цифры. Плоскостные изображения яблони (без яблок), на которой написана цифра 7, корзины с прорезями для яблок, на которых написаны примеры.

Раздаточный материал: Лист бумаги в клетку для графического диктанта, палочки Кюизенера, "Блоки Дьенеша", простой и цветные карандаши

Предварительная работа: Чтение сказок - «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь - гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Семь Симеонов». Заучивание пословиц.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная

Динамическая  пауза  "Выполни действие"
Цель: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Продуктивная

Графический диктант.

Цель:  Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги в разных направлениях. Развивать логическое мышление.

Игровая

1. Игра "Палочки Кюизенера".

Цель:   развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Закреплять знания о  сенсорных эталонах, и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте.

2. Игра "Рассели геометрические фигуры".  

Цель:    Закрепить знания о геометрических фигурах, умение рисовать геометрические фигуры, выполняя словесные инструкции воспитателя.

3. Игра "Числовые ряды".

Цель:    Совершенствовать  умение составлять числовую последовательность. Закрепить знания прямого и обратного счёта.  

4.    Игровое задание с элементами ТРИЗ "Измени фигуру".

Цель: Совершенствовать умение преобразовывать геометрическую фигуру по трём признакам (величина, форма, цвет), для достижения результата, используя ТРИЗ.

5. Игра "Цветочная поляна" (Логические блоки Дьенеша).

Цель:  Совершенствовать умение классифицировать, «читать» простейшую графическую информацию. Закрепит знания о геометрических фигурах.  

6. Игра "Яблонька".

Цель: Закрепить умение решать арифметические задачи . Развивать логическое мышление.

7. математическая игра "Задача в стихах".

Цель: Активизировать умственная деятельность. Развивать логическое мышление.

Коммуникативная

Беседа. Вопросы. Пояснения.

Цель:   Развивать  свободное общение со взрослыми и детьми. Совершенствовать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух: правильное произношение слов и их окончаний; диалогическую форму речи, умение высказываться.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент.

Рассаживаются на свои места.

Проявляют положительные эмоции и активность, настрой к предстоящей деятельности.

Сюрпризный момент.

Письмо от почтальона. (конверт, на котором написана цифра 7)

Вопросы к детям: 

- Какая цифра его написала?

- Да, это письмо от цифры 7. Она приглашает нас к себе в гости. Хотите отправиться к ней в гости?

- Как вы думаете, где она живет?

Подведение итога:

Цифра 7 живет  в сказочной стране цифр и чисел. Это очень большая страна. Игровая ситуация:

Приглашение в гости к цифре 7.

- Мы будем путешествовать по ней от станции к станции. А на чём мы поедем, вы сейчас отгадаете.

Отвечают и высказывают свои предположения.

Выявлены знания о цифре 7. Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

Графический диктант.

Вопросы к детям:

- На что похожа получившаяся фигура?

- Значит, в путешествие мы отправимся на поезде.

- Подрисуйте паровозу окна, колёса.

Выполняют задание.

Закрепление умения писать "Графический диктант", ориентироваться на листе бумаги в разных направлениях.

Работа с палочками Кюизенера.

Цветные палочки послужат нам вагонами. Разложите палочки в одну линию по порядку, начиная с самой короткой.

Вопросы к детям:

- Сколько вагонов у нашего поезда?

- Каким по порядку стоит жёлтый вагон?

- Вагон, какого цвета стоит шестым?

- Какой по порядку вагон  находится между розовым и красным вагонами?

- Найдите вагон, который стоит рядом с жёлтым, но не красный. Какого он цвета?

- Какой вагон левее голубого?

- Перечислите по порядку цвета вагонов: сначала слева направо, затем справа налево.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Сформировано  представление о числе на основе порядкового  счета и измерения. Выявлены знания о  сенсорных эталонах - цвета, размера, и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте.

Станция «Волшебная лужайка».

Игра на интерактивной доске "Рассели геометрические фигуры".

Подведение итога:

В геометрических обручах находится 7 фигур.

Выполняют задание.

Выявлены знания о геометрических фигурах. Сформировано умение рисовать геометрические фигуры, выполняя словесные инструкции воспитателя.

Станция «Сосчитай-ка».

Динамическая пауза.

Слайд1.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем наклонов.

Слайд 2.

Сколько маленьких кружков, столько сделаем прыжков.

Слайд 3.

Сколько видишь ты грибов, столько сделай. ты, хлопков.

Слайд 4.

Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.

Считают. Выполняют движения в соответствии с изображением, текстом.

Упражняются в количественном счёте.

Обеспечена потребность детей в движении, снятии мышечного и умственного напряжения.

Математическая игра"Задача в стихах".

Чтение стихотворения Г. Демыкина. Хорошо у нас в лесу!

Производят арифметические действия на словесной основе.

Активизирована умственная деятельность.

Станция «Числовые ряды».

Игра  «Какие цифры пропущены?».

В числовых рядах, в которых пропущены некоторые цифры, дети поочерёдно или все вместе называют соответствующие числа.

Выявлено умение составлять числовую последовательность.

Закреплены знания прямого и обратного счёта.

Станция «Измени фигуру».

Игровое задание с элементами ТРИЗ "Измени фигуру".

Изменить геометрическую фигуру четыре раза по трём признакам (величина, форма, цвет), чтобы в результате получился большой зелёный овал

Выявлено умение изменять геометрическую фигуру по трём признакам (величина, форма, цвет), для достижения результата, используя ТРИЗ.

Станция «Сказочная».

Вопрос к детям:

- Дети, вспомните и назовите сказки, в которых встречается число 7.

- Назовите пословицы и поговорки, в которых встречается число 7.

Выслушиваю ответы детей.

Сформирован навык  свободного общения со взрослыми и детьми.

Станция "Цветочная"

Игра «Цветочная поляна» (блоки Дьенеша).

Пояснение:

Чтобы узнать, как расположены цветы на поляне, надо расположить блоки в соответствии с изображением символов на карточке (в 3 обручах).  

Выполняют задание. Раскладывают блоки по заданным свойствам ( красные, толстые, не маленькие; желтые, большие, не круглые и т.д.)

Закреплено знание геометрических фигур. Умение их классифицировать, «читать» простейшую графическую информацию.

Станция «Яблонька».

- Вот мы и добрались до последней станции. Надо нам подкрепиться. (Выставляю на доске изображения яблони, яблок и корзины.) А вот и яблонька!

Вопросы к детям:

- Какая цифра на ней написана?

Пояснение:

- У яблони необычные яблоки: если произвести арифметические действия с цифрами, которые на них написаны, получится число 7. Соберите в корзину только такие яблоки.

- Сколько яблок у нас в корзине?

Решают арифметические примеры и вкладывают яблоки в прорези корзины.

Сформировано умение решать арифметические задачи.

Рефлексия.

- Какая цифра сегодня приглашала нас в гости?

- Что Вам понравилось в гостях у цифры 7? 

Ответы детей.

Сформировано умение анализировать свою деятельность, умение строить сложные предложения, отвечать на вопросы воспитателя.