Конспект "Играем в сказку"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Конспект занятия по плоскостному и пространственному моделированию на базе игры танграм, счетных палочек, листа мебиуса, флексагона и оригами для детей старшего лошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aksenova_zanyatie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Играем в сказку»

   Программное содержание.

* Образовательные задачи:

- закреплять навыки плоскостного и пространственного                 моделирования на базе игры «Танграм», счетных палочек, листа Мебиуса, флексагона и оригами;

- совершенствовать умение самостоятельно анализировать схемы и составлять по ним изображения, ориентироваться в пространстве;

- закрепить представление детей об односторонности листа Мебиуса и умении доказать этот факт;

- закреплять знания детей о русских народных сказках;

- учить узнавать сказку по предложенному фрагменту;

- побуждать к пересказу, используя характерные слова и выражения.

     *  Развивающие задачи:

- стимулировать развитие пространственного мышления, умственных способностей;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

     *  Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к моделированию; чувство коллективизма, сотрудничества, умение договариваться; культурно выражать свое мнение;

- воспитывать желание драматизировать художественное произведение, используя различные модели.

     Словарная работа:

- закреплять в речи новые слова: флексагон, лист Мебиуса.

            ХОД ЗАНЯТИЯ

     - Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вам нравятся? Какие сказки о животных вы знаете? Какими словами начинаются сказки?

    - Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказке. А вот по какой, вы должны догадаться.  Послушайте начало сказки: «Жили-были дед да баба».

- Догадались? Почему нет? Тогда слушайте еще отрывок из сказки: «Летом в лесу было привольно. Но прошло лето, пришла зима. Решили беглецы избу рубить».

- А как вы понимаете выражение «избу рубить»?

- Ребята, из чего можно дом построить? Правильно. А я знаю одну игру, из которой тоже можно построить дом (показ фигур  игры «Танграм»). Узнали? Кто скажет, как она называется? Хотите и вы из этих деталей попробовать построить дом? (Вывешиваю схемы).

                                   

 (Дети моделируют дом. Один ребенок работает у доски).

   - «Вот живут они себе – впятером – поживают. Узнали про это волки». Вот такие (выставляю образец).

                                     

-  Как вы думаете, из чего сделан этот волк? (Из палочек)

- А вы сумеете сделать точно такого?

-  Тогда берите палочки и приступайте к работе. А я посмотрю, у кого из вас    

 получится такой же волк как на образце.

      Палочки в руках держу,

      С ними очень я дружу.

      Есть у нас в руках сноровка –

      Волка сделаем мы ловко.

 Дети выполняют работу по схеме, выкладывают изображение волка (звучит спокойная музыка).

- Молодцы, ребята! Быстро справились с заданием!

- Рома, сколько четырех угольников в фигуре твоего волка?

- Алеша, сколько палочек ты использовал для ушей? хвоста?

- Для моделирования какой части фигуры волка потребовалось самое большое количество палочек? Как узнали? (сосчитали).

- Народная мудрость гласит: «Волка ноги кормят». Убежали наши  волки в лес и побежали по разным дорожкам-тропинкам (дети убирают палочки).

-  Посмотрите, ребята, что у меня в руках? (Лист Мебиуса). Как мы его сделали? Расскажи, Катя, расскажи, Рома. Правильно.

- Как вы думаете, куда приведут дорожки волчью стаю? (« Я думаю, что волчья стая придет к домику»).

- А ты как думаешь, Настя? Докажите. Возьмите бумажную модель волка и проведите его по этим дорожкам.

-  Куда пришел твой волк, Тимур? А твой, Ира? А что ты скажешь про своего волка, Вася? (Вышли к дому).

-  Ребята, давайте запутаем  волков. Как мы можем перехитрить их? У нас есть волшебные многоугольники (показываю флексагон).

-  Кто помнит, как они называются? А что обозначает слово «флексагон»?

-  Как мы при помощи флексагона можем спрятать домик? (у флексагона есть скрытая грань). Правильно, спрячьте домик.

-  Молодцы! Надежно спрятали!

Физкультурная минутка:

А хотите узнать, что в том домике происходит? (Читаю отрывок из сказки).  

- Перечислите, кто живет в домике? (Дети перечисляют – бык, баран, свинья, гусь и петушок). Узнали сказку? Назовите ее. («Зимовье зверей» - русская народная сказка). Совершенно верно.

- Хотите поиграть в сказку? Но у нас нет персонажей. Что делать? Конечно, их можно сделать из волшебных квадратов. Надо договориться, кто каких героев будет делать. (Дети договариваются, выбирают соответствующего цвета бумагу, приступают к работе, звучит музыка). Дети моделируют персонажей сказки из бумаги в технике оригами. Воспитатель, затрудняющимся детям предлагает воспользоваться поэтапными образцами.

   - Ну, что, герои готовы, можно и в сказку поиграть. (Дети при помощи изготовленных персонажей инсценируют отрывок из сказки).

- Ребята, вот и закончилась наша игра в сказку. Вам  понравилось?

- Как называлась сказка?

- Что мы использовали для создания дома для животных? («танграм»)

-  Какая фигура помогла нам спрятать домик от волков? (флексагон)

- Как называется техника при помощи которой мы смоделировали животных? (оригами).

- Из чего еще мы сегодня моделировали на занятии? (из счетных палочек)

- Ребята, знаете мне так жалко расставаться со сказкой. А что если мы с вами, сегодня вечером немного порепетируем, и покажем эту сказку детям младшей группы, согласны? Тогда осторожно складывайте своих персонажей возле домика.